Файл: Рабочая программа По профилактике буллинга Мы против любого насилия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анкета анонимна - указывать свою фамилию не обязательно!! Отвечая на каждый вопрос анкеты:
- внимательно прочитай все возможные варианты ответов;
- отмечая вариант своего ответа, поставь «Х» рядом с ответом;
- если ни один из вариантов не подходит тебе, то напиши свой ответ.
Спасибо за помощь в работе!
Мама
Папа
Бабушка
Дедушка
Отчим
Мачеха
Тетя
Дядя
Братья
Сестры
Мама_______
Папа_______
- рабочие
- служащие
- безработные
- имеет свое дело
- пенсионер
- инвалид
Да Нет
Если да, то сколько их?_______________
- спокойные и дружные
- иногда бывают ссоры
- напряженные, но без видимых конфликтов
- постоянные конфликты (скандалы, драки и т.д.)
другое________________
- другие _____________________________
- объясняют тебе, как надо поступать
- хвалят тебя, когда ты этого заслуживаешь
- запрещают тебе делать то, что тебе нравится
- устраивают порку
- обещают награду за хорошие поступки
- ругают, кричат, обзывают
Отметь, кто чаще тебя наказывает
- мама
- папа
- другие __________________________
- не замечают происходящего
- требуют прекратить
- как-то иначе________________________________________
- в чужом микрорайоне
- во дворе
- в школе
Кому ты рассказал об этом?
- родителям
- друзьям
- никому
- да, и их много
- да, и их мало
- нет
Опросник «Обстановка в классе»
Учащихся просят анонимно ответить на следующие вопросы:
1. Можно ли назвать ваш класс дружным? Почему?
2. Нравится ли вам психологическая атмосфера в вашем классе? Почему?
3. Есть ли в классе человек, которого вы можете назвать вашим настоящим другом?
4. Как вы думаете, что нужно изменить в ваших отношениях внутри класса?
5. Согласились бы вы учиться в этой же школе, у тех же учителей, но с другими ребятами? Почему?
Опросник «Идеальный одноклассник»
Учащимся предлагается письменно закончить несколько предложений. Разрешается не подписывать свои работы.
Вопросы:
1. Я думаю, что идеальный одноклассник - это...
2. Я думаю, что идеальная одноклассница - это...
3. Этот одноклассник мне неприятен, потому что он...
4. Эта одноклассница мне неприятна, потому что она...
Приложение 2
Групповое занятие с элементами тренинга на тему «Ценить других…»
для обучающихся 11-14 лет
Цель занятия: профилактика буллинга в образовательной среде.
Задачи занятия:
1. Активизация знаний обучающихся по теме «буллинг».
2. Развитие уважения к различиям других.
3. Формирование доброжелательного отношения друг к другу.
4. Развитие навыков межличностного взаимодействия.
Структура занятия:
1. Вводная часть. Приветствие. Разминка «Наши сильные стороны».
2. Основная часть:
- правила работы группы.
- просмотр мультфильма «Helium» (режиссер TomKyzivat, 2005)
- мини-лекция «Буллинг в школе»
- упражнение «Чем мы отличаемся друг от друга» - «Чем мы похожи друг на друга».
- упражнение «Этюды»
- упражнение «Черты человека»
- упражнение «Ярлыки»
- «Оценивание развития собственных качеств»
3. Заключительная часть: Упражнение «Камень ножницы, бумага». Рефлексия «Смайл».
Оборудование: запись мультфильма «Helium» (режиссер TomKyzivat, 2005, Код доступа: https://yandex.ru/video/search?text=«Helium»...), карточки (игра в шахматы, пилка дров, перетягивание каната, игра в теннис, гребля в лодке, игра в волейбол, армрестлинг, зеркало и его отражение,игра в ладушки, рукопожатие при встрече, игра «Камень, ножницы, бумага», передача горячей картошки другому, игра в карты), слайды с характеристиками (флипчарт с надписями), карточки с чертами личности, смайлы по количеству участников.
Содержание занятия:
1. Вводная часть. Ребята, доброе утро! Сегодня на занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом. Но для начала давайте зарядимся позитивом и узнаем какие у вас сильные стороны. Я беру за руку своего соседа справа и говорю: «Ваня, у тебя замечательное чувство юмора». Ваня берет за руку своего соседа справа и называет его лучшее качество и т.д.
2. Основная часть.
Ребята, давайте вспомним правила работы группы:
- Мы всегда помогают друг другу
- На занятии все относятся друг к другу с уважением;
- Говорим по очереди и внимательно слушаем друг друга
- Каждый имеет право сказать, что он думает и чувствует.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм («Helium», режиссер Tom Kyzivat, 2005).
Вопросы для обсуждения: Бывают ли в вашей школьной жизни ситуации, показанные в мультфильме? Как часто такое случается? Как вы думаете, почему у героев такие разные настроения, мироощущения жизни?
Итак, если показанная в мультфильме ситуация повторяется очень часто, то мы можем говорить о буллинге, т.е. систематическом насилии, унижении, оскорблении, запугивании одних школьников другими. Обратите внимание на следующее:
1) основными действующим лицами являются агрессор и жертва, которые очень наглядно представлены в мультфильме;
2) буллинг осуществляется преднамеренно, и направлен на нанесение физических и душевных страданий другому человеку.;
3) буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство;
4) буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит;
5) буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.
Несмотря на то, что были показаны лишь два ярких персонажа: агрессор и жертва, всегда есть наблюдатели, это те, кто знает о травле, но не пресекает ее. Они могут быть на стороне агрессора, боясь самим стать жертвой, а могут сочувствовать жертве, но пассивно наблюдают за всем происходящим. Поэтому чем лучше мы относимся друг к другу, уважаем мнение других, тем меньше вероятности для появления буллинга. Обратит внимание, что обидчик тоже может стать жертвой, если появится более сильный агрессор, концовка мультфильма это наглядно показывает.
Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, кто чаще из ребят становится жертвой? Какие особенности для них характерны?
Молодцы! Давайте сделаем вывод: жертвой травли при стечении определенных обстоятельств может стать практически любой ребенок или подросток. Тем не менее, можно выделить наиболее типичные личностные особенности пострадавших: внешние особенности (полнота, недостатки внешности, непривлекательность, плохая одежда), дети с низкой успеваемостью, плохим поведением, с заниженной самооценкой, не имеющие друзей в группе и трудности в выстраивании и поддержании близких отношений со сверстниками. Объектами травли также могут стать дети, принадлежащие к этническому, национальному или религиозному меньшинству.
Упражнение «Чем мы отличаемся друг от друга» - «Чем мы похожи друг на друга».
А сейчас я предлагаю обратить внимание на то, что мы все разные. Например, у меня и Оксаны волосы разного цвета, Таня и Сережа – разного пола, а Настя и Олег - сегодня одеты в пуловеры разной цветовой гаммы. У нас разные национальности, возраст, пол, вес, цвет глаз и т.п.
Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, насколько важно искать различия между людьми? Часто ли вы делаете это в жизни? Приносит ли вам это пользу?
Правильно, лучше мы будем искать то, чем мы друг на друга похожи, какие у нас есть схожие черты, качества. Например, у нас со Светой одинаковые имена. Кто из вас слушает музыку одной группы? Кто ходит в одну секцию, посещает один факультатив или элективный курс? Кто продолжит? (следим затем, чтобы все дети были названы).
А сейчас разминка - упражнение «Этюды». Работа в парах, не договариваясь, показать: игра в шахматы, пилка дров, перетягивание каната, игра в теннис, гребля в лодке, игра в волейбол, армрестлинг, зеркало и его отражение, игра в ладушки, рукопожатие при встрече, игра «Камень, ножницы, бумага», передача горячей картошки другому, игра в карты.
Вы замечательно справились. Даже не разговаривая, вы смогли договориться, а другие вас понимали без слов. Значит это возможно и в реальной жизни: найти компромисс, договориться.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть на слайд, где представлен характеристики человека, в поведении которого присутствуют:
оскорбления, насмешки;
игнорирование (отказ в беседе, в признании);
негативные стереотипы и предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
преследования, запугивания, угрозы.
Вопросы для обсуждения: Кто хочет иметь такого друга, товарища, одноклассника? Почему?
Посмотрите на 3 пункт – стереотипы, т.е. навешивание ярлыков. Давайте поиграем в «Ярлыки».
Упражнение «Ярлыки».
Распечатки: «ленивый», «злой», «неудачник», «равнодушный», «бездельник», «балбес», «безответственный», «несерьезный», «драчун», «прогульщик». Раздать участникам случайным образом.
Вопросы для обсуждения: Ребята, нравится ли вам такая наклейка? Почему? Вы хотите от неё избавиться? Почему?
Сейчас вы рвете этот ярлык на мелкие кусочки, выбрасывайте, а я раздаю вам другие наклейки: «умный», «красивый», «талантливый», «отзывчивый», «добросовестный», «сообразительный», «активный», «образованный», «воспитанный», «эрудит».
Вопросы для обсуждения: Что вы чувствовали, как вы себя ощущаете? Существуют ли "наклейки" в реальной жизни? Всегда ли ваше мнение о других людях соответствует реальному?
Вернемся к слайдам. Здесь представлены качества и характеристики другого человека:
- внимательно прочитай все возможные варианты ответов;
- отмечая вариант своего ответа, поставь «Х» рядом с ответом;
- если ни один из вариантов не подходит тебе, то напиши свой ответ.
Спасибо за помощь в работе!
-
Отметь свой пол: М Ж Сколько тебе лет? __________ -
Сколько человек в твоей семье? __________
Отметь всех, кто живет с тобой:
Мама
Папа
Бабушка
Дедушка
Отчим
Мачеха
Тетя
Дядя
Братья
Сестры
-
Отметь, к какой социальной категории ты можешь отнести тех, кто тебя воспитывает:
Мама_______
Папа_______
- рабочие
- служащие
- безработные
- имеет свое дело
- пенсионер
- инвалид
-
Есть ли у тебя родные братья и сестры?
Да Нет
Если да, то сколько их?_______________
-
Отметь, как ты оцениваешь отношения в семье:
- спокойные и дружные
- иногда бывают ссоры
- напряженные, но без видимых конфликтов
- постоянные конфликты (скандалы, драки и т.д.)
другое________________
-
Приходилось ли тебе убегать из дома?
Да Нет
Если да, постарайся назвать причину _________________ -
Отметь, какие наказания чаще применяют к тебе родители
- моральные
- физические
- другие _____________________________
-
Отметь, как часто родители применяют к тебе телесные наказания (бьют тебя, причиняют боль)?
- очень часто (каждый день)
- часто
- от случая к случаю
- только иногда (не чаще 1 раза в год)
- никогда -
Выбери, какие методы воспитания обычно применяют твои родные по отношению к тебе:
- объясняют тебе, как надо поступать
- хвалят тебя, когда ты этого заслуживаешь
- запрещают тебе делать то, что тебе нравится
- устраивают порку
- обещают награду за хорошие поступки
- ругают, кричат, обзывают
-
Напиши, за что тебя чаще всего наказывают _______________________
Отметь, кто чаще тебя наказывает
- мама
- папа
- другие __________________________
-
Как ты считаешь, всегда ли тебя наказывают справедливо?
- всегда справедливо
- чаще справедливо
- чаще несправедливо
- всегда несправедливо -
Отметь, случалось ли, что у тебя в классе учителя унижали, оскорбляли, обзывали учеников?
- очень часто
- часто
- только иногда
- никогда -
Как обычно реагируют педагоги школы, если в их присутствии ученики оскорбляют друг друга?
- не замечают происходящего
- требуют прекратить
- как-то иначе________________________________________
-
Отметь, случалось ли, что у тебя в классе учителя применяли к ученикам телесные наказания
- очень часто
- часто
- только иногда
- никогда -
Отметь, приходилось ли тебе терпеть унижение, оскорбления, издевательства со стороны сверстников?
- очень часто
- часто
- только иногда
- никогда -
Случалось ли тебе быть жертвой вымогательства?
Да Нет
Если да, то где это происходило?
- в чужом микрорайоне
- во дворе
- в школе
Кому ты рассказал об этом?
- родителям
- друзьям
- никому
-
Отметь, какие чувства у тебя возникают, когда на тебя кричат, ругают, унижают, оскорбляют, обзывают
- обида
- гнев
- желание исчезнуть
- тоска
- безразличие
- страх
- ненависть
- желание ответить тем же -
Как ты считаешь, есть ли ученики, явно нуждающиеся в помощи и защите?
- да, и их много
- да, и их мало
- нет
-
Как ты думаешь, что можно сделать для того, чтобы в школе было меньше агрессивных отношений ______________________________________
Опросник «Обстановка в классе»
Учащихся просят анонимно ответить на следующие вопросы:
1. Можно ли назвать ваш класс дружным? Почему?
2. Нравится ли вам психологическая атмосфера в вашем классе? Почему?
3. Есть ли в классе человек, которого вы можете назвать вашим настоящим другом?
4. Как вы думаете, что нужно изменить в ваших отношениях внутри класса?
5. Согласились бы вы учиться в этой же школе, у тех же учителей, но с другими ребятами? Почему?
Опросник «Идеальный одноклассник»
Учащимся предлагается письменно закончить несколько предложений. Разрешается не подписывать свои работы.
Вопросы:
1. Я думаю, что идеальный одноклассник - это...
2. Я думаю, что идеальная одноклассница - это...
3. Этот одноклассник мне неприятен, потому что он...
4. Эта одноклассница мне неприятна, потому что она...
Приложение 2
Групповое занятие с элементами тренинга на тему «Ценить других…»
для обучающихся 11-14 лет
Цель занятия: профилактика буллинга в образовательной среде.
Задачи занятия:
1. Активизация знаний обучающихся по теме «буллинг».
2. Развитие уважения к различиям других.
3. Формирование доброжелательного отношения друг к другу.
4. Развитие навыков межличностного взаимодействия.
Структура занятия:
1. Вводная часть. Приветствие. Разминка «Наши сильные стороны».
2. Основная часть:
- правила работы группы.
- просмотр мультфильма «Helium» (режиссер TomKyzivat, 2005)
- мини-лекция «Буллинг в школе»
- упражнение «Чем мы отличаемся друг от друга» - «Чем мы похожи друг на друга».
- упражнение «Этюды»
- упражнение «Черты человека»
- упражнение «Ярлыки»
- «Оценивание развития собственных качеств»
3. Заключительная часть: Упражнение «Камень ножницы, бумага». Рефлексия «Смайл».
Оборудование: запись мультфильма «Helium» (режиссер TomKyzivat, 2005, Код доступа: https://yandex.ru/video/search?text=«Helium»...), карточки (игра в шахматы, пилка дров, перетягивание каната, игра в теннис, гребля в лодке, игра в волейбол, армрестлинг, зеркало и его отражение,игра в ладушки, рукопожатие при встрече, игра «Камень, ножницы, бумага», передача горячей картошки другому, игра в карты), слайды с характеристиками (флипчарт с надписями), карточки с чертами личности, смайлы по количеству участников.
Содержание занятия:
1. Вводная часть. Ребята, доброе утро! Сегодня на занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом. Но для начала давайте зарядимся позитивом и узнаем какие у вас сильные стороны. Я беру за руку своего соседа справа и говорю: «Ваня, у тебя замечательное чувство юмора». Ваня берет за руку своего соседа справа и называет его лучшее качество и т.д.
2. Основная часть.
Ребята, давайте вспомним правила работы группы:
- Мы всегда помогают друг другу
- На занятии все относятся друг к другу с уважением;
- Говорим по очереди и внимательно слушаем друг друга
- Каждый имеет право сказать, что он думает и чувствует.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм («Helium», режиссер Tom Kyzivat, 2005).
Вопросы для обсуждения: Бывают ли в вашей школьной жизни ситуации, показанные в мультфильме? Как часто такое случается? Как вы думаете, почему у героев такие разные настроения, мироощущения жизни?
Итак, если показанная в мультфильме ситуация повторяется очень часто, то мы можем говорить о буллинге, т.е. систематическом насилии, унижении, оскорблении, запугивании одних школьников другими. Обратите внимание на следующее:
1) основными действующим лицами являются агрессор и жертва, которые очень наглядно представлены в мультфильме;
2) буллинг осуществляется преднамеренно, и направлен на нанесение физических и душевных страданий другому человеку.;
3) буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство;
4) буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит;
5) буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.
Несмотря на то, что были показаны лишь два ярких персонажа: агрессор и жертва, всегда есть наблюдатели, это те, кто знает о травле, но не пресекает ее. Они могут быть на стороне агрессора, боясь самим стать жертвой, а могут сочувствовать жертве, но пассивно наблюдают за всем происходящим. Поэтому чем лучше мы относимся друг к другу, уважаем мнение других, тем меньше вероятности для появления буллинга. Обратит внимание, что обидчик тоже может стать жертвой, если появится более сильный агрессор, концовка мультфильма это наглядно показывает.
Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, кто чаще из ребят становится жертвой? Какие особенности для них характерны?
Молодцы! Давайте сделаем вывод: жертвой травли при стечении определенных обстоятельств может стать практически любой ребенок или подросток. Тем не менее, можно выделить наиболее типичные личностные особенности пострадавших: внешние особенности (полнота, недостатки внешности, непривлекательность, плохая одежда), дети с низкой успеваемостью, плохим поведением, с заниженной самооценкой, не имеющие друзей в группе и трудности в выстраивании и поддержании близких отношений со сверстниками. Объектами травли также могут стать дети, принадлежащие к этническому, национальному или религиозному меньшинству.
Упражнение «Чем мы отличаемся друг от друга» - «Чем мы похожи друг на друга».
А сейчас я предлагаю обратить внимание на то, что мы все разные. Например, у меня и Оксаны волосы разного цвета, Таня и Сережа – разного пола, а Настя и Олег - сегодня одеты в пуловеры разной цветовой гаммы. У нас разные национальности, возраст, пол, вес, цвет глаз и т.п.
Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, насколько важно искать различия между людьми? Часто ли вы делаете это в жизни? Приносит ли вам это пользу?
Правильно, лучше мы будем искать то, чем мы друг на друга похожи, какие у нас есть схожие черты, качества. Например, у нас со Светой одинаковые имена. Кто из вас слушает музыку одной группы? Кто ходит в одну секцию, посещает один факультатив или элективный курс? Кто продолжит? (следим затем, чтобы все дети были названы).
А сейчас разминка - упражнение «Этюды». Работа в парах, не договариваясь, показать: игра в шахматы, пилка дров, перетягивание каната, игра в теннис, гребля в лодке, игра в волейбол, армрестлинг, зеркало и его отражение, игра в ладушки, рукопожатие при встрече, игра «Камень, ножницы, бумага», передача горячей картошки другому, игра в карты.
Вы замечательно справились. Даже не разговаривая, вы смогли договориться, а другие вас понимали без слов. Значит это возможно и в реальной жизни: найти компромисс, договориться.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть на слайд, где представлен характеристики человека, в поведении которого присутствуют:
оскорбления, насмешки;
игнорирование (отказ в беседе, в признании);
негативные стереотипы и предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);
преследования, запугивания, угрозы.
Вопросы для обсуждения: Кто хочет иметь такого друга, товарища, одноклассника? Почему?
Посмотрите на 3 пункт – стереотипы, т.е. навешивание ярлыков. Давайте поиграем в «Ярлыки».
Упражнение «Ярлыки».
Распечатки: «ленивый», «злой», «неудачник», «равнодушный», «бездельник», «балбес», «безответственный», «несерьезный», «драчун», «прогульщик». Раздать участникам случайным образом.
Вопросы для обсуждения: Ребята, нравится ли вам такая наклейка? Почему? Вы хотите от неё избавиться? Почему?
Сейчас вы рвете этот ярлык на мелкие кусочки, выбрасывайте, а я раздаю вам другие наклейки: «умный», «красивый», «талантливый», «отзывчивый», «добросовестный», «сообразительный», «активный», «образованный», «воспитанный», «эрудит».
Вопросы для обсуждения: Что вы чувствовали, как вы себя ощущаете? Существуют ли "наклейки" в реальной жизни? Всегда ли ваше мнение о других людях соответствует реальному?
Вернемся к слайдам. Здесь представлены качества и характеристики другого человека: