Файл: Регионов социальный аспект. План социальноэкономическая сущность и функции финансов домашних хозяйств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Человеческий капитал является источником трансформаций и инноваций в структуре экономики знаний. Основной сферой формирования человеческого капитала являются домашние хозяйства. Домашние хозяйства, или домохозяйства, выступают первым компонентом частного сектора экономики. В них формируются экономические ресурсы и предлагаются другим секторам, потребляется и сберегается полученный за использованные ресурсы доход. Домашние хозяйства обеспечивает производство и
воспроизводство человеческого капитала.
Человеческий капитал, являясь главной движущей силой социально- экономического развития, является главным фактором формирования экономики знаний.
В узком смысле человеческий капитал – это совокупность знаний, умений, навыков, используемых не только для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества, но и для повышения качества жизни и эффективности функционирования экономической системы в целом.
Использование человеческого капитала позволяет существенно повысить доходы семьи, а вместе с этим и улучшить воспроизводство рабочей силы, состояние всей экономики.
Проблема развития человеческого потенциала - это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики. Потенциал трудовой деятельности человека определяется прежде всего его физическими
способностями к созидательной деятельности, состоянием его здоровья и развития как живого организма.
Индекс человеческого развития (ИЧР), до 2013 года «Индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП) — интегральный показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Он является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Индекс был разработан в 1990 году группой экономистов во главе с пакистанцемМахбубом-уль-
Хаком
[en]
; его концептуальная структура была создана благодаря работе Амартии Сена.
Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в ежегодных отчётах о развитии человеческого потенциала с 1990 года.
Индекс развития человеческого потенциала - расчетный статистический показатель, в котором учитываются не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.
Оценка качества жизни с использованием индекса развития человеческого потенциала строится на минимальном наборе базовых показателей. Каждый из базовых показателей количественно представляет одно из основных направлений человеческого развития: долголетие, образованность и собственно уровень жизни.
Средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении - оценивает долголетие.
Уровень образования (грамотности), определяется комбинацией двух показателей - грамотности взрослого населения и охвата населения тремя ступенями образования (начальным, средним и высшим);
Материальный уровень жизни, оценивается величиной реального ВВП на душу населения, т.е. величиной, переведенной в доллары с помощью паритета покупательной способности. В области доходов в качестве пороговой величины используется среднее мировое значение ВВП на душу населения.
При подсчёте ИЧР учитываются 3 вида показателей:

Ожидаемая продолжительность жизни — оценивает долголетие.



Уровень грамотности населения страны
(среднее количество лет, потраченных на обучение) и ожидаемая продолжительность обучения.

Уровень жизни, оценённый через ВНД на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США.
Россия занимает 71 место в списке с индексом ИРЧП = 0,806 (что является довольно высоким показателем, но при этом этот индекс в России на 2009 год хуже, чем в
Белоруссии). Индекс стал падать с началом 90-х из-за сокращения ВВП и повышения смертности. В 1992 Россия занимала 52 место, 1995 - 114, в 2004 - 57, в 2005 - 62 с индексом 0,795, в 2006 - 65 с индексом 0,797, в 2007 году - 67 место с индексом 0,802.
Однако, следует учитывать, что индекс составляется с отставанием в два года, поэтому цифры, опубликованные ООН 27 ноября 2007 года на самом деле относятся к 2005. От своих соседей по таблице Россия отличается очень низкой продолжительностью жизни и чуть снизившимся уровнем образования.
С точки зрения характера содействия экономическому благосостоянию общества
различают:
-
Потребительский капитал - создает поток услуг, потребляемых непосредственно. Это может быть творческая и образовательная деятельность. Результат такой деятельности выражается в предоставлении потребителю таких потребительских услуг, которые приводят к появлению новых способов удовлетворения потребностей или повышению эффективности существующих способов их удовлетворения;
- Производительный капитал - создает поток услуг, потребление которых содействует общественной полезности. В этом случае имеется в виду научная и образовательная деятельность, имеющая практическое применение именно в производстве (создание средств производства, технологий, производственных услуг и продуктов).
Следующим критерием классификации видов человеческого капитала является различие между формами, в которых он воплощается:
- Живой капитал - включает в себя знания, воплощенные в человеке;
- Неживой капитал - создается, когда знания воплощаются в физических, материальных формах;
- Институциональный капитал - состоит из живого и неживого капитала, связанного с производством услуг, удовлетворяющих коллективные нужды общества. Он включает в себя все правительственные и неправительственные институты, которые содействуют эффективному использованию двух типов капитала (образовательные и финансовые учреждения).
По форме обучения сотрудников на рабочем месте можно выделить:
- специальный человеческий капитал;
- общий человеческий капитал.
Специальный человеческий капитал включает навыки и знания, приобретенные в результате специальной подготовки и представляющие интерес лишь для той фирмы, где они были получены.
В отличие от специального человеческого капитала, общий человеческий
капитал представляет собой знания, которые могут быть востребованы в различных сферах человеческой деятельности.
Как производительный фактор человеческий капитал можно разделить по степени эффективности на отрицательный (разрушительный) человеческий капитал и положительный (созидательный) человеческий капитал.
Отрицательный человеческий капитал -- это часть накопленного человеческого капитала, не дающая какой-либо полезной отдачи от инвестиций в него для общества, экономики и препятствующая росту качества жизни населения, развитию общества и личности. Не каждая инвестиция в воспитание и образование полезна и увеличивает человеческий капитал. Особо значительный вклад в отрицательный накопленный

человеческий капитал способна вносить активная часть нации -- её элита, поскольку именно она определяет политику и стратегию развития страны, ведет за собой нацию по пути либо прогресса, либо застоя или даже регресса.
Отрицательный человеческий капитал требует дополнительных инвестиций для компенсации накопленного в прошлом отрицательного капитала.
Положительный человеческий капитал (созидательный) - определяется как накопленный человеческий капитал, обеспечивающий полезную отдачу от инвестиций в него в процессы развития и роста. В частности, в развитие системы образования, рост знаний, развитие науки, улучшение здоровья населения, в повышение качества и доступности информации.
Важнейшими элементами воспроизводства человеческого капитала являются наличие:
 Биологического капитала
 Финансового капитала
 Человеческого капитала родителей
 Социального капитала
 Культурного капитала
В эффективном воспроизводстве человеческого капитала заинтересованы все субъекты рынка: государство, фирмы, сами домашние хозяйства в этой связи необходима
эффективная макроэкономическая политика развития человеческого капитала.
Среди ее составных элементов можно выделить:

Семейная политика, направленная на укрепление института семьи на государственном уровне

Создание системы налоговых льгот, стимулирующих инвестиции в образование и научную деятельность

Образовательно-просветительская деятельность направленная на повышение уровня культурного развития человеческого капитала, его осознанность и ответственность за качество жизни
Воспроизводство человеческого капитала зависит от многих условий, складывающихся на уровне семьи, домашнего хозяйства, предприятия, региона, страны.
Особенно велика в этом отношении роль семьи, которая уже на ранних стадиях формирует многие качества человека, и, прежде всего, физическую подготовку, здоровье, характер, интересы, привычки, т.е. базовые качества человека, которые затем играют большую роль в выборе профессиональной деятельности, эффективности труда, качестве профессиональной, культурной и нравственной подготовке человека. Это требует постоянной поддержки и защиты интересов семьи, домашнего хозяйства. К сожалению, в ряде стран, регионов можно наблюдать неэффективность и даже деградацию этого социально-экономического института общества (распад, пьянство, наркомания родителей). В этих условиях очень важно укреплять и развивать семью и домашнее хозяйство за счет повышения занятости и доходов населения, производительности труда трудоспособного населения. Не менее важна в этом и роль государства, особенно в части стимулирования рождаемости, снижении смертности населения, обеспечения его бесплатными медицинскими и образовательными услугами, регулирования миграции, разработки и поддержании прожиточного минимума доходов.
Согласно содержанию социально-ориентированного накопления, истинным богатством общества должен быть всесторонне развитый человек, как источник преобразований, производительный труд которого направлен на благо всех членов общества.
Цель социально-ориентированного накопления заключается в том, чтобы из заданной природой биологического существа сформировать личность, наделенную всей совокупностью общечеловеческих ценностей как физических, так и духовных
(социальных).


Список использованных источников:
1. Видяпин В.И. Экономическая теория: учебник – М.: ИНФРА-М, 2017г. – 560 с.
2. Миляков Н.В. Макроэкономика: курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2012. – 347 с.
3. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М.: Финансы и статистика, 2016. – 471 с.
4. Грязнова А.Г. Экономический энциклопедический словарь - М.: Финансы и статистика, 2014. – 537 с.