Файл: Консультация для воспитателей и родителей "Интерактивные игры для детей с овз".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Консультация для воспитателей и родителей: "Интерактивные игры для детей с ОВЗ"
     Термин "интерактивное обучение" является сравнительно новым в педагогике. Он появился в педагогическом лексиконе в 1990-ых годах, когда понятийное пространство педагогики стало интенсивно осваиваться смежными науками. Считается, что само понятие "интерактивное обучение" происходит от термина "интерактивность", заимствованного из научного направления в социологии.

Концептуальной основой интерактивного обучения стали теории интеракционистской ориентации, сформировавшиеся в первой трети XX века. Существенное влияние на интерактивное обучение оказали концепции гуманистической психологии и психотерапии (1950-е – 1960-е гг. XX века), а также социально-перцептивного когнитивизма (1960-е гг). Однако, некоторые авторы полагают, что интерактивное обучение зародилось в недрах активного обучения (термин "активное обучение" ("Action Learning") ввел в 1930-х годах английский ученый Рег Реванс).

Термин «интерактивные технологи» появился в 1960-х годах ХХ века. В данный период средства массовой информации произвели столь значительные изменения в характере общения, что стали говорить об информационной революции. Четкого определения интерактивных средств и технологий тогда не существовало. Под интеракцией, как правило, понимали взаимодействие пользователя и программ, базы данных с субъектами управления этими программами.

Интерактивное обучение основано на взаимной обратной связи между студентом и преподавателем, что позволяет незамедлительно и своевременно дать обучающимся оценку их действий, результатов и их последствий, а также получить информацию о необходимости внесения дополнений и изменений в методическое обеспечение учебного процесса. Как отмечает Н. А. Волгин, в интерактивном обучении образованная обратная связь быть реализована на основе фиксации положительного опыта или рекомендаций изменений в позитивном конструктивном плане с помощью кумулятивной промежуточной оценки результатов обучения, что придает интерактивному обучению черты программированного обучения.

На современном этапе ведется аналитическая и научно-исследовательская работа по проблемам, связанным с разработкой, организацией, и внедрением интерактивного обучения в образовательный процесс высшей школы. Однако следует отметить, чтосамостоятельной теории интерактивного обучения как таковой не существует, так как развитие
интерактивного обучения происходило спонтанно, и теоретические исследования, призванные осмысливать его особенности и обеспечивать развитие, отстали от деятельности практиков. Очевидно, что период накопления эмпирических данных завершен и существует необходимость создания целостной общепризванной теории интерактивного обучения, основанной на четкой методологичекой базе, единых принципах и подходах.

Интерактивные игры вызывают у детей:

• познавательный интерес;

• способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления;

• могут служить средствами развития речи и двигательных качеств;

• развивают мелкую моторику, координацию;

• развивают двигательную память;

• повышают работоспособность головного мозга;

• готовят руку к письму.

При организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу нужно:

- продумывать организацию разных способов совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей;

- уметь видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей.

Таким образом, различные формы работы целесообразны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,

- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,

- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. С одной стороны, президент поставил перед каждым учреждением РФ задачу: иметь собственное электронное представительство в Интернете, с другой стороны – существует реальная угроза здоровью, возникающая при раннем приучении малышей к компьютеру. Однако бурное развитие информационно-коммуникативных

технологий привело к тому, что компьютер в детском саду стал необходим. Внедрение инновационных технологий в образовании прежде всего даст возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.

Что же такое информационные технологии?  ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Если сказать простыми словами ИКТ – это способы создания, фиксации, переработки и распространения информации.

Применение ИКТ позволяют решить следующие задачи:

  • Формирование психологической готовности к обучению в школе.

  • Индивидуализация и дифференциация обучения.

  • Формирование способности принимать решения.

  • Формирование интереса к игровой и к учебной деятельности.

  • Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей.

  • Развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности.

  • Развитие волевых качеств

  • Развитие произвольной моторики пальцев рук

Области применения ИКТ для развития дошкольников:

  • Использование глобальной сети Интернет.

  • Использование компьютера для ведения документации.

  • Использование развивающих компьютерных программ.

  • Использование компьютерных презентаций на занятиях.

  • Использование интерактивной доски в НОД.

  • Использование компьютера для диагностики детей.

Большинство современных развивающих компьютерных игр для дошкольников имеет достаточно красочную анимацию, удобный интерфейс, не требует дополнительных настроек. Однако далеко не все массовые компьютерные игры можно использовать для работы с детьми, поскольку многие из них не соответствуют методике обучения детей с нарушениями речи, а в некоторых случаях содержат ошибки. Выходом из такого положения может стать создание собственных слайд-фильмов и компьютерных презентаций, разработанных педагогами с учетом особенностей развития их воспитанников.

Можно создать собственные компьютерные презентации Microsoft PowerPoint разработанные с учетом особенностей развития детей. Технология создания презентаций в программе Microsoft PowerPoint не требует углубленных знаний и навыков программирования. Их применение на логопедических занятиях интересно большинству детей и, что немаловажно, самому педагогу.


При использовании презентации педагог может заранее подобрать необходимые иллюстрации, которые будут возникать на мониторе с различными спецэффектами.

Создание презентации для дошкольников с ОВЗ имеет ряд особенностей. Фон презентаций лучше выбирать однотонный, не отвлекающий внимания от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Меняя его несколько раз в течение презентации, логопед удерживает непроизвольное внимание детей. Иллюстрации должны быть крупными и реалистичными, не перегруженные лишними деталями. Недопустимо использовать нерезкие фотографии, изображения, способные вызывать у детей испуг или неприязнь. Умеренное применение спецэффектов помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой, однако чрезмерное увлечение ими приводит к обратному эффекту: занятие затягивается, у детей быстро наступают пресыщение и утомление.

Использование мультимедийных презентаций в педагогической деятельности способствует:

  • повышению эффективности усвоения материала детьми;

  • повышению скорости запоминания (включаются три вида памяти детей:

  • зрительная, слуховая, моторная);

  • активизации и развитию высших психических функций, мелкой моторики

  • рук;

  • формированию теоретического, творческого и рефлексивного мышления

  • обучаемых, повышению их интеллектуально-творческого развития;

  • созданию дополнительных визуальных динамических опор для анализа

  • ребенком собственной деятельности;

  • подготовке детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

Использование компьютерных технологий в деятельности педагогов позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование. Информационные технологии значительно расширяют возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса. Выявляются следующие преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании в работе с детьми с ОВЗ:


1) Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.

2) ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат своих действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления.

3) Наличие современных информационно-технических средств и навыков работы с ними позволяет педагогу намного эффективнее выполнять поставленные задачи.

4) Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога; способствовало изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ в целом; повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий, а также качество предоставляемых сопроводительных материалов; мотивировало и стимулировало познавательную и творческую активность педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.

Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и особенностей программы.