ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Ограничение их информационных прав существенно, но не столь значительно. Указанные обстоятельства объясняют тот факт, что споры по поводу реализации последними права на информацию являются гораздо более редким явлением.

Тем не менее, несоблюдение информационных прав перечисленных групп лиц потенциально может создавать такую степень общественной опасности, которая превысит аналогичные показатели в отношении осужденных (например, нарушения в отношении несовершеннолетних не менее опасны).

  1. Законодательные ограничения в распространении информации о жертвах преступлений



Статья 52 Конституции РФ закрепляет: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного вреда». Реализуя конституционные положения (судебная защита прав и свобод; обеспечение доступа к правосудию) уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации (далее - УПК РФ) закрепляет: во-первых, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; во-вторых, возможность признания потерпевшим юридическое лицо; в-третьих, отнесение потерпевшего к стороне обвинения; в-четвертых, в законе предусмотрен достаточно широкий перечень прав, которыми наделяется потерпевший[1].

Кроме этого, в УПК РФ содержится ряд положений, касающихся обеспечения безопасности потерпевших. Эти положения способствуют осуществлению государством своей конституционной обязанности по защите прав и свобод личности, а также эффективному осуществлению уголовного судопроизводства.

При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные статьями 166 ч. 9, 186 ч. 2, 193 ч. 8, 241 п. 4 ч. 2 и 278 ч. 5 УПК РФ, а также иные меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 11 УПК РФ) [7].


Содержание этих мер раскрывают суть виктимологической направленности норм уголовно-процессуального законодательства. Необходимо отметить, что потерпевший, в рамках действующего УПК РФ, располагает довольно широкими процессуальными возможностями по защите своих прав. В статьях 42, 246, 314, 318, 328 и других УПК РФ указывается совокупность общих и более конкретных процессуальных прав и обязанностей по-терпевшего.

Также в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве, обеспечения его прав и законных интересов Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъясняет основания и порядок применения судами норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве [12].

Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 119—ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», содержит основы системы государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, устанавливает принципы осуществления и виды государственной защиты, включающие меры безопасности и социальной поддержки, определяет органы, обеспечивающие государственную защиту и порядок применения мер.

Кроме того, в целях реализации Закона Правительством РФ приняты: Постановление от 27 октября 2006 г. № 630 «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»; Постановление от 11 ноября 2006 г. № 664 «Об утверждении правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установленном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. № 134 утверждены «Правила защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Правила устанавливают порядок защиты сведений об осуществлении государственной защиты защищаемых лиц, включая основания для их защиты и порядок действия органов, осуществляющих меры безопасности [15].

Федеральным законом от 05.04.2013 №50-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия).



Так, Закон Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» дополнен нормами, запрещающими распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего[12].

Исключением является распространение информации в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего.

В этих случаях такая информация может распространяться:

1) с согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и его законного представителя;

 2) с согласия законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия);

 3) без согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и пострадавшего в результате противоправных действий (бездействия), и (или) законного представителя такого несовершеннолетнего, если получить это согласие невозможно, либо если законный представитель такого несовершеннолетнего является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действий.

Распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о личности несовершеннолетнего потерпевшего от преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности допускается только в целях расследования преступления, установления лиц, причастных к совершению преступления, розыска пропавших несовершеннолетних в объеме, необходимом для достижения указанных целей, и с соблюдением требований, установленных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

За несоблюдение установленных законом ограничений, незаконное распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), или нарушение предусмотренных федеральными законами требований к распространению такой информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, предусмотрена административная ответственность по ч.3 ст.13.15. КоАП РФ в виде административного штрафа: на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей; на должностных лиц от 30 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц от 400 тысяч до 1 миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения[6].

Заключение


В течение ряда последних лет степень регулирования российского законодательства в области СМИ значительно возросла. Усиление роли правительства в части контроля над СМИ действительно сформировало новую правовую тенденцию в России.

Новый финансовый мегарегулятор получил широкие полномочия по предотвращению операций на основе инсайдерской информации и манипуляции рынков, включая право нарушать правила конфиденциальности и требовать от журналистов и редакций раскрытия источников информации. Вместе с тем, новым законам и нормативным актам часто не хватает четкости, особенно при определении самых непростых тем в области регулирования СМИ (таких как освещение экстремистской деятельности или защита прав несовершеннолетних).

В условиях отсутствия достаточно развитой и последовательной практики выполнения судебных решений и соблюдения требований нормативных актов, роль государственных органов в толковании законов становится всеобъемлющей. Это приводит к существенному росту риска произвола применения законодательства судами и регулятивными органами, на которые также воздействует текущая политическая ситуация.

Пока вышеуказанная тенденция по-прежнему определят характер ситуации в российских СМИ, чрезвычайно важно выработать конкретные рекомендации и установить четкие правовые границы поведения журналистов и других профессионалов, работающих в СМИ.

Принимая во внимание вышесказанное, российским журналистам следует соблюдать большую осторожность при работе с важными и сложными темами, имеющими отношение к политике, экономике, социальной области и многим другим сферам деятельности.

Библиографический список





  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г., с учетом поправок, внесен. Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7‑ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. Режим доступа: http:// www.pravo.gov.ru.

  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в г. Риме 4 нояб. 1950 г. (с изм. от 13 мая 2004 г.) // Бюллетень международных договоров. 2001. №3.

  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. №195-ФЗ (ред. от 5 дек. 2017 г.) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

  4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 дек. 2001 г. №174-ФЗ (ред. от 5 дек. 2017 г.) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63‑ФЗ (ред. от 29 дек. 2017 г.) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

  6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму»: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ (ред. от 7 февр. 2011 г.) // Российская газета. 2006. 29 июля.

  7. О государственной тайне: закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (ред. от 26 июня 2017 г.) // Российская газета. 1993. 21 сент.

  8. О средствах массовой информации: закон РФ от 27 дек. 1991 г. № 2124‑1 (ред. от 25 нояб. 2017 г.) // Российская газета. 1992. 8 февр.

  9. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: федер. закон от 29 дек. 2010 г. №436-ФЗ (ред. от 1 мая 2017 г.) // Российская газета. 2010. 31 дек.

  10. Боер В.М., Глущенко П.П. Конституционно-правовой статус гражданина Российской Федерации: Теория, практика, история, современность: Монография. -СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2017. - 216 с.

  11. Суходолов А.П., Рачков М.П., Бычкова А.М. Запретительная политика государства в сфере средств массовой информации: Анализ законодательства и правоприменительной практики. - М.: ЗАО ИД «Аргументы недели», 2018. -224 с.

  12. Трансформация прав человека в современном мире: Монография / Авт. колл.: Варламова Н.В., Васильева Т.А., Воронина Н.А., Карташкин В.А., Ковлер А.И., Колесова Н.С., Колотова Н.В., Лапаева В.В., Лаптева Л.Е., Лукашева Е.А., Марченко М.Н., Муромцев Г.И., Рабинович П.М., Сырых В.М., Сюкияйнен Л.Р., Хабриева Т.Я.; рук. авт. колл. Н.В. Колотова; отв. ред. А.Н. Савенков. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2019. - 256 с.

  13. Черепанова О.С. Реализация принципа взаимной ответственности государства и личности: Монография. - Барнаул: Барнаульский юрид. ин-т МВД России, 2018. - 131 с.

  14. Официальный сайт ФСИН России. Точка доступа: http://fsin.su (дата обращения: 30.03.2023 года).