Файл: О конституции Республики Узбекистан Статья Внести в Конституцию Республики Узбекистан.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
19
Глава ХV. Средства массовой информации
Статья 81.
Средства массовой информации свободны и действуют в соответствии с законом.
Государство гарантирует свободу деятельности средств массовой информации, реализацию ими права на поиск, получение, использование и распространение информации.
Средства массовой информации несут ответственность за достоверность предоставляемой ими информации.
Статья 82.
Цензура не допускается.
Воспрепятствование деятельности или вмешательство в деятельность средств массовой информации влечет ответственность в соответствии с законом.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. АДМИНИСТРАТИВНО-
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
Глава ХVI. Административно-территориальное устройство
Республики Узбекистан
Статья 83.
Республика Узбекистан состоит из областей, районов, городов, поселков, кишлаков, аулов, а также Республики Каракалпакстан.
Статья 84.
Изменение границ Республики Каракалпакстан, областей, города
Ташкента, а также образование или упразднение областей, городов, районов производится с согласия Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Глава ХVII. Республика Каракалпакстан
Статья 85.
Суверенная Республика Каракалпакстан входит в состав Республики
Узбекистан.
Суверенитет Республики Каракалпакстан охраняется Республикой
Узбекистан.
Статья 86.
Республика Каракалпакстан имеет свою Конституцию.
Конституция Республики Каракалпакстан не может противоречить
Конституции Республики Узбекистан.
20
Статья 87.
Законы Республики Узбекистан обязательны и на территории
Республики Каракалпакстан.
Статья 88.
Территория и границы Республики Каракалпакстан не могут быть изменены без ее согласия. Республика Каракалпакстан самостоятельно решает вопросы своего административно-территориального устройства.
Статья 89.
Республика Каракалпакстан обладает правом выхода из состава
Республики Узбекистан на основании всеобщего референдума народа
Каракалпакстана.
Статья 90.
Взаимные отношения Республики Узбекистан и Республики
Каракалпакстан в рамках Конституции Республики Узбекистан регулируются договорами и соглашениями, заключенными Республикой
Узбекистан и Республикой Каракалпакстан.
Споры между
Республикой
Узбекистан и
Республикой
Каракалпакстан решаются путем согласительных процедур.
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Глава XVIII. Олий Мажлис Республики Узбекистан
Статья 91.
Высшим государственным представительным органом является
Олий Мажлис Республики Узбекистан, осуществляющий законодательную власть.
Олий Мажлис Республики Узбекистан состоит из двух палат –
Законодательной палаты (нижняя палата) и Сената (верхняя палата).
Срок полномочий Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан – пять лет.
Статья 92.
Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан состоит из ста пятидесяти депутатов, избираемых в соответствии с законом.
Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан является палатой территориального представительства и состоит из членов Сената
(сенаторов).
21
Члены Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан избираются в равном количестве – по четыре человека – от Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента путем тайного голосования на соответствующих совместных заседаниях депутатов Жокаргы Кенеса Республики
Каракалпакстан, представительных органов государственной власти областей, районов и городов из числа этих депутатов. Девять членов Сената
Олий Мажлиса Республики Узбекистан назначаются Президентом
Республики Узбекистан из числа наиболее авторитетных граждан с большим практическим опытом и особыми заслугами в области науки, искусства, литературы, производства и других сферах государственной и общественной деятельности.
Депутатом Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики
Узбекистан, а также членом Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан может быть гражданин Республики Узбекистан, достигший ко дню выборов двадцати пяти лет и постоянно проживающий на территории Республики
Узбекистан не менее пяти лет. Требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты, определяются законом.
Одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом
Законодательной палаты и членом Сената Олий Мажлиса Республики
Узбекистан.
Депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики
Узбекистан не может быть одновременно депутатом Жокаргы Кенеса
Республики Каракалпакстан, представительных органов государственной власти областей, районов, городов.
Статья 93.
К совместному ведению Законодательной палаты и Сената Олий
Мажлиса Республики Узбекистан относятся:
1) принятие
Конституции Республики Узбекистан, внесение в нее изменений и дополнений;
2) принятие конституционных законов, законов Республики
Узбекистан, внесение в них изменений и дополнений;
3) ратификация и денонсация международных договоров;
4) принятие решения о проведении референдума Республики
Узбекистан и назначении даты его проведения;
5) определение основных направлений внутренней и внешней политики
Республики
Узбекистан и принятие стратегических государственных программ;
6) определение системы и полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной властей Республики Узбекистан;
7) принятие в состав Республики Узбекистан новых государственных образований и утверждение решений о выходе их из состава Республики
Узбекистан;
8) законодательное регулирование таможенного, валютного и кредитного дела;
22 9) принятие Государственного бюджета Республики Узбекистан по представлению Кабинета Министров Республики Узбекистан, внесение в него изменений и дополнений;
10) определение предельного размера государственного долга
Республики Узбекистан;
11) установление налогов и других обязательных платежей;
12) законодательное регулирование вопросов административно- территориального устройства, изменение границ Республики Узбекистан;
13) образование, упразднение, переименование районов, городов, областей и изменение их границ;
14) учреждение государственных наград и званий;
15) образование Центральной избирательной комиссии Республики
Узбекистан;
16) избрание Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека и его заместителя;
17) утверждение указа
Президента
Республики
Узбекистан об объявлении состояния войны в случае нападения на Республику
Узбекистан или в случае необходимости выполнения договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии;
18) утверждение указов Президента Республики Узбекистан об объявлении общей или частичной мобилизации, о введении, продлении или прекращении действия чрезвычайного положения;
19) заслушивание ежегодного Национального доклада о противодействии коррупции в Республике Узбекистан;
20) проведение парламентского расследования;
21) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящей
Конституцией и законами.
Вопросы, относящиеся к совместному ведению палат, рассматриваются, как правило, вначале в Законодательной палате, а затем в Сенате
Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Статья 94.
К исключительным полномочиям Законодательной палаты Олий
Мажлиса Республики Узбекистан относятся:
1) осуществление контроля за исполнением Государственного бюджета Республики Узбекистан;
2) рассмотрение отчета Счетной палаты Республики Узбекистан;
3) рассмотрение и одобрение по представлению Президента Республики
Узбекистан кандидатуры Премьер-министра Республики Узбекистан;
4) заслушивание отчетов Премьер-министра Республики Узбекистан по актуальным вопросам социально-экономического развития страны, а также членов Кабинета Министров по вопросам их деятельности;
5) рассмотрение и одобрение по представлению Президента
Республики Узбекистан кандидатур в члены Кабинета Министров
Республики Узбекистан;
23 6) заслушивание ежегодного доклада Кабинета Министров Республики
Узбекистан по важнейшим вопросам социально-экономической жизни страны;
7) направление парламентского запроса должностным лицам государственных органов и осуществление иных форм парламентского контроля;
8) избрание Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса
Республики Узбекистан и его заместителей, председателей комитетов и их заместителей;
9) решение вопросов о лишении депутата Законодательной палаты
Олий
Мажлиса
Республики
Узбекистан неприкосновенности по представлению Генерального прокурора Республики Узбекистан;
10) принятие решений по вопросам, связанным с организацией своей деятельности и внутренним распорядком палаты;
11) принятие постановлений по тем или иным вопросам в области политической, социально-экономической жизни, а также вопросам внутренней и внешней политики государства;
12) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящей
Конституцией и законами.
Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан может принять решение о самороспуске большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов.
Статья 95.
К исключительным полномочиям Сената Олий Мажлиса Республики
Узбекистан относятся:
1) избрание по представлению Президента Республики Узбекистан
Конституционного суда, Верховного суда, Высшего судейского совета
Республики
Узбекистан, руководителя республиканского органа по противодействию коррупции и руководителя республиканского антимонопольного органа;
2) рассмотрение и одобрение по представлению Президента
Республики Узбекистан кандидатур на должности Генерального прокурора
Республики Узбекистан и председателя Счетной палаты Республики Узбекистан;
3) проведение консультаций по предложенной Президентом
Республики Узбекистан кандидатуре на должность председателя
Службы государственной безопасности Республики Узбекистан;
4) по представлению Президента Республики Узбекистан назначение и освобождение от должности руководителей дипломатических и иных представительств Республики Узбекистан в иностранных государствах и при международных организациях;
5) по представлению Президента Республики Узбекистан назначение и освобождение от должности председателя правления Центрального банка
Республики Узбекистан;
6) утверждение указов
Президента
Республики
Узбекистан об образовании и упразднении министерств и других республиканских органов исполнительной власти;
24 7) по представлению Президента Республики Узбекистан принятие актов об амнистии;
8) заслушивание отчетов Генерального прокурора Республики
Узбекистан, председателя правления Центрального банка Республики
Узбекистан;
9) заслушивание отчетов руководителей дипломатических и иных представительств Республики Узбекистан в иностранных государствах и при международных организациях по вопросам их деятельности;
10) направление парламентского запроса должностным лицам государственных органов и осуществление иных форм парламентского контроля;
11) содействие представительным органам государственной власти на местах в осуществлении ими своей деятельности;
12) отмена решений представительных органов государственной власти на местах в случае несоответствия их нормам законодательства;
13) избрание Председателя Сената Олий Мажлиса Республики
Узбекистан и его заместителей, председателей комитетов и их заместителей;
14) решение вопросов о лишении члена Сената Олий Мажлиса
Республики
Узбекистан неприкосновенности по представлению
Генерального прокурора Республики Узбекистан;
15) принятие решений по вопросам, связанным с организацией своей деятельности и внутренним распорядком палаты;
16) принятие постановлений по тем или иным вопросам в области политической, социально-экономической жизни, а также вопросам внутренней и внешней политики государства;
17) выполнение полномочий Олий Мажлиса Республики Узбекистан по принятию законов, за исключением Конституции и конституционных законов, в период роспуска Законодательной палаты;
18) осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящей
Конституцией и законами.
Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан может принять решение о самороспуске большинством не менее двух третей голосов от общего числа сенаторов.
Статья 96.
По истечении срока своих полномочий Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан продолжают свою деятельность вплоть до начала работы соответственно Законодательной палаты и Сената нового созыва.
Первые заседания Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан созываются Центральной избирательной комиссией соответственно не позднее чем через два месяца после выборов в Законодательную палату и не позднее чем через месяц после формирования Сената.
25
Заседания Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики
Узбекистан проводятся в период сессий. Сессии проводятся, как правило, начиная с первого рабочего дня сентября по последний рабочий день июня следующего года.
Заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан проводятся по мере необходимости, но не реже трех раз в год.
Заседания палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан являются правомочными, если в их работе участвует более половины общего числа всех депутатов, сенаторов.
При принятии конституционных законов обязательно присутствие не менее двух третей общего числа всех депутатов, сенаторов.
На заседаниях Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан, а также на заседаниях их органов могут участвовать Президент Республики Узбекистан, Премьер-министр, члены
Кабинета Министров, председатели Конституционного суда, Верховного суда, Высшего судейского совета, Генеральный прокурор, председатель правления Центрального банка. На заседаниях Законодательной палаты
Олий Мажлиса Республики Узбекистан и ее органов может участвовать
Председатель Сената, на заседаниях Сената Олий Мажлиса Республики
Узбекистан и его органов – Спикер Законодательной палаты.
Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики
Узбекистан заседают раздельно.
Совместные заседания Законодательной палаты и Сената Олий
Мажлиса Республики Узбекистан проводятся при принесении присяги
Президентом Республики Узбекистан, при выступлениях Президента
Республики Узбекистан по важнейшим вопросам социально-экономической жизни, внутренней и внешней политики страны, выступлениях руководителей иностранных государств. По согласованию палат совместные заседания могут проводиться и по иным вопросам.
Статья 97.
Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам, отнесенным к их ведению, принимают постановления.
Постановления Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты или членов Сената, за исключением случаев, предусмотренных настоящей Конституцией.
Статья 98.
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту
Республики Узбекистан, Республике Каракалпакстан в лице ее высшего представительного органа государственной власти, депутатам
Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Кабинету
Министров Республики Узбекистан. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду, Верховному суду и Генеральному прокурору Республики Узбекистан по вопросам, отнесенным к их ведению.
26
Право законодательной инициативы реализуетсяпосредством внесения законопроекта субъектами права законодательной инициативы в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Граждане Республики Узбекистан, обладающие избирательным правом, в количестве не менее ста тысяч человек, Сенат Олий Мажлиса
Республики Узбекистан, Уполномоченный Олий Мажлиса Республики
Узбекистан по правам человека (омбудсман), Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан вправе в порядке законодательной инициативы вносить в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики
Узбекистан законодательные предложения.
Порядок внесения и рассмотрения законопроектов, законодательных предложений определяется законом.
Статья 99.
Закон приобретает юридическую силу, когда он принимается
Законодательной палатой, одобряется
Сенатом, подписывается
Президентом Республики Узбекистан и публикуется в официальных источниках в установленном законом порядке.
Закон, принятый Законодательной палатой Олий Мажлиса
Республики Узбекистан, не позднее десяти дней со дня принятия направляется в Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Закон рассматривается Сенатом Олий Мажлиса Республики
Узбекистан в течение шестидесяти дней и в случае одобрения не позднее десяти дней направляется
Президенту
Республики
Узбекистан для подписания и обнародования.
В случае, если Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан в течение шестидесяти дней не принял решения об одобрении или отклонении закона, он направляется Законодательной палатой
Президенту Республики Узбекистан для подписания и обнародования.
Президент Республики Узбекистан в течение шестидесятидней подписывает закон и обнародует его.
Закон, отклоненный Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан, возвращается в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики
Узбекистан.
Если при повторном рассмотрении закона, отклоненного
Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Законодательная палата большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит закон, он считается принятым Олий Мажлисом Республики
Узбекистан и направляется Законодательной палатой Президенту
Республики Узбекистан для подписания и обнародования.
По отклоненному Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан закону Законодательная палата и Сенат на паритетных началах могут образовывать из числа депутатов Законодательной палаты и членов Сената согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.
При принятии палатами предложений согласительной комиссии закон подлежит рассмотрению в обычном порядке.