Файл: Изменение формы представления информации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспект урока информатики в 5-м классе по учебнику Босовой Л.Л. на тему «Изменение формы представления информации»

Практикант: Класс: 5

Дата проведения: 19.04.2022г.

Тема урока: Изменение формы представления информации

Тема раздела: Обработка информации.

Учебник: «Информатика: учебник для 5 класса», авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю. издательство «Бином. Лаборатория знаний».

Тип урока: Изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, интерактивная доска с проектором.
Цель: Познакомить с обработкой информации, связанной с изменением формы её представления, но не изменяющей содержания, происходящей при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации.

План:

  1. Орг. момент:

  • Поприветствовать друг друга.

  • Объявить план сегодняшнего урока.

  • Записать число и тему.

  • Повторение:

    • Определение понятия “обработка информации”.

    • Типы обработки информации.

    • Задачи, решенные на прошлом уроке.

  • Новый материал:

    • Кодирование и декодирование.

    • Систематизация.

    • Поиск.

  • Практическая работа за компьютерами.

  • Домашнее задание.

    Для урока:

    • рабочие тетради

    • учебник «Информатика 5» под ред. Л. Л. Босовой

    • презентация

    • раздаточный материал (таблицы)

    • кабинет информатики, проектор, компьютеры

    • телефонный справочник, словари, энциклопедии и т. п.


    - Здравствуйте! Садитесь.

    - Сегодня мы вспомним, чем занимались на прошлом уроке (неделю назад). Затем займёмся кодированием и декодированием информации, систематизацией информации и поиском информации. Запишите домашнее задание в дневники: параграф 1. 13, №8 стр. 53

    - Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Изменение формы представления информации». слайд №1 

    1 вопрос: Что такое обработка информации?

    Ответ: Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи. (Сначала выслушать детей, т. к. дома нужно было выучить определение из параграфа 1. 12. Затем показать слайд №2
     из презентации. Дети, которые выучили и рассказали правильно, увидели подтверждение своих слов. Дети, которые дома не выучил или выучил плохо, сейчас ещё раз вспомнили определение.)

    2 вопрос: С какими типами обработки информации вы знакомы?

    Ответ:

    1. Обработка, связанная с получением новой информации.

    2. Обработка, связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая её содержания.

    (Сначала выслушать детей, затем показать слайд №3)

    - А ещё мы решили 2 задачи.

    В одной задаченужно было ответить на вопрос, т. е. получить новую информацию из уже имеющейся. (слайд №4). В другой задаче нужно было расшифровать сообщение, т. е. изменить форму, а не содержание. (слайд №5)

    Вопрос: Ребята, задачи, какого типа вы чаще всего решаете на уроках математики?

    Ответ: На уроках математики мы решаем чаще всего задачи похожие на первую, т. е. связанные с получением новой информации.

    Молодцы. А вот процесс изменения формы представления информации часто сводится к процессам её кодирования и декодирования (раскодирования).

    (слайд №6)

    Способы кодирования:

    Графический – с помощью рисунков и знаков

    Числовой – с помощью чисел

    Символьный – с помощью символов алфавита

    Звуковой – с помощью звуков

    Запишите в тетради способы кодирования информации.

    Задача №1 (устно)

    (слайд №7)

    По первым буквам нарисованных предметов прочти имя героя.



    Ответ: Пятачок

    Вопрос: Какой способ кодирования здесь представлен?

    Ответ: Графический, т. к. использованы рисунки.

    - Ребята, оказывается, вы сейчас изменили форму представления информации, заменили графическую на символьную (рисунки заменили буквами), но не меняли содержание.

    Задача №2

    (слайд №8)

    А) (устно) По первым буквам написанных слов прочтите новое слово.

    КОТ, РЫБА, ОКУНЬ, ЛЕС, ИГЛА, КОЗА



    Б) (письменно в тетради) Таким же способом закодируйте своё имя.

    (Устно спросить нескольких учеников результат кодировки.)

    Вопрос: Какой способ кодирования информации вы использовали?

    Ответ: Символьный, т. к. использованы буквы.

    На уроках английского языка вы пользуетесь словарём, переводите текст с английского языка на русский, т. е. тоже изменяете форму представления информации.

    Итак, при кодировании и декодировании происходит обработка информации, связанная с изменением формы представления информации, а не её содержания. (слайд №9)

    Ещё очень важным способом изменения формы представления информации является систематизация информации.

    Систематизировать информацию – что это значит? (слайд №10)

    Нам предстоит ответить на этот вопрос.

    Но сначала рассмотрим несколько примеров. (слайд №11)

    Задание №3 Графическую информацию замените на символьную и заполните таблицу по основному признаку предмета.



    - Посмотрите внимательно и запишите названия этих предметов в таблицу.

    (Всем раздать готовые таблицы. Приложение 1)

    Наводящий вопрос: Как можно назвать столбцы?

    Ответ:

    1. музыкальные инструменты

    2. спортивный инвентарь

    3. цветы

    (Дети заполняют сами. Проверим устно)

    Задание №4 Систематизируйте. (кадр №12)



    Одежда

    Обувь

    Головные уборы

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    (Дети заполняют розданные заранее таблицы. Результат проверим устно).

    Раздать быстро на несколько парт (или на все) телефонный справочник, словари, энциклопедии и т. п.

    1. Ребята, посмотрите и скажите: “Как в этих источниках систематизирована информация?”


    Возможные ответы:

    • По алфавиту

    • По темам

    • По датам

    • По местоположению и т. п.

    Вопрос: А для чего информацию расположили именно таким образом?

    Возможный ответ: Информация расположена так для того, чтобы можно было быстро найти то, что нужно.

    - Верно, молодцы, а теперь следующее задание устно.

    Задание (устно):

    Подберите синонимы к слову “Систематизировать”.

    Возможные ответы:

    • Расположить

    • Разобрать

    • Отсортировать

    • Разложить и п. т.

    Вопрос: Ребята, как вы думаете, что значит систематизировать информацию?

    (Выслушать несколько мнений и показать слайд №13)

    Систематизировать - это значит расположить таким способом, чтобы можно было быстро произвести поиск нужной информации.

    Вопрос: Для чего нужно систематизировать информацию?

    Ответ: Систематизировать информацию нужно для того, чтобы можно было легко найти нужную информацию.

    Итак, можно сделать вывод о том, что если информация систематизирована, то поиск нужной информации осуществляется быстро. (слайд№14)

    Вопрос: Ребята, подумайте и скажите: “Где и как человек находит, получает информацию?” (Сначала выслушать возможные ответы) (слайд№15)

    Методы поиска информации:

    • Наблюдение

    • Общение

    • Чтение соответствующей литературы

    • Просмотр телепередач

    • Работа в библиотеках

    • И другие методы

    Практическое задание за компьютером:

    Заполните таблицу, пользуясь терминологически словарем.

    (Таблица уже заранее подготовлена на каждом компьютере. Дети ищут нужный материал в словаре и печатают, заполняют таблицы. Приложение 2)

    Ответ:

    термины

    значение

    код

    система условных знаков для представления информации

    информация

    сведения об окружающем нас мире

    пользователь

    человек, пользующийся услугами компьютера для получения информации или решения задач.


    - Ребята, подведём итог. (слайд№16)

    Вывод: Обработка, связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая содержания, происходит при кодировании, систематизации и поиске.

    - Ребята, давайте ответим на некоторые вопросы: Можете ли вы назвать тему урока? Вам было легко или были трудности? Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? Какое задание было самым интересным и почему? Как бы вы оценили свою работу? (слайд№17)

    Дата: 19.04.2022г.

    Студент: _____________________

    подпись
    Учитель: _____________________

    подпись


    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Приложение 1
    № 3. Графическую информацию замените на символьную и заполните таблицу по основному признаку предметов.

























































    №4. Систематизируйте.


    одежда

    обувь

    Головные уборы







































    Приложение 2


    термины

    значение

    Код




    Информация




    Пользователь