Файл: Регионов социальный аспект. План социальноэкономическая сущность и функции финансов домашних хозяйств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА 7 УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НА УРОВНЕ
РЕГИОНОВ: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ.
ПЛАН
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ
2. СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОСТИ ЭКОНОМИКИ
РЕГИОНОВ
3.
НЕОБХОДИМОСТЬ
СОГЛАСОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ИНТЕРЕСОВ КАК ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ УСТОЙЧИВОСТИ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.
4. ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ
ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ
5. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ
Домашнее хозяйство - один из трех субъектов экономической деятельности.
Домохозяйство охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья. Данное понятие объединяет всех потребителей, наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства, лиц, занятых и незанятых в общественном производстве [1, с. 317].
Основными признаками домохозяйства являются:
1. Совместное проживание и обустройство быта;
2. Совместное ведение хозяйства;
3. Обладание определенными ресурсами;
4. Самостоятельность в принятии хозяйственных решений;
5. Стремление к максимальному удовлетворению потребностей.
Домашние хозяйства классифицируются по следующим признакам [1, с. 320]:
1. Территориально - региональная принадлежность (местность, регион страны, природно-климатическая зона и т.п.);
2. Демографическая характеристика (семейные и несемейные домохозяйства, число членов домохозяйства, половозрастные характеристики);
3. Имущественная характеристика (характер жилья, число комнат, наличие автомобиля, дачи, земельного участка и т.п.);
4. Доходная характеристика (среднедушевой доход, доходная группа, источники дохода и т.п.);
5. Экономическая характеристика (занятость, отрасль производства, сектор экономики, тип предприятия, должность и т.п.);
6. Трудовой потенциал (число трудоспособных, уровень образования, профессиональная подготовка и т.п.);
7. Социальный статус домохозяйства (определяется по главе семьи или члену семьи, имеющему максимальный доход).
Финансы домашнего хозяйства, как и финансы общества в целом, представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства. Являясь звеном в финансовой системе, они выступают первичным элементом социально-экономической структуры общества. В отличие от финансов коммерческих предприятий и организаций, имеющих решающие

значение в создании, первичном распределении и использовании стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода, финансы домохозяйства не стали приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокупности финансовых отношений.
Сущность финансов домохозяйств находит свое проявление в функциях. На данном этапе они выполняют две базовые функции:
1) обеспечения жизненных потребностей семьи;
2) распределительную функцию.
Изначальная и главная функция - обеспечение жизненных потребностей семьи. Она создает реальные условия существования членов данной семьи. Развитие рыночных отношений существенно повлияло на форму проявления этой функции. В период натурального хозяйства продукция, создаваемая членами, удовлетворяла их потребности, и обмен излишками возникал редко, в небольшом количестве и, как правило, по соседству
[2, с. 112].
В результате товарно-денежных отношений, появления, а затем и увеличения рынка произошло:
1) расширение материальных, социальных, культурных и иных потребностей семьи;
2) создание и рост денежных средств домашнего хозяйства;
3) возникновение денежного фонда - семейного бюджета, предназначенного для обеспечения материальными благами [3, с. 239].
Распределительная функция финансов домохозяйств охватывает первичное распределение национального дохода и формирование первичных доходов семьи.
Финансовые отношения домашнего хозяйства включают две группы:
1) отношения между данной хозяйственной единицей и другими звеньями финансовой системы (государственными финансами - бюджетами и внебюджетными фондами, и финансами коммерческих организаций и предприятий), создавая первичные доходы в виде заработной платы, пенсий, пособий и т.п. [4, с. 108];
2) отношения между членами домохозяйства, когда средства распределяются и обособляются, образуя обособленные денежные фонды. Обособление средств внутри домохозяйства не меняет собственника, исключая всякую эквивалентность.
Обе функции финансов домохозяйства взаимосвязаны и действуют одновременно, дополняя друг друга.
Домашние хозяйства выступают одним из важных субъектов экономической деятельности, от результатов которой зависит не только благосостояние отдельной хозяйственной единицы, но и всего населения страны в целом. Став крупнейшим субъектом экономики наряду с коммерческими предприятиями и государством, домашние хозяйства участвуют во всех макро- и региональных процессах. Глубокий экономический кризис и как следствие этого - тяжелое материальное положение большей части населения приводят к активной деятельности домашнего хозяйства.
2. СЕМЕЙНЫЙ
БЮДЖЕТ
КАК
ОСНОВА
УСТОЙЧИВОСТИ
ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
Бюджет (англ. budget) - роспись доходов и расходов государства, учреждения, семьи или отдельного лица на определенный срок. С одной стороны, бюджет - совокупность, масса финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект (государство, предприятие или семья). С другой стороны, это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий их поступления или расходования в течение определенного периода, чаще всего одного года. Иначе говоря, бюджет определяет содержимое «денежной сумки»: наличие в ней денежных средств или их дефицит, динамику ее наполнения или уменьшения, каналы прихода и расхода денег, соотношение

между доходами и расходами». Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально - экономической системе, присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов в них обладают принципиальным различием.
Семейный бюджет - это план регулирования денежных доходов и расходов семьи, составляемый обычно на месячный срок.
Доход - это общая сумма денежных средств и материальных благ, зарабатываемых или получаемых людьми за определенный период.
Расходы - это денежные средства, затраченные на содержание семьи. В результате составления баланса доходов и расходов семьи выявляется дефицит (недостаток) или накопления (избыток) семейного бюджета.
Различают три вида семейного бюджета: совместный, долевой и раздельный.
1) Совместный бюджет.
Это самый распространенный вид семейного бюджета. При таком способе распределения денег, все средства, заработанные членами семьи, складываются вместе, и затем супруги совместно решают, как распределить полученную сумму на определенный промежуток времени (обычно - на месяц). Самый большой плюс такого подхода - в ощущении единства. Муж и жена вместе обсуждают предстоящие затраты, вместе отвечают за расчет средств. Совместный тип бюджета, или «общий кошелек», обычно используют супруги с приблизительно равными доходами или пары, где жена частично или полностью находится на иждивении у мужа. Этот вариант практически неизбежен в случае, когда женщина полностью посвящает себя уходу за ребенком, а единственным кормильцем остается муж. То есть фактически бюджет становится единоличным, но психологически он все-таки является общим - деньги лежат в определенном месте, супруги вдвоем решают, как ими распорядиться. Основа такого подхода в доверии друг к другу, взаимной ответственности и умению находить компромисс.
2) Долевой бюджет (Совместно - раздельный).

Совместно-раздельный бюджет в настоящее время приобретает все большую актуальность. Этот принцип работает лучше всего в случае, если разница между зарплатами супругов незначительна. Для этого сначала надо рассчитать, сколько денег ваша семья тратит каждый месяц на питание, коммунальные платежи, хозяйственные расходы и прочие нужды. Далее эта сумма распределяется между членами семьи либо пополам, либо в соотношении, которое семья посчитает справедливым, в зависимости от зарплаты. Таким образом, у каждого остаются личные деньги, которые можно потратить по своему усмотрению.
Положительная сторона такого планирования заключается в уникальном сочетании чувства общности в семье (как и в случае «общего кошелька») и элемента финансовой независимости друг от друга.
Долевой бюджет - достаточно универсальный и подходит практически всем, но только при условии, что оба супруга работают. Данный тип семейного планирования бюджета так же подходит, если один из супругов чрезвычайно бережливый. Таких людей презрительно называют скупердяй или скряга. Чаще роль скряги в семье играет мужчина.
Причем, на ситуацию мало влияет его материальное благосостояние. Определяющими здесь являются такие черты характера, как мелочность, педантичность, придирчивость. Но в каждой ситуации можно найти свои положительные стороны. Ведь скрупулезность, бережливость и расчетливость такого человека - незаменимые качества для ведения домашнего хозяйства. Чтобы лишний раз не тратиться, он сам сделает добрую половину работы по дому.
3) Раздельный бюджет.
Раздельный бюджет, как таковой, в нашей стране редко применяется в чистом виде. Этот стиль семейного планирования пришел с Запада, где женщины стараются быть независимыми и ни в чем не уступать мужчинам. Такой тип распределения денег больше принят среди пар, в которых оба супруга имеют достаточно высокий доход.
Конечно, совсем раздельным бюджет все же не получается. Никто не будет высчитывать, сколько в граммах супруг съел картошки, и сколько это стоит. Каждый обеспечивает себя сам тем, в чем нуждается. Деньги при этом, как правило, находятся на разных банковских счетах. Еда покупается совместно. Некоторые пары, ведущие раздельный бюджет, просто считают, сколько денег у них уходит на еду ежемесячно, и скидываются поровну. Когда у кого-то одного деньги заканчиваются, он занимает у второго, с условием обязательного возврата долга.
Плюсы такого типа бюджета в материальной независимости друг от друга, которая помогает избегать конфликтов на финансовой почве и дает возможность каждому планировать свои приобретения, ни перед кем не отчитываясь.
Раздельный вариант бюджета выручает и в случае, если кто-то из супругов, или оба, имеют какое-то дорогостоящее увлечение, которое совсем не интересует вторую половину. Есть и более неприятная причина подобного выбора - это взаимное недоверие, когда супруги подозревают друг друга в укрытии истинных доходов.


Далее представим основные функции семейного бюджета.
Основная функция семейного бюджета - это контроль за текущими финансовыми делами семьи путем сбалансированного распределения доходов и расходов. Понятно, что расходы, которые производятся семьей в течение месяца, должны быть не меньше доходов, получаемых ею за этот период.
Следующие функции семейного бюджета заключаются в планировании (оно заключается в распределении финансов по необходимым статьям расходов) и анализе
(оценке трат, их необходимости и полезности и возможности повторять их в дальнейшем).
Также бюджет выполняет ограничительную функцию, заставляя задуматься над возможностью и целесообразностью тех или иных расходов, и регулирующую функцию
(ведь он призван регулировать доходы и расходы). После составления семейного бюджета и произведения расчетов по всем статьям нужно убедиться в том, что расходная часть бюджета не превышает доходную. Если все же такая тенденция обнаружена, то следует либо найти способ для сокращения расходов по тем или иным статьям, либо заняться поиском дополнительных источников финансирования.
3. НЕОБХОДИМОСТЬ
СОГЛАСОВАНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ИНТЕРЕСОВ
КАК
ОБЪЕКТИВНАЯ
НЕОБХОДИМОСТЬ
УСТОЙЧИВОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.
Следует подчеркнуть, что современный экономический кризис, прежде всего, связана с кризисом экономического мышления, поставила общество перед угрозой физического выживания. И именно от выбора целей, исходя из ценностей как на личностном, так и на государственном уровне, зависит ход исторических событий и возможность в дальнейшем продолжать жизнь на планете Земля.

По определению Сороса необходимость перехода к новому экономическому мышлению вызвано тем, что наступила первая фаза Глобальной Экологической
Катастрофы, а вместе с ней - и кризис экономического развития человечества в форме рыночно-капиталистической цивилизации в условиях которой доминировали частная капиталистическая собственность, рынок, рыночно капиталистический эгоизм и предпринимательская форма организации деятельности, как «центров прибыли».
В современном обществе наиболее актуальным является вопрос устойчивого развития социально-экономической системы, в основе чего лежит процесс согласования экономических интересов различных субъектов экономики. Особая роль экономических интересов в процессе устойчивого развития определяется тем, что через процесс оптимального согласования экономических интересов определенной мере решается основное противоречие экономической системы, которое заключается в проблеме растущих потребностей и ограниченности ресурсов. Таким образом, устойчивость экономической системы генетически соединена с экономическими интересами. Это обусловлено тем, что в устойчивом развитии заинтересованы все экономические субъекты. Поэтому согласование экономических интересов является основной задачей устойчивого развития, поскольку реализация совокупности текущих и перспективных интересов представляет суть жизнедеятельности экономических субъектов.
Теоретический анализ процесса согласования экономических интересов как основы устойчивого развития, должен учитывать несколько моментов:
Во - первых, согласование экономических интересов одного хозяйствующего субъекта с другими интересами возможно на основе их совместимости.
Во - вторых, процесс согласования экономических интересов не устраняет противоречий между ними, так как вектор развития экономических интересов хозяйствующих субъектов в системе экономических отношений является изменчивой и динамичной величиной. Противоречивость определяет внутреннее единство и взаимопроникновение экономических интересов и выступает как источник самодвижения и развития системы интересов.
Учет и анализ этих положений в процессе согласования экономических интересов способствует достижению баланса экономических интересов общества. Справедливым следует признать высказывания Д.Бьюкенена «Согласие экономических интересов индивидов, коллективов и общества в целом может иметь место лишь в идеале.
Общественный договор в философском смысле означает согласие, которая возникает из взаимодействия самих индивидов, а не всеобщее одобрение некоего абстрактного идеала
»[2]. В этой связи можно констатировать, что достичь абсолютного согласования экономических интересов невозможно, поскольку удовлетворение интересов одного субъекта приводит к ущемлению интересов других субъектов, потому что каждый субъект стремится к максимизации полезности и минимизации затрат для себя за счет других .
Анализ проблемы согласованности экономических интересов показал, что в основе методологических подходов рассмотрения данного вопроса лежат принципы
индивидуализма или коллективизма. В рамках концепции коллективизма приоритет отдается обществу и общественному интересу как феномена, который определяет направление развития цивилизации. Основной задачей индивида в данных условиях является определение способа соответствии общественном вектора развития. Данный методологический подход наиболее полно реализован марксистской политической экономией и различными социально-политическими учениями и взглядами.
В качестве основы методологического индивидуализма выступает отдельно взятый индивид как центральное звено экономической системы. Сутью данного принципа является объяснение общественных явлений на основе решений, которые принимают отдельные индивиды. Важная роль экономических интересов индивида определяется значением его активной целенаправленной деятельности для реализации всех других

интересов, то есть без надлежащей реализации экономических интересов индивида не могут быть реализованы никакие другие интересы.
В наиболее обобщенной форме концепция индивидуализма допускает объяснения общественных явлений с помощью децентрализации решений. Применение данного методологического принципа позволяет проанализировать взаимодействие индивидов и на основании этого сформулировать представление о таких понятиях как общественное, коллективное, групповое. Данное направление анализа экономических интересов осуществляется прежде всего в рамках современной макроэкономической теории.
В экономической теории встречаются концепции, которые пытаются совместить
принципы индивидуализма и коллективизма. При разработке таких эклектичных концепций актуально выдержки логической последовательности сочетание обозначенных методологических основ. Но иногда этот принцип остается не реализованным.
Основываясь на синергетическом принципе в экономической теории, можно отметить, что исходным пунктом согласования экономических интересов является индивид (хозяйствующий субъект) с присущими ему экономическими интересами, которые постоянно меняются. Объективно поставлен в рамки ограниченности ресурсов хозяйствующий субъект, при безграничности существующих потребностей, осуществляет выбор наиболее эффективного варианта максимизации полезности. Осуществляя выбор альтернативной стоимости, индивид руководствуется совокупностью субъективных измерителей ценности. Причем категория «ценности», в современной интерпретации, определяется не только набором материальных составляющих, но и включает психологические, этические и культурные факторы.
Индивид, осуществляя свою деятельность, исходя из эгоистических устремлений, вступает в экономические отношения с другими экономическими субъектами, то есть реализует свои экономические интересы в обществе и с помощью общества. Это положение означает, что реализация собственного интереса возможна путем учета интересов других участников социально-экономического взаимодействия. Кроме того, эгоистический интерес несет на себе социальный отражение в форме традиций, обычаев, правил. [3]. В итоге индивид получает дополнительные выгоды или преимущества по сравнению с тем, если бы при достижении своей цели он находился в состоянии отделенности от других членов общества.
Социальное взаимодействие вообще и экономическая, в частности, несет отдельно взятому индивиду дополнительные выгоды. В данном случае справедливой следует считать позицию Г.В.Задорожного и Я.Ю Радченко, которые утверждают, что не бывает выгод без затрат и поэтому, вступая в систему социального взаимодействия, индивиды получают не только выгоды, но и несут расходы [14]. На основании этого можно сделать вывод, что система социально-экономического взаимодействия эффективно функционирует для отдельных индивидов если экономические выгоды превышают расходы при вступлении в систему социального взаимодействия.
С другой стороны, индивид и его экономические интересы, как центральное звено социально-экономической системы, способствуют формированию и развитию личностно- ориентированной экономики [15]. Процесс согласования экономических интересов в такой экономике основан на взаимодействии власти в лице государства, общества и личности (индивида).
Личностно-ориентированная экономика базируется на представлениях об обществе как сложной совокупности отдельно взятых индивидов и их экономических интересов. Государственное регулирование рынка в такой экономике и других сферах общественной жизни, проявляется в стремлении и возможности правительства в полной мере реализовать интересы всей совокупности отдельно взятых индивидов, а не только отдельных групп. Такая государственная политика способствует оптимальному сочетанию экономических интересов в обществе и эффективному функционированию экономической системы. В условиях украинской действительности такой направленности