Файл: Сид (Le Cid, 1636), был поставлен в театре Маре в самом конце 1636 г с актером Мондори в заглавной роли. Пьеса имела невиданный до того в летописях французского театра успех, возраставший с каждым ее представлением.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Сид» («Le Cid», 1636), был поставлен в театре Маре в самом конце 1636 г. с актером Мондори в заглавной роли. Пьеса имела невиданный до того в летописях французского театра успех, возраставший с каждым ее представлением. Все предыдущие пьесы Корнеля отошли в тень перед его новым творением, которое сразу было объявлено шедевром. Весь Париж бредил «Сидом», повторял наизусть целые пассажи из любимой пьесы. Была пущена в ход крылатая фраза: «Cela est beau comme le Cid». («Это прекрасно, как Сид»). Все эти восторги относились прежде всего к стилистическим достоинствам пьесы, в которой Корнель впервые развернул во всю ширь свое поэтическое мастерство. Пьеса была написана изумительными стихами, подобные, которым никогда еще не раздавались на французской сцене.

Героем своей пьесы Корнель сделал испанского героя XI в. Руй (Родриго) Диаса, прозванного «Сидом», победителя мавров, подвиги которого отразились <в многочисленных народных преданиях, зафиксированных в ряде литературных памятников испанского средневековья — в поэме «Родриго», в «Поэме о Сиде», в целом ряде романсов. Незадолго до Корнеля этого любимого испанского национального героя вывел в своей пьесе «Юность Сида» («Las Mocedades del Cid», ок. 1618) испанский драматург Гильен де Кастро. Пьеса его и явилась непосредственным источником корнелевского «Сида». Корнель очень мало отступил от своего испанского образца, воспроизведя как его основную сюжетную линию, так и отдельные мотивы.

Главным новшеством Корнеля явилось то, что он значительно упростил фабулу испанской драмы, ее стилистическую и метрическую фактуру и сделал свою пьесу менее живописной, менее пестрой и беспорядочной.

Родриго, изображается растущим на наших глазах. Из никому не известного юноши он превращается в бесстрашного воина и искусного полководца. Слава Родриго — дело его рук. Слава не достается ему по наследству, не дана от рождения. Он далек в этом смысле от феодальных традиций и является наследником эпохи Возрождения.

Для Корнеля как представителя культуры XVII в. характерен пристальный интерес к человеческой мысли. Человек действует у него после глубоких размышлений. В «Сиде» обращают на себя внимание в этой связи монологи Родриго и Химены: герои независимо друг от друга обсуждают ситуацию, сложившуюся в результате оскорбления (пощечины), которое наносит отцу Родриго граф де Гормас. Родриго чувствует себя обязанным отомстить за дона Диего, но не хочет лишиться и Химены.


Очень большое значение для Корнеля имело обсуждение так называемых «трех единств» в драматургии. Для Корнеля, правило «трех единств» было не простой условностью, которой он вынужден был скрепя сердце подчиняться. Он использовал и те внутренние возможности, которые были заключены в этом эстетическом правиле. Борьба с преимущественным изображением внешнего мира предполагала более детальное раскрытие души человека, области сознания. Душа человека представлялась Корнелю как бы более объемной и вместительной. В ней открывалось разнообразие чувств, желаний, влечений. Родриго, Химена, инфанта не ограничены в «Сиде» одной страстью, которая всецело владела бы каждым из них. У Химены совмещаются и любовь к Родриго, и мысль о своей фамильной чести. В Родриго сосуществуют и страсть к Химене, и преданность роду, и любовь к родине. Семейный и патриотический долг для Родриго — это не трезвые веления рассудка, а прежде всего неодолимый зов сердца.

Во внутреннем мире героев Корнеля заключены противоборствующие силы. Душа его персонажей раскрывается в драматическом конфликте. Это не сфера, в которой мирно сосуществуют чуждые друг другу состояния. Это своеобразное «поле битвы, на котором сталкиваются душевные потоки» [9, 123].

Гуманистические тенденции Корнеля сочетаются в его сознании с признанием королевской власти как наиболее авторитетной общественной силы современности. Мотивы, направленные на утверждение исторических заслуг абсолютной монархии, с особенной силой звучат в трагедиях, созданных Корнелем в начале 1640-х годов.

Что касается «Сида», то в этом произведении образ самостоятельного, преисполненного гордости центрального персонажа никак не смягчен; образ Родриго, организовавшего независимо от короля сопротивление завоевателям, говорил скорее об обратном. Но «Сид» недаром был отвергнут Ришелье. Против пьесы была предпринята целая кампания, длившаяся два года, на нее был обрушен ряд критических статей, полемических заметок, написанных Мере, Жоржем Скюдери, Клавере и др. Против нее было обращено и специальное «Мнение Французской Академии о „Сиде“», отредактированное Шапленом и инспирированное Ришелье. Корнеля осуждали за то, что он не соблюдал в своей пьесе требования трех единств и особенно за апологию Родриго и Химены, за образ Химены, полный обаяния, несмотря на то что в конце концов она выходит замуж за убийцу своего отца. Нападки на пьесу до такой степени подействовали на драматурга, что сначала он замолчал на целых три года, а затем попытался учесть пожелания, которые были ему высказаны. Но эта попытка не удалась.



Основой драматического конфликта «Сида» является то, что молодой и доблестный рыцарь Родриго, защищая честь своего рода, убивает на поединке отца своей возлюбленной Химены, нанесшего жестокое оскорбление его отцу. Это убийство вырывает пропасть между страстно любящими друг друга молодыми людьми. Брак между ними становится невозможен, потому что Химена не может выйти замуж за убийцу своего отца и более того — обязана, в силу того же закона фамильной чести, добиваться смерти своего возлюбленного. Корнель рисует Родриго и Химену очень принципиальными людьми, руководствующимися во всех своих поступках законами феодальной чести, которая является для них высшей этической нормой, господствующей над всеми их чувствами. Только благородный человек достоин уважения, а следовательно, и любви, которая у корнелевских героев подчинена голосу рассудка.

Корнель несравненно энергично соотносит изображаемое с французской жизнью 30-х годов XVII столетия. "Отцы" - граф Гормас и дон Дьего - уже не просто вельможи былых времен, а также и придворные, чей престиж меряется прежде всего близостью к особе короля и воинскими подвигами на благо короны. Именно престиж стал причиной их распри, имевшей трагические последствия. Корнель углубляет и психологическую характеристику этих персонажей.

Важно, однако, что гибель графа де Гормаса не является катастрофой, завершающей пьесу. Из сюжетного конфликта намечается выход, который определяется внутренним достоинством самого Родриго.

Изложенное рационалистическое понимание любви целиком определяет поступки Родриго и Химены. Родриго убивает оскорбителя своего отца не только в силу старинного принципа феодальной морали, согласно которому оскорбление смывается только кровью, но также и для того, чтобы быть достойным любви Химены. «Та, которая любила меня благородным, возненавидела бы меня бесчестного» — говорит он, доказывая Химене, что из любви к ней он должен был, оберегая свою честь, не поддаваться сердечной слабости и убить ее отца. Химена целиком согласна с Родриго и рассуждает точно таким же образом: «Ты сам мне кажешь путь, твоих держуся правил: Ты за отца отмстил и честь свою избавил: Мне тот же долг; его исполню до конца: Я честь свою спасу и смерть отмщу отца» [2, Д. III. явл. IV].

«Драматический конфликт «Сида» неразрешим без вмешательства третьей силы. Такой третьей силой в трагедии Корнеля является дон Фернандо, король Кастилии, олицетворяющий идею разумной государственной власти, совершающей переоценку феодальных этических ценностей» [10, 414].


Выступая решительным противником феодального своеволия, олицетворенного в образе непокорного графа Гормаса, отца Химены, король осуждает широко распространенный в феодальном обществе обычай разрешать вопросы чести путем кровавых столкновений противников. Потому он нехотя соглашается на поединок Родриго и Санчо из-за Химены. Он считает себя обязанным беречь кровь своих подданных и заботиться об их жизни, «как голова заботится о членах, которые ей служат». Эта кровь должна проливаться только для защиты государства от врагов. Служение родине способно искупить любые проступки, и Родриго, отразивший нападение мавров, является подлинным героем, которого даже король не в состоянии наградить по заслугам.

Так идее фамильного долга противопоставляется идея долга перед родиной, перед государством, а феодальная честь уступает место гражданской чести, которая определяется тем же служением родине. В свете второго нового этического идеала упорное отстаивание Хименой своей фамильной чести кажется несостоятельным, о чем прямо заявляет Химене инфанта, восклицая: «Неужели же допустимо отдать свою родину в руки врагов ради того, чтобы отомстить за отца?» Химена, в конце концов, вынуждена склониться перед этой новой моралью и отдает по распоряжению короля руку убийце своего отца, что, впрочем, соответствует ее личному чувству. Новая государственная мораль оказывается гуманистичнее старой феодальной морали; она наносит жестокий удар фанатическому культу фамильной чести, искажавшему естественные человеческие отношения.

Еще один важный герой в корнелевской трагедии, обуреваемый страстями и любовью к отчизне, это Донья Уррака, инфанта кастильская. Она влюблена в Родриго, хотя он не королевской крови и их брак невозможен. Сначала, инфанта сама подталкивает Родриго и Химену к любви и нежности, но сильно страдает из-за этого. Но как бы ни была сильна ее страсть, она ни за что не согласится «запятнать свой сан». Все меняется, когда Родриго убивает отца Химены и между ними возникает пропасть. Инфанта понимает, что долг перед отцом не позволит Химене связать узы брака с его убийцей. Тень надежды мелькает в сердце инфанты. Наибольший накал страстей происходит, когда Родриго побеждает мавров и становится их Сидом (что значит «повелитель»). Инфанта сходит с ума, ее ослепляет надежда, что Родриго, победивший двух царей, сам становится правителем и теперь, может быть достоин ее. Очередной преградой становится страсть между Родриго и Хименой, которую она сама вызвала и которая не утихает, даже после случившегося: «Пусть перед ней преступен он, - Меж нами будут те же стены, И заповедь судьбы к несчастной так строга, что любят пламенно друг друга два врага». Инфанта борется со своими страстями и побеждает. В конце трагедии она отдает Родриго Химене.


КОРНЕЛЬ-Сид

Действие 1

Явление 1

Химена -дочь Гомеса ,а Эльвира -учительница воспитательница . Отец Выбрал Родриго для дочери которые нравятся и Дочери Кастильского короля. Отец выбрал Родриго ,а не другого возлюбленного Санча,потому что это дух высшей доблести ,у него много подвигов ,он залог достойный смены .Химена боится беды.
Явление 2

Инфанта наблюдает за любовью Химено и Родриго,потому что влюблена в него,но хочет поскорее забыть о нем ,тем самым помогая им.« Принцесса может ли ,забыв свой сан и кровь, к простому рыцарю почувствовать любовь»-лишь королевский сын может быть ее супругом« Ему взамен себя Химену я даю ,и я зажгла их страсть ,чтоб угасить мою»

У нее раздвоена душа
Явление 3
Отцы влюбленных преданно служат королю, но глава семейства юноши в силу своего плохого здоровья уже не может принимать участие в военных походах. Король Фердинанд выбирает дона Диего наставником своего сына, так как считает, что этот вельможа имеет более богатый жизненный опыт. Отец  Химены был обижен Этим выбором .

« Принц на моей глазах учась водить пполки ,возрос бы мужеством в тени моей руки ,искусство убеждать усвоив на примере и чтобы оправдать воочию в полной мере в свой сан»-граф

Дон дьего не заслуживал такого статуса .
Явление 4

Дон дьего уже стар и не может в полной мере исполнять свои обязанности ,

« Моё бесчестье меня лишает прав, в кичливой ревности ты можешь быть спокоен, избранник короля ,я больше не достоин ,а ты орудие моих былых побед ,но бесполезная игрушка хладных лет»
Явление 5

Родриго-сын Дон Дьего,отдал ему свой меч,чтобы сразиться с отцом Химены,из за того,что он не может держать меч в руках .
Явление 6

« Я предан внутренней войне -любовь моя и честь борьбе непримиримой»

« Умрут все радости или погибнет слова»« Пусть лучше я не буду жив, не меньше чем отцу обязан я любимой»

«Я был в рассудке омрачён ,отцу обязан я первее ,чем любимой ,умру ли я в бою , тоской томимый ,я с кровью чистую умру как был рождён»Монолог Родриго
ДЕЙСТВИЕ 2

Явление 1

Король был зол на графа « Свое достоинство над долгом возвышая ,чуть-чуть ослушаться -вина не столь большая»

Граф: « Когда погибну я погибнет вся держава»

Дон Ариас просит извиниться,потому что этого хочет король ,но « Ему не выгодно ломать опору трона ,с моей головой пойдёт его Корона»
Явление 2

Родриго никогда не с кем до этого не бился ,графу его жалко,ведь это не равный бой