Файл: Основный вклад Я. А. Коменского в развитие дидактики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следующим главным принципом работы школы по Коменскому является систематичность обучения. Необходимо доводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. В обучение, он считал, надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факторы и примеры; идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении, затем переходить к изучению его отдельных сторон.

В педагогике Коменского видное место уделяется роли учителя. Ведь само по себе образование не имеет никакого смысла без обучающего субъекта. Но в то время авторитет учителя был ничтожно мал. Коменский же требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой - сам учитель понял, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон собственного достоинства. Учитель, писал он, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески, будить интерес учащихся к знаниям.

Одновременно учитель должен быть и проповедником, человеком, который знакомит учеников с Откровением Господним. И в этой связи учителю Коменского легче быть авторитетом для своих учеников, нежели простому наемному служащему. Но в то же время, это требование является отступлением от собственных принципов Коменского - обучение детей независимо от их вероисповедания.

Коменского считал ,что учительство является не столько профессией, сколько призванием. Человек должен прийти к мысли о том, что он будет давать образование подрастающему поколению в ходе жизненных переживаний. Он должен иметь солидную теоретическую подготовку, прежде чем приниматься за этот труд. Кроме того, учитель не должен быть обеспокоен о собственном благополучии, оно обеспечивается принимающей общиной..

Учитель, по Коменскому, постоянно совершенствуется в своих знаниях и умениях. "Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-либо полезному" . Учитель должен учить учеников всему и всесторонним образом "ради доставления человеку всецелого совершенства".


В качестве последнего наставления учителям Коменский говорит о том, чтобы они никогда не забывали цель и задачу своего класса, всегда четко представляя что должно быть достигнуто в ходе обучения. А вместе с целью прямого обучения тем или иным предметам, Коменский ставит задачу нравственного воспитания, как одного из главнейших в человеческой жизни.

Заключение

Личность великого европейца, «учителя народов», философа, педагога и писателя Я. А. Коменского и его труды, бесспорно, принадлежат к самому значительному и непреходящему, что дали славянские народы Европе и человечеству, а также самим себе. Теория и практика обучения и воспитания, литературное и философское наследие Коменского до сих пор служат мощным импульсом развития европейского общества и вновь приобретают актуальность в процессе создания новых международных и культурных отношений, становятся идеей, которую следует понимать не только символически, но также исторически и практически. Он всегда стремился служить международному сообществу, указывая ему путь совершенствования дел человеческих. После смерти Я. А. Коменского из европейской политики на несколько столетий как бы исчез чешский вопрос и его произведения оставались в тени. Рациональное просвещение XVIII в. Из многочисленных трудов Коменского признало только его педагогическое наследие, и то с определенными претензиями и оговорками. И только в ХIХ в. Возобновился интерес к жизни и творчеству Коменского, но глубокое изучение его трудов началось лишь в ХХ в. Только в этом век были высоко оценены философские и социально-исправительные идеи Коменского, его стремление к гармоничному образованию всех людей и призыву к миру, терпимости и справедливости. Труды Коменского возникли в условиях ХVII в. и, естественно отражали противоречия того времени и сложный путь человеческого познания. Он во многом опередил свое время, по своей общечеловеческой значимости его творчество является ценным наследием во всей мировой культуре.

Великая заслуга Коменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма и гуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено его предшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическое учение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.



«Наступит то время, Коменский, когда

множество образованных людей будут почитать все

сделанное Вами, уважать будут мечты и надежды Ваши»

В. Г. Лейбниц.

Список литературы:

1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. - М.: 1982.

2. Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. Т.2. - М.: 1982

3. Альт П. Прогрессивный характер педагогики Каменского. - М., 1959.

4. Джибладзе Г.Н. Философия Коменского. - М., 1982.

5. Кроль В.М. Психология и педагогика.- М. 2004г.

6. Кратохвил М.В. Жизнь Яна Амоса Коменского. - М.: 1991.

7. Лордкипинадзе Д.О. Ян Амос Коменский. - М.: 1990.

8. Смоляницкий Я.А. Три века Яна Амоса Коменского. - М.: 1987.