Файл: Рабочая программа По профилактике буллинга Мы против любого насилия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анкета анонимна - указывать свою фамилию не обязательно!! Отвечая на каждый вопрос анкеты:

- внимательно прочитай все возможные варианты ответов;

- отмечая вариант своего ответа, поставь «Х» рядом с ответом;

- если ни один из вариантов не подходит тебе, то напиши свой ответ.

Спасибо за помощь в работе!

  1. Отметь свой пол: М Ж Сколько тебе лет? __________

  2. Сколько человек в твоей семье? __________
    Отметь всех, кто живет с тобой:

Мама
Папа
Бабушка
Дедушка
Отчим
Мачеха
Тетя
Дядя
Братья
Сестры

  1. Отметь, к какой социальной категории ты можешь отнести тех, кто тебя воспитывает:

Мама_______
Папа_______
- рабочие
- служащие
- безработные
- имеет свое дело
- пенсионер

- инвалид

  1. Есть ли у тебя родные братья и сестры?

Да Нет
Если да, то сколько их?_______________

  1. Отметь, как ты оцениваешь отношения в семье:

- спокойные и дружные
- иногда бывают ссоры
- напряженные, но без видимых конфликтов
- постоянные конфликты (скандалы, драки и т.д.)
другое________________

  1. Приходилось ли тебе убегать из дома?
    Да Нет
    Если да, постарайся назвать причину _________________

  2. Отметь, какие наказания чаще применяют к тебе родители
    - моральные
    - физические

- другие _____________________________

  1. Отметь, как часто родители применяют к тебе телесные наказания (бьют тебя, причиняют боль)?
    - очень часто (каждый день)
    - часто
    - от случая к случаю
    - только иногда (не чаще 1 раза в год)
    - никогда

  2. Выбери, какие методы воспитания обычно применяют твои родные по отношению к тебе:

- объясняют тебе, как надо поступать
- хвалят тебя, когда ты этого заслуживаешь
- запрещают тебе делать то, что тебе нравится
- устраивают порку
- обещают награду за хорошие поступки
- ругают, кричат, обзывают

  1. Напиши, за что тебя чаще всего наказывают _______________________

Отметь, кто чаще тебя наказывает
- мама
- папа
- другие __________________________

  1. Как ты считаешь, всегда ли тебя наказывают справедливо?
    - всегда справедливо
    - чаще справедливо
    - чаще несправедливо
    - всегда несправедливо

  2. Отметь, случалось ли, что у тебя в классе учителя унижали, оскорбляли, обзывали учеников?
    - очень часто
    - часто
    - только иногда
    - никогда

  3. Как обычно реагируют педагоги школы, если в их присутствии ученики оскорбляют друг друга?

- не замечают происходящего

- требуют прекратить


- как-то иначе________________________________________

  1. Отметь, случалось ли, что у тебя в классе учителя применяли к ученикам телесные наказания
    - очень часто
    - часто
    - только иногда
    - никогда

  2. Отметь, приходилось ли тебе терпеть унижение, оскорбления, издевательства со стороны сверстников?
    - очень часто
    - часто
    - только иногда
    - никогда

  3. Случалось ли тебе быть жертвой вымогательства?
    Да Нет
    Если да, то где это происходило?

- в чужом микрорайоне
- во дворе
- в школе
Кому ты рассказал об этом?

- родителям
- друзьям
- никому

  1. Отметь, какие чувства у тебя возникают, когда на тебя кричат, ругают, унижают, оскорбляют, обзывают
    - обида
    - гнев
    - желание исчезнуть
    - тоска
    - безразличие
    - страх
    - ненависть
    - желание ответить тем же

  2. Как ты считаешь, есть ли ученики, явно нуждающиеся в помощи и защите?

- да, и их много

- да, и их мало

- нет

  1. Как ты думаешь, что можно сделать для того, чтобы в школе было меньше агрессивных отношений ______________________________________


Опросник «Обстановка в классе»

Учащихся просят анонимно ответить на следующие вопросы:

1. Можно ли назвать ваш класс дружным? Почему?

2. Нравится ли вам психологическая атмосфера в вашем классе? Почему?

3. Есть ли в классе человек, которого вы можете назвать вашим настоящим другом?

4. Как вы думаете, что нужно изменить в ваших отношениях внутри класса?

5. Согласились бы вы учиться в этой же школе, у тех же учителей, но с другими ребятами? Почему?

Опросник «Идеальный одноклассник»

Учащимся предлагается письменно закончить несколько предложений. Разрешается не подписывать свои работы.

Вопросы:

1. Я думаю, что идеальный одноклассник - это...

2. Я думаю, что идеальная одноклассница - это...

3. Этот одноклассник мне неприятен, потому что он...

4. Эта одноклассница мне неприятна, потому что она...


Приложение 2

Групповое занятие с элементами тренинга на тему «Ценить других…»

для обучающихся 11-14 лет

Цель занятия: профилактика буллинга в образовательной среде.

Задачи занятия:

1. Активизация знаний обучающихся по теме «буллинг».

2. Развитие уважения к различиям других.

3. Формирование доброжелательного отношения друг к другу.



4. Развитие навыков межличностного взаимодействия.

Структура занятия:

1. Вводная часть. Приветствие. Разминка «Наши сильные стороны».

2. Основная часть:

- правила работы группы.

- просмотр мультфильма «Helium» (режиссер TomKyzivat, 2005)

- мини-лекция «Буллинг в школе»

- упражнение «Чем мы отличаемся друг от друга» - «Чем мы похожи друг на друга».

- упражнение «Этюды»

- упражнение «Черты человека»

- упражнение «Ярлыки»

- «Оценивание развития собственных качеств»

3. Заключительная часть: Упражнение «Камень ножницы, бумага». Рефлексия «Смайл».

Оборудование: запись мультфильма «Helium» (режиссер TomKyzivat, 2005, Код доступа: https://yandex.ru/video/search?text=«Helium»...), карточки (игра в шахматы, пилка дров, перетягивание каната, игра в теннис, гребля в лодке, игра в волейбол, армрестлинг, зеркало и его отражение,игра в ладушки, рукопожатие при встрече, игра «Камень, ножницы, бумага», передача горячей картошки другому, игра в карты), слайды с характеристиками (флипчарт с надписями), карточки с чертами личности, смайлы по количеству участников.

Содержание занятия:

1. Вводная часть. Ребята, доброе утро! Сегодня на занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом. Но для начала давайте зарядимся позитивом и узнаем какие у вас сильные стороны. Я беру за руку своего соседа справа и говорю: «Ваня, у тебя замечательное чувство юмора». Ваня берет за руку своего соседа справа и называет его лучшее качество и т.д.

2. Основная часть.

Ребята, давайте вспомним правила работы группы:

- Мы всегда помогают друг другу

- На занятии все относятся друг к другу с уважением;

- Говорим по очереди и внимательно слушаем друг друга

- Каждый имеет право сказать, что он думает и чувствует.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм («Helium», режиссер Tom Kyzivat, 2005).

Вопросы для обсуждения: Бывают ли в вашей школьной жизни ситуации, показанные в мультфильме? Как часто такое случается? Как вы думаете, почему у героев такие разные настроения, мироощущения жизни?

Итак, если показанная в мультфильме ситуация повторяется очень часто, то мы можем говорить о буллинге, т.е. систематическом насилии, унижении, оскорблении, запугивании одних школьников другими. Обратите внимание на следующее:

1) основными действующим лицами являются агрессор и жертва, которые очень наглядно представлены в мультфильме;


2) буллинг осуществляется преднамеренно, и направлен на нанесение физических и душевных страданий другому человеку.;

3) буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство;

4) буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит;

5) буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.

Несмотря на то, что были показаны лишь два ярких персонажа: агрессор и жертва, всегда есть наблюдатели, это те, кто знает о травле, но не пресекает ее. Они могут быть на стороне агрессора, боясь самим стать жертвой, а могут сочувствовать жертве, но пассивно наблюдают за всем происходящим. Поэтому чем лучше мы относимся друг к другу, уважаем мнение других, тем меньше вероятности для появления буллинга. Обратит внимание, что обидчик тоже может стать жертвой, если появится более сильный агрессор, концовка мультфильма это наглядно показывает.

Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, кто чаще из ребят становится жертвой? Какие особенности для них характерны?

Молодцы! Давайте сделаем вывод: жертвой травли при стечении определенных обстоятельств может стать практически любой ребенок или подросток. Тем не менее, можно выделить наиболее типичные личностные особенности пострадавших: внешние особенности (полнота, недостатки внешности, непривлекательность, плохая одежда), дети с низкой успеваемостью, плохим поведением, с заниженной самооценкой, не имеющие друзей в группе и трудности в выстраивании и поддержании близких отношений со сверстниками. Объектами травли также могут стать дети, принадлежащие к этническому, национальному или религиозному меньшинству.

Упражнение «Чем мы отличаемся друг от друга» - «Чем мы похожи друг на друга».

А сейчас я предлагаю обратить внимание на то, что мы все разные. Например, у меня и Оксаны волосы разного цвета, Таня и Сережа – разного пола, а Настя и Олег - сегодня одеты в пуловеры разной цветовой гаммы. У нас разные национальности, возраст, пол, вес, цвет глаз и т.п.


Вопросы для обсуждения: Как вы думаете, насколько важно искать различия между людьми? Часто ли вы делаете это в жизни? Приносит ли вам это пользу?

Правильно, лучше мы будем искать то, чем мы друг на друга похожи, какие у нас есть схожие черты, качества. Например, у нас со Светой одинаковые имена. Кто из вас слушает музыку одной группы? Кто ходит в одну секцию, посещает один факультатив или элективный курс? Кто продолжит? (следим затем, чтобы все дети были названы).

А сейчас разминка - упражнение «Этюды». Работа в парах, не договариваясь, показать: игра в шахматы, пилка дров, перетягивание каната, игра в теннис, гребля в лодке, игра в волейбол, армрестлинг, зеркало и его отражение, игра в ладушки, рукопожатие при встрече, игра «Камень, ножницы, бумага», передача горячей картошки другому, игра в карты.

Вы замечательно справились. Даже не разговаривая, вы смогли договориться, а другие вас понимали без слов. Значит это возможно и в реальной жизни: найти компромисс, договориться.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть на слайд, где представлен характеристики человека, в поведении которого присутствуют:

 оскорбления, насмешки;

 игнорирование (отказ в беседе, в признании);

 негативные стереотипы и предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

 преследования, запугивания, угрозы.

Вопросы для обсуждения: Кто хочет иметь такого друга, товарища, одноклассника? Почему?

Посмотрите на 3 пункт – стереотипы, т.е. навешивание ярлыков. Давайте поиграем в «Ярлыки».

Упражнение «Ярлыки».

Распечатки: «ленивый», «злой», «неудачник», «равнодушный», «бездельник», «балбес», «безответственный», «несерьезный», «драчун», «прогульщик». Раздать участникам случайным образом.

Вопросы для обсуждения: Ребята, нравится ли вам такая наклейка? Почему? Вы хотите от неё избавиться? Почему?

Сейчас вы рвете этот ярлык на мелкие кусочки, выбрасывайте, а я раздаю вам другие наклейки: «умный», «красивый», «талантливый», «отзывчивый», «добросовестный», «сообразительный», «активный», «образованный», «воспитанный», «эрудит».

Вопросы для обсуждения: Что вы чувствовали, как вы себя ощущаете? Существуют ли "наклейки" в реальной жизни? Всегда ли ваше мнение о других людях соответствует реальному?

Вернемся к слайдам. Здесь представлены качества и характеристики другого человека: