Файл: Назначение и структура правового обеспечения защиты информации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Роль права в регулировании комплекса отношений в сфере защиты информации.

Лицензирование в области защиты государственной тайны.

Правовые основы деятельности предприятий со сведениями, составляющими государственную тайну.

Правовые основы допуска должностных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну.

Правовое регулирование защиты конфиденциальной информации.

Правовое регулирование защиты информации персонального характера.

Обязанности оператора обработки ПД.

Закрепление права предприятия на ЗИ в нормативных документах.

Правовые основы защиты информации от несанкционированного доступа.

Правовые основы ЗИ в РФ от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам.

Ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

Ответственность за преступления в сфере компьютерной информации.

Организация службы безопасности объекта.

Аттестация объектов информатизации.

Защита информации при подготовке материалов к открытому опубликованию.



6) осуществляет межотраслевую координацию деятельности по обеспечению безопасности, осуществляет государственный контроль в области обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры, по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации в аппаратах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации

7) осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный контроль и межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны, контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, а также рассмотрение дел об административных правонарушениях;

8) вносит в установленном порядке представления о применении мер ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации по вопросам своей деятельности;

9) устанавливает нормы и требования, касающиеся противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

10) выдает предписания на приостановление работ на объектах федеральных органов исполнительной власти, органов

11) организует радиоконтроль за соблюдением установленного порядка передачи служебной информации должностными лицами организаций

12) организует и проводит лицензирование деятельности по осуществлению мероприятий и (или) оказанию услуг в области защиты государственной тайны

13) организует проведение работ по оценке соответствия средств противодействия техническим разведкам, технической защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий

14) выполняет в установленном порядке специальные работы по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации;

15) организует использование активных средств противодействия техническим разведкам;

  1. 1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   17

Правовые основы защиты информации от несанкционированного доступа.



Статья 2 N 149-ФЗ

обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам;

Под субъектами информационных отношений понимают:

– государство в целом или его отдельные органы и организации;

– общественные или коммерческие организации и предприятия (юридические лица);

– отдельные лица (физические лица).
Правовые основы для защиты информации для данных субъектов дает пункты 3 и 4 статьи 6 149 Федерального закона.

Для удовлетворения законных прав и интересов субъектов информационных отношений необходимо постоянно поддерживать следующие основные свойства информации: доступность, целостность и конфиденциальность.
п3. Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:

1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

2) использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.
п4. Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:

1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;

2) принимать меры по защите информации;

3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.
149ФЗ Ст 16. Государственное регулирование отношений в сфере защиты информации осуществляется путем установления требований о защите информации, а также ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:



1) обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

3) реализацию права на доступ к информации.
Требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи.
149ФЗ Ст 16. п. 4

Обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязаны обеспечить:

1) предотвращение несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации;

2) своевременное обнаружение фактов несанкционированного доступа к информации;

3) предупреждение возможности неблагоприятных последствий нарушения порядка доступа к информации;

4) недопущение воздействия на технические средства обработки информации, в результате которого нарушается их функционирование;

5) возможность незамедлительного восстановления информации, модифицированной или уничтоженной вследствие несанкционированного доступа к ней;

6) постоянный контроль за обеспечением уровня защищенности информации;

7) нахождение на территории Российской Федерации баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации.
Требования к защите АС от НСД указаны в: Руководящий документ Гос. Тех комиссии «Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации» от 30 марта 1992 г.

Требования к защите СВТ от НСД указаны в: Руководящий документ Гос. Тех комиссии «Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации»
НСД определяется как доступ к информации, нарушающий установленные правила разграничения доступа, с использованием штатных средств, предоставляемых СВТ или АС (Руководящий документ Гос. Тех комиссии «Концепция защиты средств вычислительной техники и автоматизированных систем от несанкционированного доступа к информации» от 30 марта 1992 г.)


Основные направления обеспечения защиты от НСД

6.1. Обеспечение защиты СВТ и АС осуществляется:

- системой разграничения доступа (СРД) субъектов к объектам доступа;

- обеспечивающими средствами для СРД.

6.2. Основными функциями СРД являются:

- реализация правил разграничения доступа (ПРД) субъектов и их процессов к данным;

- реализация ПРД субъектов и их процессов к устройствам создания твердых копий;

- изоляция программ процесса, выполняемого в интересах субъекта, от других субъектов;

- управление потоками данных в целях предотвращения записи данных на носители несоответствующего грифа;

- реализация правил обмена данными между субъектами для АС и СВТ, построенных по сетевым принципам\

6.3. Обеспечивающие средства для СРД выполняют следующие функции:

- идентификацию и опознание (аутентификацию) субъектов и поддержание привязки субъекта к процессу, выполняемому для субъекта;

- регистрацию действий субъекта и его процесса;

- предоставление возможностей исключения и включения новых субъектов и объектов доступа, а также изменение полномочий субъектов;

- реакцию на попытки НСД, например, сигнализацию, блокировку, восстановление после НСД; - тестирование; - очистку оперативной памяти и рабочих областей на магнитных носителях после завершения работы пользователя с защищаемыми данными;

- учет выходных печатных и графических форм и твердых копий в АС;

- контроль целостности программной и информационной части как СРД, так и обеспечивающих ее средств.
  1. 1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   17

Правовые основы ЗИ в РФ от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам.


149ФЗ Ст 16. п. 4

Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России) - Указ Президента РФ от 11.08.2003 № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации».

Основными задачами ФСБ России в области защиты информации являются:

  • обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, и противодействия иностранным организациям, осуществляющим техническую разведку;

  • формирование и реализация в пределах своих полномочий государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности;

  • организация в пределах своих полномочий обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности по вопросам: (в том числе)