Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- никогда не принимать за истинное, что не познано таковым с очевидностью, включать в свои суждения только то, что представляется нашему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает уже никакого повода подвергать включенное сомнению.
- следует делить каждое из исследуемых нами затруднений на столько частей, сколько это возможно для лучшего их преодоления.
- придерживаться желательно определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых, постепенно восходя к познанию наиболее сложного.
- полезно составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений.
Словом, Декарт полагал, что источником достоверности знаний может служить только сам разум. Для него критерий истины состоит в её очевидности. По Декарту, чтобы обнаружить очевидность истины, необходимо подвергнуть сомнению рассматриваемые положения. Такое методологическое сомнение мыслитель рассматривал как обязательную процедуру познавательной деятельности, как её предварительный прием. Отличительная черта философии Декарта - её дуалистичность. Мыслитель полагал, что все вещи составляют две независимые друг от друга самостоятельные субстанции - души и тела (духовная и материальная). Духовную он считал неделимой, материальную - делимой до бесконечности. Их главными атрибутами являются соответственно мышление и протяженность. Причем, духовная субстанция имеет в себе, по Декарту, идеи, присущие ей изначально и не приобретенные в опыте - так называемые врожденные идеи. Роль Декарта и его философии трудно переоценить. Влияние его на всю последующую философскую мысль огромно. Учение и различные направления в философии, развивавшие идеи Декарта, получили название картезианство (от латинизированной формы его имени - Картезия).
Литература
-
Асмус В. Ф. Декарт. — М.: 1956. Переиздание: Асмус В. Ф. Декарт. — М.: Высшая школа, 2006. — 335 с. -
Бессмертие философских идей Декарта (Материалы Международной конференции, посвященной 400-летию со дня рождения Рене Декарта) / Отв. ред. Н. В. Мотрошилова. — М.: ЦОП Института философии РАН, 1997. — 181 с. -
Гайденко П. П. Декарт // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с. -
Грот Н. Я. Декарт, Рене // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. -
Декарт, Рене / Гайденко П. П. // Григорьев — Динамика. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 443. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 8). -
Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М., 1990, гл. 3–4; -
Кирсанов В. С. Научная революция XVII века. — М.: Наука, 1987. -
Кузнецов Б. Г. Эволюция картины мира. Глава 7: Картезианское естествознание. — М.: Издательство АН СССР, 1961 (2-е издание: УРСС, 2010). — 352 с. -
Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980; -
Ляткер Я. А. Декарт. — М.: Мысль, 1975. -
Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. -
Матвиевская Г. П. Рене Декарт, 1596—1650. — М.: Наука, 1976. -
Полани М. Неявное знание. М., 1985; -
Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы. М., 1957; -
Розов М.А. Теория социальных эстафет и проблемы анализа знания. – В кн.: Теория социальных эстафет. Новосибирск, 1997; -
Теория познания (под ред. В.А.Лекторского и Т.И.Ойзермана), т. 1. М., 1993; -
Фишер К. Декарт, его жизнь, сочинения и учение / пер. с нем. под ред. Н. Н. Полилова. — СПб.: Д. Е. Жуковского, 1906. — 460 с. -
Фролова Е. А. Декарт и некоторые аспекты концепций человека в средневековой арабской философии // Сравнительная философия. — М., 2000. — С. 229—244. -
Фролова Е. А. Проблема Декарта в современной арабской философии. // Вопросы философии. 1969. № 5. -
Швырев В.С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978;