Файл: О конституции Республики Узбекистан Статья Внести в Конституцию Республики Узбекистан.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
О Конституции Республики Узбекистан
Статья 1. Внести в Конституцию Республики Узбекистан, принятую
8 декабря 1992 года на одиннадцатой сессии Верховного Совета Республики
Узбекистан двенадцатого созыва (Ведомости Верховного Совета
Республики Узбекистан, 1993 г., № 1, ст. 4; 1994 г., № 1, ст. 5; Ведомости
Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 3–4, ст. 27; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., № 4, ст. 162;
2008 г., № 12, ст. 637; 2011 г., № 4, ст. 100, № 12/1, ст. 343; 2014 г., № 4, ст. 85; 2017 г., № 4, ст. 134, № 5, ст. 200, № 8, ст. 383; 2018 г., № 10, ст. 674;
2019 г., № 2, ст. 47, № 3, ст. 162, № 9, ст. 588; 2021 г., № 2, ст.ст. 139, 140), изменения и дополнения, утвердив ее следующую новую редакцию:
«КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ПРЕАМБУЛА
Мы, единый народ Узбекистана, торжественно провозглашая свою приверженность правам и свободам человека, национальным и общечеловеческим ценностям, принципам государственного суверенитета, подтверждая свою верность идеалам демократии, свободы и равенства, социальной справедливости и солидарности, осознавая высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями за построение гуманного демократического государства, открытого и справедливого общества, в котором высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь и достоинство, опираясь на более чем трехтысячелетний исторический опыт развития нашей государственности, а также научное, культурное и духовное наследие великих предков, внесших бесценный вклад в мировую цивилизацию,
2 преисполненные решимости приумножать и оберегать для нынешнего и будущих поколений бесценные природные богатства страны и сохранять здоровую окружающую среду, основываясь на общепризнанных принципах и нормах международного права, стремясь к укреплению и развитию дружественных отношений
Узбекистана с мировым сообществом, прежде всего, с соседними государствами, на основе сотрудничества, взаимной поддержки, мира и согласия, ставя целью обеспечение достойной жизни граждан, межнационального и межконфессионального согласия, благополучия и процветания многонационального родного Узбекистана, принимаем и провозглашаем настоящую Конституцию.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Глава I. Государственный суверенитет
Статья 1.
Узбекистан – суверенное, демократическое, правовое, социальное и светское государство с республиканской формой правления.
Названия государства «Республика Узбекистан» и «Узбекистан» равнозначны.
Статья 2.
Государство выражает волю народа, служит его интересам.
Государственные органы и должностные лица ответственны перед обществом и гражданами.
Статья 3.
Республика Узбекистан определяет национально-государственное и административно-территориальное устройство, систему органов государственной власти, проводит свою внутреннюю и внешнюю политику.
Государственная граница и территория Узбекистана неприкосновенны и неделимы.
Статья 4.
Государственным языком Республики Узбекистан является узбекский язык.
Республика Узбекистан обеспечивает уважительное отношение к языкам, обычаям и традициям наций и народностей, проживающих на ее территории, создает условия для их развития.
3
Статья 5.
Республика Узбекистан имеет свои государственные символы – флаг, герб, гимн, утверждаемые законом.
Государственные символы находятся под защитой государства.
Статья 6.
Столица Республики Узбекистан – город Ташкент.
Глава II. Народовластие
Статья 7.
Народ является единственным источником государственной власти.
Государственная власть в Республике Узбекистан осуществляется в интересах народа и исключительно органами, уполномоченными на то Конституцией Республики Узбекистан и законами, принятыми на ее основе.
Присвоение полномочий государственной власти, приостановление или прекращение деятельности органов власти в не предусмотренном
Конституцией порядке, создание новых и параллельных структур власти являются антиконституционными и влекут ответственность по закону.
Статья 8.
Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от их национальности.
Статья 9.
Наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни выносятся на обсуждение народа, ставятся на всенародное голосование – референдум.
Порядок проведения референдума в Республике Узбекистан определяется законом.
Статья 10.
От имени народа Узбекистана могут выступать только избранные им Олий Мажлис и Президент Республики Узбекистан.
Никакая часть общества, политическая партия, общественное объединение, движение или отдельное лицо не могут выступать от имени народа Узбекистана.
Статья 11.
Система государственной власти
Республики
Узбекистан основывается на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
4
Статья 12.
В Республике Узбекистан общественная жизнь развивается на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений.
Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной.
Статья 13.
Демократия в Республике Узбекистан базируется на общечеловеческих принципах, согласно которым высшей ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.
Демократические права и свободы защищаются Конституцией и законами.
Статья 14.
Государство осуществляет свою деятельность на принципах законности, социальной справедливости и солидарности в целях обеспечения благосостояния человека и устойчивого развития общества.
Глава III. Верховенство Конституции и закона
Статья 15.
В Республике Узбекистан признается безусловное верховенство
Конституции и законов Республики Узбекистан.
Конституция Республики Узбекистан имеет высшую юридическую силу, прямое действие и образует основу единого правового пространства на всей территории страны.
Международные договоры
Республики
Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан.
Если международным договором
Республики
Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом
Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан.
Государство и его органы, другие организации, должностные лица, институты гражданского общества и граждане действуют в соответствии с Конституцией и законами.
Статья 16.
Ни одно из положений настоящей Конституции не может толковаться в ущерб правам и интересам Республики Узбекистан, основным принципам и нормам, предусмотренным в разделе первом настоящей Конституции.
Законы и иные нормативно-правовые акты Республики Узбекистан принимаются на основе и во исполнение Конституции Республики
Узбекистан. Ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может противоречить принципам и нормам Конституции.
5
Глава IV. Внешняя политика
Статья 17.
Республика
Узбекистан является полноправным субъектом международных отношений.
Внешняя политика Узбекистана основывается на принципах суверенного равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности государств, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств и иных общепризнанных принципах и нормах международного права.
Статья 18.
Республика Узбекистан осуществляет миролюбивую внешнюю политику, направленную на всемерное развитие двусторонних и многосторонних отношений с государствами и международными организациями.
Республика Узбекистан может заключать союзы, входить в содружества и другие межгосударственные образования, а также выходить из них исходя из высших интересов государства, народа, его благосостояния и безопасности.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОСНОВНЫЕ ПРАВА, СВОБОДЫ
И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Глава V. Общие положения
Статья 19.
В Республике Узбекистан признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общепризнанным нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения.
В Республике Узбекистанвсе граждане имеют одинаковые права и свободы, равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, убеждений, социального происхождения, общественного положения.
Льготы устанавливаются только в соответствии с законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости.
Статья 20.
Гражданин Республики Узбекистан и государство связаны взаимными правами и обязанностями.
Права и свободы человека, закрепленные в Конституции и законах, являются незыблемыми и никто не вправе без суда лишить или ограничить их.
6
Права и свободы человека действуют непосредственно. Права и свободы человека определяют суть и содержание законов, деятельности государственных органов, органов самоуправления граждан и их должностных лиц.
Меры правового воздействия на человека, применяемые государственными органами, должны основываться на принципе соразмерности и быть достаточными для достижения целей, предусмотренных законами.
Все противоречия и неясности в законодательстве, возникающие во взаимоотношениях человека с государственными органами, толкуются в пользу человека.
Статья 21.
Каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности.
Ни на кого без его согласия не может быть возложена обязанность, не установленная законодательством.
Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать прав, свобод и законных интересов других лиц, общества и государства.
Права и свободы человека могут быть ограничены только в соответствии с законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, здоровья населения, общественной нравственности, прав и свобод других лиц, обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.
Глава VI. Гражданство
Статья 22.
В Республике Узбекистан устанавливается единое для всей территории республики гражданство.
Гражданство Республики Узбекистан является равным для всех независимо от оснований его приобретения.
Гражданин Республики Каракалпакстан является одновременно гражданином Республики Узбекистан.
Основания и порядок приобретения и утраты гражданства устанавливаются законом.
Статья 23.
Республика Узбекистан гарантирует защиту и покровительство своим гражданам как на своей территории, так и за ее пределами.
Гражданин Республики Узбекистан не может быть выслан за пределы
Узбекистана или выдан другому государству.
Государство в соответствии с нормами международного права заботится о сохранении и развитии связей с соотечественниками, проживающими за рубежом.
7
Статья 24.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Республики Узбекистан, обеспечиваются права и свободы в соответствии с нормами международного права. Они несут обязанности, установленные Конституцией, законами и международными договорами
Республики Узбекистан.
Глава VII. Личные права и свободы
Статья 25.
Право на жизнь является неотъемлемым правом каждого человека и охраняется законом. Посягательство на жизнь человека является тягчайшим преступлением.
В Республике Узбекистан смертная казнь запрещается.
Статья 26.
Честь и достоинство человека неприкосновенны. Ничто не может быть основанием для их умаления.
Никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому, бесчеловечному или унижающему достоинство человека обращению либо наказанию.
Никто не может быть подвергнут медицинским и научным опытам без его согласия.
Статья 27.
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Никто не может быть подвергнут аресту, задержанию, заключению под стражу, содержанию под стражей или иному ограничению свободы иначе как на основании закона.
Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по решению суда. Без решения суда лицо не может быть задержано на срок более сорока восьми часов.
Лицу при задержании должны быть разъяснены на понятном ему языке его права и основания задержания.
Статья 28.
Лицо, обвиняемое в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана путем гласного судебного разбирательства в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Обвиняемому обеспечиваются все возможности для своей защиты.
Все сомнения в виновности, если исчерпаны возможности их устранить, должны разрешаться в пользу подозреваемого, обвиняемого, подсудимого или осужденного.
8
Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый не обязан доказывать свою невиновность и в любое время может воспользоваться правом хранить молчание.
Никто не обязан свидетельствовать против себя самого и близких родственников.
Лицо не может быть признано виновным или подвергнуто наказанию, если признание им своей вины является единственным доказательством против него.
Лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение чести и достоинства, присущих человеческой личности.
Судимость лица и вытекающие из этого правовые последствия не могут быть основанием для ограничения прав его родственников.
Статья 29.
Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государства.
Каждое лицо имеет право пользоваться помощью адвоката по своему выбору на любой стадии уголовного процесса, а при задержании лица – с момента фактического ограничения его права на свободу передвижения.
Подозреваемый, обвиняемый или подсудимый имеет право на информирование о сущности и основаниях обвинения, требовать допроса лиц, свидетельствующих против него или в его пользу, пользоваться помощью переводчика.
При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
Права потерпевших от правонарушений охраняются законом.
Государство обеспечивает потерпевшим защиту и доступ к правосудию, создает условия для возмещения нанесенного им вреда.
Статья 30.
Никто не может быть осужден, подвергнут наказанию, лишен имущества или какого-либо права на основании закона, который официально не опубликован.
Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
Статья 31.
Каждый человек имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства.
Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, электронных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только в соответствии с законом и на основании решения суда.
9
Каждый имеет право на защиту своих персональных данных, а также требовать исправления недостоверных данных, уничтожения данных, собранных о нем незаконным путем или более не имеющих правовых оснований.
Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.
Никто не может проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Проникновение в жилище, а также выемка и осмотр в нем допускаются лишь в случаях и порядке, предусмотренных законом.
Производство обыска в жилище допускается только в соответствии с законом и на основании решения суда.
Статья 32.
Каждый, кто на законных основаниях находится на территории
Республики Узбекистан, имеет право на свободное передвижение по стране, выбор места пребывания и жительства, за исключением ограничений, установленных законом.
Каждый имеет право на свободный выезд за пределы Узбекистана,
за исключением ограничений, установленных законом. Гражданин Республики
Узбекистан имеет право беспрепятственного возвращения в Узбекистан.
Статья 33.
Каждый имеет право на свободу мысли, слова и убеждений.
Каждый имеет право искать, получать и распространять любую информацию.
Государство создает условия для обеспечения доступа к всемирной информационной сети Интернет.
Ограничение права на поиск, получение и распространение информации допускается только в соответствии с законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, здоровья населения, общественной нравственности, прав и свобод других лиц, обеспечения общественной безопасности и общественного порядка, а также предотвращения разглашения государственных секретов или иной охраняемой законом тайны.
Статья 34.
Государственные органы и организации, органы самоуправления граждан, их должностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами, решениями и иными материалами, затрагивающими его права и законные интересы.
Статья 35.
Свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов.
10
Глава VIII. Политические права
Статья 36.
Граждане Республики Узбекистан имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством самоуправления, проведения референдумов и демократического формирования государственных органов, а также общественного контроля над деятельностью государственных органов.
Порядок осуществления общественного контроля над деятельностью государственных органов определяется законом.
Статья 37.
Граждане Республики Узбекистан имеют равные права на доступ к государственной службе.
Ограничения, связанные с прохождением государственной службы, устанавливаются законом.
Статья 38.
Граждане имеют право осуществлять свою общественную активность в форме митингов, собраний и демонстраций в соответствии с законами
Республики Узбекистан. Органы власти имеют право приостанавливать или запрещать проведение этих мероприятий только по обоснованным соображениям безопасности.
Статья 39.
Граждане Республики Узбекистан имеют право объединяться в профессиональные союзы, политические партии и другие общественные объединения, участвовать в массовых движениях.
Никто не может ущемлять права, свободы и достоинство лиц, составляющих оппозиционное меньшинство в политических партиях, общественных объединениях, массовых движениях, а также в представительных органах государственной власти.
Статья 40.
Каждый имеет право как отдельно, так и совместно с другими лицами обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами в государственные органы и организации, органы самоуправления граждан, к должностным лицам или народным представителям.
Заявления, предложения и жалобы должны быть рассмотрены в порядке и сроки, установленные законом.