Файл: 1. Основные закономерности развития семейных правоотношений, и особенности правового регулирования этих отношений в римском обществе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Основные закономерности развития семейных правоотношений, и особенности

правового регулирования этих отношений в римском обществе
2. Виды родства и свойства в семейном праве Древнего Рима, их правовое значение

Семья (familia) в римском праве подразумевала под собой общность людей, которую возглавлял отец семейства – pater familias, остальные же члены семьи находились под его властью.

Отцом семейства признавалось лицо, не имевшее находящегося в живых прямого предка по мужской восходящей линии или же лицо эмансипированное, т.е. освободившееся из-под власти своего pater familia(отца)

Власть домовладыки складывалась из трех элементов:

● власть над женой – manus maritalis;

● власть над детьми (а также их семьями, если дети уже состояли в

браке) – patria potestas;

● власть над всем имуществом семьи (рабы, вещи, животные) –

dominica potestas.

Римское право различало два вида родства:

  1. Агнатское родство – agnatio. Такая форма родства признается наиболее древней и влиятельной в римском обществе

Все, кто подлежал власти одного главы семейства, вне зависимости от наличия между ними кровных уз, считались родственниками. Иными словами, к агнатам относились не только домовладыка и его дети мужского пола, но также и дети сыновей, жена домовладыки, жены детей, усыновленные.

Дочь, выщедщая замуж и поступившая под власть нового домовладыки, переставала быть агнатской родственницей своего отца, братьев и т.д., и наоборот, лицо постороннее, например, усыновленное домовладыкой, становилось его агнатом.

Выход из-под власти paterfamilias прекращал все правовые связи соответствующего лица с его бывшей семьей, поскольку в древнейшую эпоху факт кровного происхождения никакого юридического значения не имел, если не сочетался с нахождением под властью отца. Наиболее существенное влияние агнатское родство оказывало на право наследования: если сын или дочь домовладыки переходили в семью другого домовладыки (сын будучи усыновленным, дочь – в качестве супруги домовладыки или его подвластного), то они лишались покровительства прежнего pater familias и не имели права наследовать за ним.


2. Когнатское родство – cognatio. Эта форма родства подразумевает родство по крови. Первоначально речь шла о кровном родстве по женской линии, в дальнейшем же под когнатским родством стали понимать любое родство по крови, а в классическую эпоху агнатство и когнатство стали соотносить между собой как род и вид: любой агнат – когнат, но не любой когнат – агнат.

В эпоху Юстиниана различие между агнатским и когнатским родством было упразднено и термином когнаты стали называть всех родственников, как по женской, так и по мужской линии.

Кровное родство (cognatio) могло быть по восходящей, нисходящей и боковой линиям.

По восходящей линии – отец, дед, прадед; по нисходящей – сын, внук, правнук; по боковой – брат, двоюродный брат, дядя.

Степени родства высчитывались следующим образом: по боковой линии – сначала необходимо «подняться» до общего предка (не считая его самого), а затем «спуститься» до того, с кем нужно посчитать степень родства.

Например, дядя и племянник состоят в третьей степени родства, род- ные братья – второй степени, а вот двоюродные – в четвертой. Что касается подсчета степени родства по прямой линии, то в данном случае учитывается количество поколений между родственниками: отец и сын – первая степень родства, а дед и внук – вторая, и т.д.

Свойство – adfinitas. Свойством в римском праве называлось отношение лица к родственникам его супруга (супруги). Иными словами, в свойстве состоят, например, мужчина и сестра его жены, свекровь и невестка.

Значение свойства в том, что его наличие между двумя персонами являлось препятствием для вступления их в законный брак друг с другом (даже несмотря на то, что такое отношение было в прошлом, т.е. в случае смерти мужа его вдова не могла стать женой его брата).