Файл: Основный вклад Я. А. Коменского в развитие дидактики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КАСПИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНЖИНИРИНГА имени Ш.ЕСЕНОВА
доклад
На тему: основный вклад Я.А.Коменского в развитие дидактики
По дисциплине «Педагогика»
Выполнил(и):
Орысбаева Айдана
Студенты 2 курса, группы РЯЛ-21-2
Актау, 2023 год
Содержание:
Введение- стр.3-4
Биография и деятельность- стр.4-5
Философские основы педагогической системы Коменского- стр.5-7
Педагогическое учение Коменского « Великая дидактика»- первое научное обоснование педагогической теории – стр.7-8
Дидактика как теория обучения- стр. 9-10
Основные категории педагогики Коменского – стр. 10-11
Заключение – стр. 12.
Список литературы- стр. 13.
Введение
Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка- своего господина и сопровождал его в школу.
Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей.
Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века. И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.
Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение педагогики – это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.
Любая отрасль человеческих знаний складывалась в науку только тогда, когда достаточно четко вычленялся и конкретизировался специфический, только ей присущий предмет исследования. Педагогика как уже сложившаяся наука имеет свой предмет и свои задачи исследования.
Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.
Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и, в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей.
Начиная с XIII века Восточную Европу охватили децентрализационные процессы. Объединенные в течение тысячи лет единой религией и общими врагами люди обратились к новым ценностям. Католическая церковь, пытавшаяся унифицировать мир по принципам, которые они считали изначально и единственно правильными, за эту тысячу лет превратилась в огромную империю, носящую политический, религиозный и культурный характер. Начавшееся антикатолическое движение имело неоднородный характер. В Восточной Европе оно совпало со становлением национального характера. Вместе с Возрождением и Новым временем к западным славянам пришло особое чувство "самости". Именно эти причины приводят нас к анализу многих положений теории одного из самых знаменитых педагогов мира - Яна Амоса Коменского. Значение трудов Яна Амоса Коменского наиболее полно выявляются лишь в нашу эпоху. Универсальный гений Коменского трудно классифицировать. При изучении теоретических трудов и практических результатов деятельности Яна Амоса Коменского можно отметить такие определения, как «учитель народов», «Коперник педагогики», «классик мировой педагогики» и «Галилей педагогики». Это и оригинальный философ, и великий педагог, и выдающийся писатель, и филолог, видный религиозный и политический деятель, Коменский сочетал в себе эти сферы деятельности как органическое единство, как синкретизм высшего порядка, ориентированный на достижение блага всего человечества.
Биография и деятельность
Гениальный сын чешского народа, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великий мыслитель
, патриот, демократ-гуманист Ян Амос Коменский принадлежит к числу тех исторических личностей, которые своим беззаветным служением народу снискали неувядаемую славу и любовь. В своём докладе я обосновала педагогическую теорию крупнейшего педагога, выдающегося общественного деятеля XVII века Яна Амоса Коменского. Ведь многие из них вошли в практику современной школы. Коменского называют отцом педагогики, учителем народов. Он создал педагогические и философские труды, пронизанные духом гуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду. Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетения человека человеком, пламенную любовь к родине оптимистическую веру в будущее, равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всех народов. Он был борцом за прекращение и уничтожение всех войн и восстановлением всеобщего мира на земле.
Я.А. Коменский родился 28 марта 1592 года в городке Нивница. Детство пришлось на период разгула в Европе чумы. За несколько лет подряд умерли его отец, мать, две сестры. Кроме того, Чехия, зажатая между вечно противоборствующими Австрией и Венгрией, оказалась в полосе постоянных столкновений армий и банд обоих сторон. И ответом на такую ситуацию стало создание гуситского движения.
В 1608 году Ян становится учеником школы Чешских братьев в Пшерове. В 1611 году он проходит обряд протестантского крещения и прибавляет в своему имени второе - Амос. По рекомендации ректора школы Яна Ланеция он, в том же году, отправляется в Герборнский университет. В 1613 году Коменский перебирается на богословский факультет Гейдельберга. Вернувшись в Пшеров 26-летний Ян был возведен в ранг протестантского священника. Он женится на Магдалене Визовской и принимает место управляющего Советом братской Общины и учителя-проповедника в Фульнеке. Здесь он начинает свой первый труд "Письма к небу". Это произведение направлено против несправедливости земного устройства, и ведется в защиту бедности от произвола богатых. Здесь же он выпускает антикатолическую книгу "Разоблачение Антихриста".
Постепенно продвигается религиозная карьера Коменского. Он входит в экспедиции священников, которые подбирали места для убежищ Чешским братьям в других странах, его посылают с посольством к низвергнутому монарху Чехии Фридрих Пфальцскому.
4 февраля 1628 года вместе с группой протестантов ему вновь пришлось покинуть Чехию и отправиться в город Лешно. Здесь он становится ректором национальной школы и примерно в этот период Ян Амос Коменский начинает свой труд "Великая дидактика". Он приходит к мысли, что одной из главнейших наук человечества является педагогика. Только образуя и воспитывая человека, мы сможем построить благоустроенные государства и хозяйственные системы, считал великий педагог. Он пишет трактаты "Открытая дверь языков", "Открытая дверь предметов" , "Предвестник пансофии" . Произведения Каменского становятся известными среди протестантских педагогов и Самуэль Гартлиб, известный английский реформатор, приглашает его в Англию.
В Англию он отправляется летом 1641 года. Он оказывается в протестантском государстве, получает возможность беспрепятственно работать. В Швеции, по замыслу канцлера этого государства, Коменский должен на практике осуществить реформу школы, описанную педагогом в "Великой дидактике". Местом для эксперимента был избран Эльбинг (ныне территория Польши). Однако, в 1648 году, не дождавшись результатов деятельности, по разным причинам, Яна Амоса, шведы приняли за основу школьную реформу, предложенную упсальским университетом. Коменский возвращается в Лешно и становится епископом. К тому времени постоянные военные неудачи подорвали дух Чешских братьев и отражением этого является трактат Коменского "Завещание умирающей матри - Общины братской - своим сыновьям и дочерям, коим вручает она богатства свои и назначает наследников".
В 1650 году Коменский получает очередное предложение высоких особ - князь Сигизмунд Ракоци предложил ему осуществить реформу трансильванских школ в Верхней Венгрии. 13 февраля 1651 года началось преподавание по новой системе в городе Шарош-Патак. Успехи преподавательской деятельности заставляют отказаться Коменского от политической деятельности, он начинает работу над "Миром чувственных вещей в картинках". Он составляет песенно-драматический сборник "Школа-игра" для обучения детей латинскому языку.
И вновь в работу педагога вмешивается война. Польша, оккупированная Швецией восстала, и 27 апреля 1656 года польские партизаны осадили Лешно. В этой войне он утратил все имущество, накопленное за 28 лет, а также, большую часть своих рукописей. Многие протестантские центры наперебой зазывали к себе Яна Амоса. Он решил избрать для своего поселения Амстердам (столицу Батавии). Сын давнего покровителя Коменского Лаврентий де Геер взялся оплачивать труд педагога и издание его сочинений. Результаты не замедлили сказаться. В Нюрнберге выходит "Мир чувственных вещей в картинках". В 1657-1658 году издана наконец "Великая дидактика" в четырех томах. Книгу ожидал оглушительный успех. Ученый начинает работу над "Всеобщей мудростью".
И вновь война. Англия и Нидерланды вошли в конфликт. Однако авторитет Коменского в тот момент уже стоял на недосягаемой высоте. По призыву педагога воюющие стороны заключили мирный договор. Результатом жизненных размышлений о собственных коллизиях и судьбе Европы становится труд "Всеобщее исправление". В этом всеобъемлющем труде наряду с наивными
, идеалистическими мыслями Коменский рисует облик устройства мира, знакомого жителям второй половины XX века.
Постепенно годы берут свое. Последние свои работы он уже диктует. В ноябре 1670 года Яна Амоса Коменского не стало.
Философские основы педагогической системы Коменского
Говоря о Яне Амосе Коменском мы должны учитывать его разнородную деятельность. Он и публицист, и проповедник, и политик, и педагог. Сам же для себя он избирал главнейшим делом философию.
Прежде всего, это жажда охватить полностью огромный поток новых знаний и открытий, который в ту эпоху действительно переливался через край прямо на глазах. Второе - необходимость подчинить необъятные масштабы науки определенной системе, а точнее, вывести из нее определенную систему. И наконец - стремление при всей разнородности познаваемого "материала" прийти в его понимании к общей гармонии, которая, особенно на первых порах, должна была устранить противоречие между научным познанием и истиной, "явленной" в Священном писании".
Философия зачастую соприкасается с обучением. Многие из классических философов были одновременно и педагогами. Высшее университетское образование в Западной Европе от рождения до сегодняшних дней неразрывно связано с философским знанием. Но, ни в одном учении, кроме дидактики Я. А. Коменского, мы не наблюдаем такого взаимопроникновения идей философии и педагогики.
Коменский живет в одно время со многими известными личностями человеческой истории. Среди его современников называют Шекспира и Сервантеса, Лопе да Вега, Меркатор, Бруно, Коперник, Декарт, Гоббс, Спиноза и Гассенди, известно, что Ян Амос близко был знаком с Рембрандтом в последний период своей жизни. Коменский стоял на пороге двух эпох. В его время формировалось лицо современной науки, ее методология и методы.
С точки зрения Коменского, цель человека - использовать данные Богом качества для достижения гармонии человеческого духа с окружающим миром. Такая гармония "космического" характера является одной из самых прогрессивных идей древнегреческих и римских мыслителей.
В его трудах проявляется характерная для славянизма черта - прославление "общего дела", которое должно объединить всех людей Земли в единую совокупность.
Поистине гениальные мысли развивает Коменский, говоря о трех причинах трудности научных занятий. Первой причиной он считает рабский способ постановки занятий; второй причиной - порочный способ изучения вещей, когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах; третья причина - несовершенство метода.