Файл: московский международный университет Кафедра высшей нервной деятельности Форма обучения заочнаявыполнение.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При раздражении передних отделов гипоталамуса возникает парасимпатический эффект: сужение зрачков, бронхов, падение АД, уменьшение частоты сердечных сокращений, усиление секреции и моторики пище-варительного тракта и т.д. При раздражении задних отделов (задней группы ядер) гипоталамуса наблюдается диаметрально противоположный, т.е симпатический эффект: расширение зрачков, бронхов, повышение АД. При раздражении средней группы ядер гипоталамуса возникает комплекс эмоциональных реакций и различные изменения обмена веществ.
Гипоталамус тесно связан с гипофизом. В гипоталамусе образуются гормоны вазопрессин и окситоцин, которые по аксонам поступают в заднюю долю гипофиза, накапливаются, а затем поступают в кровь. С кровью по сосудам из гипоталамуса поступают в переднюю долю гипофиза рилизинг-факторы
(высвобождающие факторы), стимулирующие или задерживающие образование тропных гормонов аденогипофиза.
Третий желудочек представляет собой узкую вертикальную щель между двумя зрительными буграми промежуточного мозга. Спереди он сообщается с боковыми желудочками
(левым и правым) межжелудочковыми отверстиями, а сзади переходит в водопровод среднего мозга.
В стволе мозга между его специфическими ядрами находятся скопления нейронов с многочисленными, сильно ветвящимися отростками, образующими густую сеть - сетевидное образование, или ретикулярная формация
Ретикулярная формация - это не исполнительная, а настраивающая структура. .Раздражение ретикулярной формации не вызывает двигательного эффекта, но влияет на имеющуюся деятельность, тормозя или усиливая ее.
Торможение возникает при раздражении задних отделов ствола мозга, а усиление рефлексов - при раздражении передних отделов. Соответствующие зоны ретикулярной формации получили название тормозящей и активирующей зон.
5. Опишите функции правого и левого полушарий мозга у человека. Что такое межполушарная ассиметрия и какая она бывает?
Межполушарная асимметрия (др.-греч. α- — «без» и συμμετρια —
«соразмерность») одна из фундаментальных закономерностей организации мо зга не только человека, но и животных. Проявляется не только в морфологии м озга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов.
В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопро сам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными проц ессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга на протека ние этих процессов.
С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа м ышления — абстрактно-логическое и пространственно- образное. Эти типы мышления имеют ряд синонимов. По В. Ротенбергу:
Вербальное и невербальное (поскольку абстрактно- логическое мышление левого полушария в отличие от образного мышления пр
авого полушария базируется на способности к продуцированию речи);
Аналитическое и синтетическое (поскольку с помощью логического мыш ления в левом полушарии осуществляется анализ предметов и явлений, тогда к ак образное мышление в правом полушарии обеспечивает цельность восприяти я);
Дискретное и симультанное (поскольку с помощью логического мышлен ия левое полушарие осуществляет ряд последовательных операций, тогда как с помощью образного мышления правое полушарие приобретает способность к одномоментному восприятию и оценке объекта).
Было показано, что правое полушарие, создающее специфический простр анственно- образный контекст, имеет решающее значение для творчества. Так, при органи ческом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практ ически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества, но поражения правого полу шария способны привести к полной утрате способности к творчеству.
Вместе с этим всё ещё не выясненными остаются вопросы соотношения ведущей руки и ведущего речевого полушария, связи межполушарной асиммет рии с эмоциональной сферой и такими психическими познавательными процес сами, как память и воображение.
Аналитическое и синтетическое (поскольку с помощью логического мыш ления в левом полушарии осуществляется анализ предметов и явлений, тогда к ак образное мышление в правом полушарии обеспечивает цельность восприяти я);
Дискретное и симультанное (поскольку с помощью логического мышлен ия левое полушарие осуществляет ряд последовательных операций, тогда как с помощью образного мышления правое полушарие приобретает способность к одномоментному восприятию и оценке объекта).
Было показано, что правое полушарие, создающее специфический простр анственно- образный контекст, имеет решающее значение для творчества. Так, при органи ческом поражении левого полушария мозга у художников и музыкантов практ ически не страдают их артистические способности, а иногда даже повышается уровень эстетической выразительности творчества, но поражения правого полу шария способны привести к полной утрате способности к творчеству.
Вместе с этим всё ещё не выясненными остаются вопросы соотношения ведущей руки и ведущего речевого полушария, связи межполушарной асиммет рии с эмоциональной сферой и такими психическими познавательными процес сами, как память и воображение.
Основная литература:
• Анатомия, физиология и патология сенсорных систем. Учебное пособие (книга) Коган Б.М., Машилов К.В. 2011, Аспект Пресс
• Векторная психофизиология: от поведения к нейрону (книга)
Алымкулов Д.Э., Беспалов Б.И., Вайткявичус Г.Г., Гадельшина
Д.Ф., Гарусев А.В., Греченко Т.Н., Данилова Н.Н., Дубровский В.Е.,
Гудков В.Н., Зимачев М.М., Евтихин Д.В., Измайлов Ч.А.,
Кисельников А.А., Ковалев А.И., Латанов А.В., Полянский В.Б.,
Соколов Е.Н., Станикунас Р.А., Хлудова Л.К., Черноризов А.М.,
Чудина Ю.А., Шатинскас Р.В., Швегжда А.А., Шехтер Е.Д. 2019,
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
• Дифференциальная психофизиология.
Индивидуальные особенности строения и функций мозга и их отражение в психических процессах и состояниях. Учебник (книга)
Разумникова О.М. 2014, Новосибирский государственный технический университет
• Нейронауки. Курс лекций по невропатологии, нейропсихологии, психопатологии, сексологии (книга)Николаенко Н.Н. 2013,
Феникс
• Прищепа И.М. Нейрофизиология [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.М. Прищепа, И.И. Ефременко. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Вышэйшая школа, 2013. — 287 c.
—
978-985-06-
2306-5.
—
Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24069.html
• Психофизиология.
Учебное пособие (книга)
Безденежных Б.Н. 2011, Евразийский открытый институт
• Психофизиология. Учебник (книга) Данилова Н.Н. 2012, Аспект
Пресс
• Психофизиология и высшая нервная деятельность. Словарь- справочник. Учебное пособие (книга) Вартанян И.А. 2006,
Институт специальной педагогики и психологии
• Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем.
Хрестоматия.
Учебно-методический комплекс (книга)
Безденежных Б.Н. 2012, Евразийский открытый институт