Файл: Курсовая работа защищена с оценкой руководитель док экон наук.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Директор Института социологии РАН Михаил Горшков утверждает, что в России каждый пятый россиянин обладает всеми признаками человека, находящегося за гранью бедности. При этом он отмечает, что россияне не высказывают стремления что-то менять своими усилиями, они жаждут не перемен, а стабильности. Всё это он объясняет тем, что люди в основном бездействуют, потому что разочаровались в эффективности демократических институтов.

При этом важно отметить тот факт, что до настоящего времени не было сформировано чёткого и действенного метода реформирования системы социальной защиты населения Российской Федерации.

На данный момент решение проблемы бедности связано с поддержкой на уровне прожиточного минимума людей, не сумевших себя обеспечить, а также уменьшением числа индивидов, которые живут за гранью бедности, так как рост числа бедняков может привести к социальным взрывам и нестабильности жизни общества.

В странах с традиционно рыночной экономикой предоставление социальных льгот малоимущим имеет немаловажное значение, в то время как в России предоставление социальных льгот бедному населению не относят к приоритетным задачам.

В России по данным Росстата численность населения, среднедушевые денежные доходы которого ниже величины прожиточного минимума, установленного в Российской Федерации, в первом квартале 2019 года составила 22 млн. человек. В эту категорию населения практически не попадают пенсионеры, т.к. им выплачиваются специальные доплаты, чтобы довести их пенсии до прожиточного минимума. В структуре бедных доля пенсионеров составляет 16, 7%. Из 48,8 млн. пенсионеров только 5,3 млн. получают доплаты к пенсии. Если брать во внимание, что средний размер пенсии составляет около 12 тыс. рублей, то остальные 43.8 млн. пенсионеров, не получающих дополнительные выплаты, можно причислить к бедным, т.к. их доходы превышают прожиточный минимум менее чем на 2.5 тыс. рублей.

Бедность создает ограничения и для развития экономики страны, и для развития общества в целом. Значительное количество бедных людей, которые лишились возможности вести достойную жизнь, остаются вне экономической и социальной жизни всего государства, что приводит к социально-экономической дезинтеграции людей. Процесс дезинтеграции неминуемо приводит к распаду всего общественного строя
, происходит разделение единства элементов общества.

Социальными последствиями бедности являются депрессии. Это связано с тем, что бедный человек считает себя лишним и ненужным среди других людей, а оценка человеком своего собственного положения в обществе с такого ракурса может привести к развитию вредных привычек, болезней и даже приводить к суицидальным последствиям.

Бедные люди не стараются преодолеть бедность, а пытаются её пережить. Они считают, что люди с их социальным положением не имеют власти в обществе. Всё чаще и чаще человек, находящийся за чертой бедности, идёт на преступления намного легче, оправдывая свои деструктивные поступки острой нехваткой материальных средств. Даже если бедный человек не совершает правонарушений, не участвует в противоправной деятельности, общество всё равно чувствует потерю. Бедный человек практически не имеет возможности реализовать свои творческие таланты, поделиться с социумом своими идеями и планами. Человек, родившийся в бедной семье, имеет гораздо меньше возможностей к самореализации, в отличие от человека, родившегося в семье с нормальным достатком.

При нехватке материальных средств значительно понижается качество и уровень жизни населения. Данная ситуация связана с тем, что человек с крайне низким доходом не имеет возможности рационально питаться, так как в наше время полезная еда является достаточно дорогостоящим продуктом потребления. Также значительное количество людей не могут позволить себе активный отдых и занятия спортом, что является еще одной причиной снижения качества жизни населения. Отсутствие стрессоустойчивости у современного гражданина Российской Федерации приводит к тому, что бедность становится еще и психологической проблемой.

Немаловажным фактом является то, что бедность порождает безработица. Последствие безработицы - потеря источника дохода и средств для нормального существования. В том случае, если человек при потере работы не имеет никаких денежных накоплений, то материальные лишения ощущаются особо остро. В России бедность охватывает не только безработных, но и многих работающих на малооплачиваемых должностях.

В Российской Федерации свыше 6 млн. безработных, немногим меньше миллионов человек зарегистрировано на бирже труда. По опросам социологов каждый второй россиянин обеспокоен ростом безработицы, а каждый третий лично знает людей, потерявших работу в последнее время. Большая часть людей

, потерявших работу из-за кризиса, живут в индустриальных районах, и так как производство продолжает сокращаться, то рост безработицы неизбежен.

Проблема преодоления бедности достаточно многогранна. Для борьбы с ней необходимо привлекать практически все подсистемы общества: экономику, право, политику, образование, медицину, культуру.

Можно выделить два способа преодоления бедности, которые широко используются в мировой практике.

Первый способ – обеспечение и поддержка минимального дохода, которого будет хватать для сохранения уже имеющихся стандартов потребления. Такая схема определения применяется, как правило, в развитых странах.

Второй способ – использование адресной социальной помощи тем гражданам, кто оказался в значительно худшем положении, чем остальные. Такой метод применения характерен для развивающихся стран.

В борьбе с бедностью важна государственная помощь бедным, её увеличение хоть и приводит к снижению уровня бедности, но всё же проблему полностью не решает. В развитых странах в ходе роста данной помощи может возрастать бедность трудоспособной части населения, которая отчаялась найти работу и надеется лишь на помощь государства, т.е. главная задача государственной социальной помощи – эффективная мера по социальной защите населения, но только в том случае, если она не поощряет иждивенчество.

Еще одним важным средством в преодолении бедности является повышение заработной платы и пенсии, так как в настоящее время активно происходит рост цен на продовольственные товары, появляется всё больше и больше платных услуг в медицинской сфере и сфере образования. Известен и тот факт, что расходы бедных семей на некоторые услуги значительно выше, чем у богатых. Платные медицинские услуги являются наиболее эффективными, чем бесплатные и, следовательно, пользование ими улучшает качество жизни любого человека. Однако, человек из бедной семьи, в основном, не может позволить себе пользование платными медицинскими услугами, и из этого следует вывод, что шансов преодолеть бедность у человека из бедной категории населения критически мало.

Необходимо создавать условия для возможности зарабатывать трудящемуся населению, так как человеку необходимы денежные средства для удовлетворения жизненно важных потребностей. Стимулирование трудовой деятельности социально – уязвимых слоёв населения подразумевает создание рынка рабочих мест для людей, с ограниченными возможностями, организация обучения специальностям, востребованным на рынке труда.


Еще одной важной мерой по борьбе с бедностью является стимулирование негосударственного сектора к решению проблемы бедности социально уязвимых слоёв населения. Данная мера включает в себя: проведение различных благотворительных акций, обеспечение детей из малообеспеченных семей бесплатным питанием, помощь в подготовке к школе детей из малообеспеченных семей и т.д.

Проблема бедности – одна из главных социальных проблем современности. На сегодняшний день не только государство, но и большинство работоспособных граждан озабочены преодолением бедности, так как в этом состоянии оказалась большая часть населения. Любому члену современного общества необходимо обеспеченное детство и старость, защита жизни и обретение гарантий на трудовую деятельность.

Социальная защита населения - необходимый элемент функционирования любого развитого государства. Государство играет достаточно важную роль в организации социальной защиты населения, организуя льготы, пенсионное обеспечение, различные пособия, социальное обслуживание. Система социальной защиты способна поддержать наиболее уязвимое население государства, а грамотно построенная система социальной защиты способствует не только ускорению экономического роста, но и стремительному улучшению процесса социального выравнивания.

Для перелома тренда на падение реальных доходов россиян и для обеспечения роста пенсий темпами выше инфляции правительство определило следующие меры:

Федеральный МРОТ будет ежегодно устанавливаться на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения за второй квартал предыдущего года. Таким образом, минимальная зарплата на федеральном уровне не должна быть ниже прожиточного минимума;

Зарплаты бюджетников (врачей, учителей, научных сотрудников и др.) должны будут поддерживаться на достигнутом уровне, то есть составлять 100 или 200% от среднерегионального трудового дохода в зависимости от категории. Зарплаты остальных работников бюджетной сферы будут ежегодно индексироваться;

Размер страховых пенсий по старости неработающим пенсионерам будут ежегодно повышаться выше уровня инфляции. В перечне мер государственной политики, определенных премьером, названы также индексация социальных выплат и предоставление социальной помощи нуждающимся гражданам для поддержки их потребительского спроса.

Согласно приложению к единому плану, реальные располагаемые денежные доходы населения в 2019 году вырастут незначительно — на 0,5%, однако уже с 2021 года темпы роста будут превышать 2% и к 2024 году достигнут 2,4%.


Планируемое уменьшение уровня бедности в два раза означает, что к 2024 году численность населения с доходами ниже прожиточного минимума должна составить 6,6% от общей численности населения. Достичь этой цели предполагается за счет:

– предоставления семьям ежемесячных денежных выплат в связи с рождением детей;

– содействия занятости женщин, воспитывающих детей, а также создания дополнительных мест в яслях;

– расширения адресных мер поддержки с использованием информации системы соцобеспечения;

– организации учета бедных семей в регионах и утверждения для них спецпрограмм по выходу из бедности;

– определения с 2021 года новой потребительской корзины.

Двукратное сокращение невозможно без устойчивого экономического роста, подчеркивается в документе.

Правительство отмечает, что темпы роста российской экономики в последние два года стабилизировались на уровне 1,5–2,5%, но, чтобы войти в пятерку крупнейших экономик мира понадобится выйти на показатель чуть выше 3%. «Такие темпы роста будут достаточными для сокращения разрыва по объему ВВП по ППС [паритету покупательной способности] от Германии, занимающей пятое место в мире, и позволит сохранить положительный разрыв от Индонезии, находящейся на седьмой позиции», — рассчитывает правительство.

В настоящее время Россия занимает шестое место по объему ВВП по ППС, согласно оценкам Международного валютного фонда (МВФ). Правительство рассчитывает переместиться на пятую позицию в 2023 году. Однако в МВФ не верят, что России удастся нагнать идущую пятой Германию. Более того, специалисты фонда прогнозируют, что к 2024 году Индонезия обгонит Россию и отодвинет ее на седьмую строчку в списке крупнейших экономик мира.

Власти отмечают, что для вхождения в топ-5 мировых экономик нужно добиться:

– увеличения доли инвестиций в основной капитал до 25% ВВП (по итогам 2019 года показатель Росстат оценивает этот показатель в 20,7% ВВП);

– роста производительности труда;

– повышения уровня добавленной стоимости, в том числе за счет достижения ориентиров по несырьевому неэнергетическому экспорту (его планируется увеличить с $214 млрд в 2019 году до $350 млрд к 2024 году);

– повышения экономической активности населения и численности рабочей силы.

Наращивать производительность труда власти планируют за счет: