ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект урока информатики в 5-м классе по учебнику Босовой Л.Л. на тему «Изменение формы представления информации»
Практикант: Класс: 5
Дата проведения: 19.04.2022г.
Тема урока: Изменение формы представления информации
Тема раздела: Обработка информации.
Учебник: «Информатика: учебник для 5 класса», авторы: Босова Л. Л., Босова А. Ю. издательство «Бином. Лаборатория знаний».
Тип урока: Изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, интерактивная доска с проектором.
Цель: Познакомить с обработкой информации, связанной с изменением формы её представления, но не изменяющей содержания, происходящей при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации.
План:
-
Орг. момент:
-
Поприветствовать друг друга. -
Объявить план сегодняшнего урока. -
Записать число и тему.
Повторение:
-
Определение понятия “обработка информации”. -
Типы обработки информации. -
Задачи, решенные на прошлом уроке.
Новый материал:
-
Кодирование и декодирование. -
Систематизация. -
Поиск.
Практическая работа за компьютерами.
Домашнее задание.
Для урока:
-
рабочие тетради -
учебник «Информатика 5» под ред. Л. Л. Босовой -
презентация -
раздаточный материал (таблицы) -
кабинет информатики, проектор, компьютеры -
телефонный справочник, словари, энциклопедии и т. п.
- Здравствуйте! Садитесь.
- Сегодня мы вспомним, чем занимались на прошлом уроке (неделю назад). Затем займёмся кодированием и декодированием информации, систематизацией информации и поиском информации. Запишите домашнее задание в дневники: параграф 1. 13, №8 стр. 53
- Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Изменение формы представления информации». слайд №1
1 вопрос: Что такое обработка информации?
Ответ: Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи. (Сначала выслушать детей, т. к. дома нужно было выучить определение из параграфа 1. 12. Затем показать слайд №2
из презентации. Дети, которые выучили и рассказали правильно, увидели подтверждение своих слов. Дети, которые дома не выучил или выучил плохо, сейчас ещё раз вспомнили определение.)
2 вопрос: С какими типами обработки информации вы знакомы?
Ответ:
-
Обработка, связанная с получением новой информации. -
Обработка, связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая её содержания.
(Сначала выслушать детей, затем показать слайд №3)
- А ещё мы решили 2 задачи.
В одной задаченужно было ответить на вопрос, т. е. получить новую информацию из уже имеющейся. (слайд №4). В другой задаче нужно было расшифровать сообщение, т. е. изменить форму, а не содержание. (слайд №5)
Вопрос: Ребята, задачи, какого типа вы чаще всего решаете на уроках математики?
Ответ: На уроках математики мы решаем чаще всего задачи похожие на первую, т. е. связанные с получением новой информации.
Молодцы. А вот процесс изменения формы представления информации часто сводится к процессам её кодирования и декодирования (раскодирования).
(слайд №6) Способы кодирования: Графический – с помощью рисунков и знаков Числовой – с помощью чисел Символьный – с помощью символов алфавита Звуковой – с помощью звуков |
Запишите в тетради способы кодирования информации.
Задача №1 (устно)
(слайд №7)
По первым буквам нарисованных предметов прочти имя героя.
Ответ: Пятачок
Вопрос: Какой способ кодирования здесь представлен?
Ответ: Графический, т. к. использованы рисунки.
- Ребята, оказывается, вы сейчас изменили форму представления информации, заменили графическую на символьную (рисунки заменили буквами), но не меняли содержание.
Задача №2
(слайд №8)
А) (устно) По первым буквам написанных слов прочтите новое слово.
КОТ, РЫБА, ОКУНЬ, ЛЕС, ИГЛА, КОЗА
Б) (письменно в тетради) Таким же способом закодируйте своё имя.
(Устно спросить нескольких учеников результат кодировки.)
Вопрос: Какой способ кодирования информации вы использовали?
Ответ: Символьный, т. к. использованы буквы.
На уроках английского языка вы пользуетесь словарём, переводите текст с английского языка на русский, т. е. тоже изменяете форму представления информации.
Итак, при кодировании и декодировании происходит обработка информации, связанная с изменением формы представления информации, а не её содержания. (слайд №9)
Ещё очень важным способом изменения формы представления информации является систематизация информации.
Систематизировать информацию – что это значит? (слайд №10)
Нам предстоит ответить на этот вопрос.
Но сначала рассмотрим несколько примеров. (слайд №11)
Задание №3 Графическую информацию замените на символьную и заполните таблицу по основному признаку предмета.
- Посмотрите внимательно и запишите названия этих предметов в таблицу.
(Всем раздать готовые таблицы. Приложение 1)
Наводящий вопрос: Как можно назвать столбцы?
Ответ:
-
музыкальные инструменты -
спортивный инвентарь -
цветы
(Дети заполняют сами. Проверим устно)
Задание №4 Систематизируйте. (кадр №12)
Одежда | Обувь | Головные уборы |
| | |
| | |
| | |
| | |
(Дети заполняют розданные заранее таблицы. Результат проверим устно).
Раздать быстро на несколько парт (или на все) телефонный справочник, словари, энциклопедии и т. п.
1. Ребята, посмотрите и скажите: “Как в этих источниках систематизирована информация?”
Возможные ответы:
-
По алфавиту -
По темам -
По датам -
По местоположению и т. п.
Вопрос: А для чего информацию расположили именно таким образом?
Возможный ответ: Информация расположена так для того, чтобы можно было быстро найти то, что нужно.
- Верно, молодцы, а теперь следующее задание устно.
Задание (устно):
Подберите синонимы к слову “Систематизировать”.
Возможные ответы:
-
Расположить -
Разобрать -
Отсортировать -
Разложить и п. т.
Вопрос: Ребята, как вы думаете, что значит систематизировать информацию?
(Выслушать несколько мнений и показать слайд №13)
Систематизировать - это значит расположить таким способом, чтобы можно было быстро произвести поиск нужной информации.
Вопрос: Для чего нужно систематизировать информацию?
Ответ: Систематизировать информацию нужно для того, чтобы можно было легко найти нужную информацию.
Итак, можно сделать вывод о том, что если информация систематизирована, то поиск нужной информации осуществляется быстро. (слайд№14)
Вопрос: Ребята, подумайте и скажите: “Где и как человек находит, получает информацию?” (Сначала выслушать возможные ответы) (слайд№15)
Методы поиска информации:
-
Наблюдение -
Общение -
Чтение соответствующей литературы -
Просмотр телепередач -
Работа в библиотеках -
И другие методы
Практическое задание за компьютером:
Заполните таблицу, пользуясь терминологически словарем.
(Таблица уже заранее подготовлена на каждом компьютере. Дети ищут нужный материал в словаре и печатают, заполняют таблицы. Приложение 2)
Ответ:
термины | значение |
код | система условных знаков для представления информации |
информация | сведения об окружающем нас мире |
пользователь | человек, пользующийся услугами компьютера для получения информации или решения задач. |
- Ребята, подведём итог. (слайд№16)
Вывод: Обработка, связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая содержания, происходит при кодировании, систематизации и поиске.
- Ребята, давайте ответим на некоторые вопросы: Можете ли вы назвать тему урока? Вам было легко или были трудности? Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? Какое задание было самым интересным и почему? Как бы вы оценили свою работу? (слайд№17)
Дата: 19.04.2022г.
Студент: _____________________
подпись
Учитель: _____________________
подпись
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
№ 3. Графическую информацию замените на символьную и заполните таблицу по основному признаку предметов.
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
№4. Систематизируйте.
одежда | обувь | Головные уборы |
| | |
| | |
| | |
| | |
Приложение 2
термины | значение |
Код | |
Информация | |
Пользователь | |