Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах Дисциплина Разработка учебнометодического обеспечения учебного процесса учителем начальных классов Практическое занятие 1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 6923
Скачиваний: 103
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная
организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Разработка учебно-методического обеспечения учебного
процесса учителем начальных классов
Практическое занятие №1
Выполнил:
Обучающийся Давыдовская Маргарита
Игоревна
Преподаватель:
Ершова Наталья Николаевна
Задания по теме 1.1 Нормативная и учебно-методическая документация,
регламентирующая деятельность учителя начальных классов.
Цель занятия: закрепление знаний о нормативной и учебно-методической
документации, регламентирующей деятельность учителя начальных классов,
формирование умения применять их для решения практических задач.
Задание 1. Изучите и проанализируйте статью «ФГОС НОО». Дополните тезисы.
1. ФГОС в РФ устанавливается в соответствии с требованиями
«Закона об
образовании»
2. ФГОС выдвигает три группы требований:
a)
Требования к результатам освоения основной образовательной
программы начального общего образования
b)
Требования к структуре основной образовательной программы
начального общего образования
c) Т
ребования к условиям реализации основной образовательной программы
начального общего образования
3. Отличительной особенностью нового ФГОС является отказ от
традиционного
представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков
4. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных,
метапредметных, предметных результатов.
5. Общеучебные умения, общие способы деятельности принято называть УУД
6. Реализация программ формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения ФГОС.
7. Отличительной особенностью обучения является то, что, наряду с традиционным письмом, ребенок начинает осваивать клавиатурный набор
текста
8. С использованием ИКТ изучаются
все предметы образовательной
программы (как урочные, так и внеурочные)
9. В начальной школе должен широко применяться метод
демонстрация
предметов: орудий труда, образцов горных пород, сельскохозяйственных
растений.
10. ФГОС устанавливает требования к информационно-образовательной среде.
11. ФГОС предполагает реализацию как урочной, так и внеурочной
деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности.
12. Время, отводимое на внеурочную деятельность, 10 академических часов (в
неделю) в предельно допустимую нагрузку школьников.
13. В 1 классе урок должен длиться не более 40 минут минут.
14. Продолжительность учебного года в 1 классе составляет 33 недель, во 2-4 классах — не менее 34 недель.
15. Продолжительность каникул в течение года обучения – не менее не менее 30
календарных дней.
Задание 2. Проанализируйте учебники по предметам общеобразовательной программы.
На основе анализа учебника или учебной тетради (предмет и класс на выбор,
например: математика 1 класс, 1 часть) оформите запись с указанием вида работы, системы обучения, автора, названия и данных учебника.
Учебник по Математике, 1 часть, 1 класс М.И. Моро. «Просвещение» 2001.
Выделите виды заданий в анализируемом учебнике (укажите страницу и номер задания):
А) требующие анализа, сравнения, обобщения, оценки прочитанного; Стр. 5
Б) исследовательского характера, побуждающие учащихся к поискам и догадкам, к наблюдениям; стр. 6
В) проблемные вопросы; стр. 7
Г) требующие применения приобретенных УУД не только в новой, учебной, но и в жизненной ситуации. Стр. 8
Д) учебные задания, основанные на воссоздающей деятельности (работа по образцу, повторение и т.п.); стр. 32
Е) задания, которые требуют самостоятельности и инициативности детей в выборе необходимых способов получения результата учебной деятельности. Стр.
60
Ж) специальные рубрики (сигналы, значки), побуждающие школьника осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки, сравнивать результаты своей деятельности с эталоном, самостоятельно оценивать процесс и результат решения учебной задачи. Стр. 29
З) упражнения, способствующие отработке умения находить общий способ построения учебных задач (в рамках изученного материала), умения и желания выполнить любую задачу творчески. Стр. 68
Задания по теме 1.2 Особенности современных подходов и педагогических
технологий в области начального общего образования
Цель: закрепление знаний об особенностях современных подходов и
педагогических технологий в области начального общего образования,
формирование умения применять их для решения практических задач.
Задание 3. Составление аннотированного указателя по проблеме
«Педагогические технологии в области начального общего образования».
В рамках заявленной темы проведите обзор журнальных статей, специальной литературы и подготовьте аннотированный указатель по проблеме.
1. Лукьянова Е.Г. Использование современных образовательных технологий в начальной школе//Обучение и воспитание: методики и практика.-2015.-№19.- с.35-40. Основная цель обучения в начальной школе научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать и использовать в практической деятельности огромную информацию. Использование современных образовательных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, вызвав более высокий уровень и интерес к учебе. Основой образовательной системы является информационно- образовательная среда. Которая позволяет осуществить движение к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям.
Использование современных образовательных технологий в начальной школе становится актуальной задачей школьного преподавания.
2. Новикова Н., Фролова С. Педагогическое проектирование – технология формирования информационной компетентности младших
школьников//Образовательная политика.-2015.-№3.-с.122-125. Описывается опыт работы экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» по разработке и внедрению материалов к учебно-методическому комплексу «Мой друг
Компьютер», реализуемому в III-IV классах по модулю «Практика работы на компьютере» в рамках учебного предмета «Технология». Содержание учебно- методического комплекса направлено на формирование у младших школьников системы универсальных учебных действий, развитие навыков использования информационно-коммуникационных технологий для решения социально-коммуникативных, познавательных и творческих задач в учебной и внеурочной деятельности.
3. Карбышева Е.И. Современные педагогические технологии в начальной школе//Обучение и воспитание: методики и практика.-2013.-№4.-с. 12-15.
Актуальность данной темы заключается в заказе общества в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества. Повысить результаты обучения и развитие логического мышления возможно, если применять приёмы дифференцированного подхода, направленные на оптимальное использование зоны ближайшего развития учащихся. Современное образование, рассматриваемое как социальный институт, система, процесс, результат, представляет собой единство обучения и воспитания, которые реализуют основные принципы смены парадигмы с информационной, сообщающей на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика.
4. Мелехова А.А., Шилина С.Н., Педагогические технологии и их использование в начальной школе//Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения,-2009.-№8.-с.271-275. Когда учителя перестанут учить, Ученики, наконец, смогут учиться. Ларошфуко. Новизна педагогических технологий.
Задание 4. Составьте фрагмент урока (занятия) с использованием проектной технологии.
Проект «Краски природы в литературе», 4 класс. Урок литературы
Цель: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов
Задачи: находить образы природы в поэтических произведениях, воплощение поэтических образов в художественных образах.
Компьютер», реализуемому в III-IV классах по модулю «Практика работы на компьютере» в рамках учебного предмета «Технология». Содержание учебно- методического комплекса направлено на формирование у младших школьников системы универсальных учебных действий, развитие навыков использования информационно-коммуникационных технологий для решения социально-коммуникативных, познавательных и творческих задач в учебной и внеурочной деятельности.
3. Карбышева Е.И. Современные педагогические технологии в начальной школе//Обучение и воспитание: методики и практика.-2013.-№4.-с. 12-15.
Актуальность данной темы заключается в заказе общества в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества. Повысить результаты обучения и развитие логического мышления возможно, если применять приёмы дифференцированного подхода, направленные на оптимальное использование зоны ближайшего развития учащихся. Современное образование, рассматриваемое как социальный институт, система, процесс, результат, представляет собой единство обучения и воспитания, которые реализуют основные принципы смены парадигмы с информационной, сообщающей на развивающую самостоятельную познавательную активность ученика.
4. Мелехова А.А., Шилина С.Н., Педагогические технологии и их использование в начальной школе//Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения,-2009.-№8.-с.271-275. Когда учителя перестанут учить, Ученики, наконец, смогут учиться. Ларошфуко. Новизна педагогических технологий.
Задание 4. Составьте фрагмент урока (занятия) с использованием проектной технологии.
Проект «Краски природы в литературе», 4 класс. Урок литературы
Цель: дать возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово, способствовать развитию личностного восприятия и осмысления образов
Задачи: находить образы природы в поэтических произведениях, воплощение поэтических образов в художественных образах.
Обсудили поэтические стороны времени года, обсуждая стихотворения о природе я сделала акцент о том, что каждая книга имеет свою обложку и природа имеет свою обложку, меняет ее, что стихотворения написанные поэтами о природе были ими сформированы в процессе наблюдений за природой и переданы всем нам.
После обсуждения я объяснила суть конечного продукта занятия – это проект
«Краски природы в литературе». Согласно выбранному поэтическому произведению подобрать или сделать фотографии природы, которые соответствуют данному произведению.
После выполнения задания, каждый учащийся защищает свою работу, объяснее почему сделан именно этот фотоотчет, как он сослагается с произведением.
Задания по теме 1.3 Теоретические основы и методика планирования в
начальном образовании
Цель: закрепление знаний о теоретических основах и методике планирования в
начальном образовании, формирование умения применять их для решения
практических задач.
Задание 5. Составьте кластер по вопросу «Функции планирования в начальном образовании».
Задание 6. Выберите любую тему по любому учебному предмету начальной школы и разработайте тематическое планирование, отражающее следующие параметры:
Математика. 1 класс «Школа России»
№ п/ п
Разделы, темы уроков
Цели уроков
Средства обучения
Деятельность учителя
(основные шаги)
Деятельность обучающихся
(основные шаги)
Показатели результатов, образовательн ые продукты
Методы контроля
Домашн ее задание
Подготовка к изучению чисел.
Пространственные и временные представления
1 Счет предметов выявить умения учащихся вести счёт, учить практически выполнять счёт предметов, используя количественн ые и порядковые числительные
Учебник
«математик а», Пк, иллюстраци и, интерактивн ая доска, карточки познакомить с предметом, учебником и рабочей тетрадью. Проверить умения учеников по пересчёту предметов
. Учить пересчитывать предм еты
Практически выполнять счёт предметов, используя количественные и порядковые числительные.
Урок, задание для закрепления правила, примеры аналогий
(карточки)
Устный, письменны й нет
2
Пространственн ые представления
«вверху»,
«внизу»
«справа»,
«слева» в ходе практической работы и наблюдений выявить умения ориентироват ься в пространстве и соотносить понятия
«слева»,
«справа»,
«сверху»,
«снизу» с действиями
Учебник
«математик а», Пк, иллюстраци и, интерактивн ая доска, карточки
Моделировать расположение объектов в пространстве, проверить умения учеников словесного описания расположения объектов
Определять местоположение предметов в пространстве; устанавливать пространственн ые отношения с помощью сравнения: выше
– ниже, слева – справа.
Урок, задание для закрепления правила, диалог, примеры аналогий
(карточки), видеофильм
Устный, опрос, наблюдени е нет
3
Пространственн ые представления
«раньше»,
«позже»,
«сначала»,
«потом»,
«впереди», «за» выяснить, как сформирован ы у учащихся элементарные временные представлени я: «раньше»,
«позже»,
«сначала»,
«потом»; работать над развитием внимания, мышления
Учебник, счетный материал, презентация
«Теремок»
Формирование мотивационной деятельности, определения у учащихся возможностей соблюдения событий их последовательности.
Воспроизводить последовательно сть чисел от 1 до
10 в порядке увеличения и уменьшения; познакомиться с новыми понятиями.
Урок, презентация, диалог, принцип построения
Наблюден ие, опрос, устный нет
учащихся, прививать детям аккуратность
4
Отношения
«столько же»,
«больше»,
«меньше»
Раскрыть предметный смысл отношение
«больше»,
«меньше»,
«равно»
Учебник, счетный материал
Учить строить ответ в устной форме, учить проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом, учить сравнивать предметы опираясь на сравнение чисел.
Сравнивать группы предметов.
Выяснять, в какой из групп предметов больше
(меньше), столько же.
Урок, презентация, принцип построения, аналогии, наблюдения
Наблюден ие, опрос, устный нет
5
«На сколько больше?
На сколько меньше?»
Учить сравнивать группы предметов, определять, на сколько в одной группе предметов больше
(меньше), чем в другой, уравнивать группы
Учебник, счетный материал
Учить сравнивать две группы предметов, делать выводы, принимать и сохранять учебную задачу
Сравнивать группы предметов
«столько же»,
«больше на ..»,
«меньше на ...»; использовать знания в практической деятельности.
Урок, задание для закрепления правила, примеры аналогий
(карточки)
Наблюден ие устный опрос нет
4
Отношения
«столько же»,
«больше»,
«меньше»
Раскрыть предметный смысл отношение
«больше»,
«меньше»,
«равно»
Учебник, счетный материал
Учить строить ответ в устной форме, учить проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом, учить сравнивать предметы опираясь на сравнение чисел.
Сравнивать группы предметов.
Выяснять, в какой из групп предметов больше
(меньше), столько же.
Урок, презентация, принцип построения, аналогии, наблюдения
Наблюден ие, опрос, устный нет
5
«На сколько больше?
На сколько меньше?»
Учить сравнивать группы предметов, определять, на сколько в одной группе предметов больше
(меньше), чем в другой, уравнивать группы
Учебник, счетный материал
Учить сравнивать две группы предметов, делать выводы, принимать и сохранять учебную задачу
Сравнивать группы предметов
«столько же»,
«больше на ..»,
«меньше на ...»; использовать знания в практической деятельности.
Урок, задание для закрепления правила, примеры аналогий
(карточки)
Наблюден ие устный опрос нет
предметов двумя способами
6
Закрепление знаний.
«Пространствен ные и временные представления».
Закрепить знания, полученные на прошлом занятии
Презентаци я
«Задачки», учебник
Объяснение основной цели урока, планомерное проведение проверки, поддержание активности на уроке
Уравнивать предметы; сравнивать группы предметов.
Урок, презентация
Наблюден ие, устный опрос нет
Помните, что моделируемая технология должна удовлетворять требованиям системности, структурированности, воспроизводимости, планируемой эффективности, оптимальности затрат.
6
Закрепление знаний.
«Пространствен ные и временные представления».
Закрепить знания, полученные на прошлом занятии
Презентаци я
«Задачки», учебник
Объяснение основной цели урока, планомерное проведение проверки, поддержание активности на уроке
Уравнивать предметы; сравнивать группы предметов.
Урок, презентация
Наблюден ие, устный опрос нет
Помните, что моделируемая технология должна удовлетворять требованиям системности, структурированности, воспроизводимости, планируемой эффективности, оптимальности затрат.
Задания по теме 1.4 Технология разработки методической продукции учителя начальных классов (методическая
разработка, методические рекомендации УМК)
Цель: закрепление знаний о технологии разработки методической продукции учителя начальных классов (методическая
разработка, методические рекомендации УМК), формирование умения применять их для решения практических задач.
Задание 7. Составьте перечень программно-методических материалов на основе знакомства с программно- методическим обеспечением современной начальной школы.
Перечень программно-методических материалов на основе знакомства с программно-методическим
обеспечением современной начальной школы
1. Рабочая программа по ФГОС (с отражением методов, форм организации деятельности учащихся, средства и тд.)
2. Конспект уроков с технологической картой (для знакомства с методами, формами организации деятельности учащихся)
3. Конспект/сценарий внеклассного мероприятия по предмету (ознакомление с работой по выявлению и развитию способностей учащихся)
4. Контрольные работы, тестовые задания и тд. (знакомство с методами и формами оценивания)
5. План/программа воспитательной работы и тд. по усмотрению педагогических работников.
Задание 8. Подготовьте презентацию учебно-методического комплекта начального общего образования (по выбору).
Задания по теме 2.3 Валеологические требования к расписанию уроков в начальных классах
Цель: закрепление знаний о валеологических требованиях к расписанию уроков в начальных классах, формирование
умения применять их для решения практических задач.
Задание 9. Сравните и проанализируйте расписание уроков учащихся с требованиями рациональной и гигиенической организации педагогического процесса.
Параметры анализа:
- общая нагрузка учащихся в течение дня и недели;
- количество ежедневных подготовок.
План работы:
1.
Проанализируйте шкалу трудностей предметов:
Шкала трудности предметов на уровне начального общего образования (по СанПиН 1.2.3685-21)
Учебные предметы
Количество баллов
Математика
8
Русский язык / Родной язык
7
Информатика и ИКТ
6
Иностранный язык
7
Окружающий мир
6
Литературное чтение
5
Изобразительное искусство
3
Музыка
3
Технология
2
Физическая культура
1 2. Возьмите за основу любой пример расписаний уроков в начальной школе и проанализируйте расписание уроков учащихся с требованиями рациональной и гигиенической организации педагогического процесса.
3. Занесите полученные результаты в таблицу.
4. Сделайте вывод.
Результаты:
Режим работы школы (5-
6 дневный)
6-дневный
Время начала занятий
8-30
Наличие 1 и 2 учебных смен
1 учебная смена
Недельная нагрузка 1-х классов
20 часов
Недельная нагрузка 2-4 классов
24 часа
Нагрузка учащихся в течение дня с учетом шкалы трудности учебных предметов
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Понедельник 23 27 24 22
Вторник
21 28 30 30
Среда
24 21 23 18
Четверг
22 21 22 26
Пятница
19 21 21 21
Нагрузка учащихся в течение недели с учетом шкалы трудности учебных предметов
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Понедельник 23 27 24 22
Вторник
21 28 30 30
Среда
24 21 23 18
Четверг
22 21 22 26
Пятница
19 21 21 21
Очередность «трудных» предметов чередуется
Чередование предметов разных видов деятельности чередуется
Количество домашних письменных подготовок в день
1 класс – нет
2-4 класс - 3
Время проведения внеклассной работы
Определенные дни после классной работы
Вывод:
При анализе расписания выявлено полное соответствие требованиям и нормам СанПиНа.
Задание 10. Составьте расписание уроков в 3 классе на основе шкалы трудности учебных предметов на уровне начального общего образования.
Шкала трудности предметов на уровне начального общего образования (по СанПиН 1.2.3685-21)
Учебные предметы
Количество баллов
Математика
8
Русский язык / Родной язык
7
Информатика и ИКТ
6
Иностранный язык
7
Окружающий мир
6
Литературное чтение
5