Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт - Неразрушающего контроля
Направление - Электроника и наноэлектроника; Биотехнические системы и технологии
Кафедра - Промышленной и медицинской электроники
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕЙ СИЛЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ
ГРУНТА ЗАБИВКЕ СВАИ
Отчёт по лабораторной работе № 1-10
По курсу «Физика 1.3»
Выполнил студент гр.ЭТО133 ________ ________ Е.И.Зубова
________ ________ А.С.Молдабеков
Проверил ассистент каф. ОФ ________ ________ Л.А.Святкин
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНЕЙ СИЛЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ
ГРУНТА ЗАБИВКЕ СВАИ
Цель работы: определение средней силы сопротивления грунта забивке сваи, оценка потери механической энергии при забивке сваи.
Приборы и принадлежности: модель копра, штангенциркуль, линейка.
ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Процесс забивки сваи в грунт с помощью копра происходит следующим образом. При падении груза его потенциальная энергия, обусловленная взаимодействием с Землей, переходит в кинетическую энергию движения груза (приращением кинетической энергии Земли при этом можно пренебречь). Обозначив через v1 скорость груза непосредственно перед соударением со сваей, через m1 – массу груза и через Н – первоначальную высоту груза над сваей, получим уравнения:
; (1)
. (2)
При дальнейшем движении груза происходит его неупругое соударение со сваей. Физические явления во время столкновения довольно сложны. Сталкивающиеся тела деформируются, возникают упругие силы и силы трения, в телах возбуждаются колебания и волны и т.д. Однако если удар неупругий, в конечном итоге, все эти процессы прекращаются и в дальнейшем груз и свая, соединившись вместе, движутся как единое целое с массой (m1 + m2) c некоторой общей скоростью v, сохраняя возникшую при ударе взаимную деформацию. Общую скорость груза и сваи сразу после удара можно найти, применяя закон сохранения импульса к системе «груз–свая». Эту систему на рассматриваемом этапе взаимодействия считаем замкнутой, так как внешние силы – силы тяжести груза и сваи, сила сопротивления грунта малы по сравнению с внутренними силами, развивающимися при соударении между грузом и сваей. До удара груз двигался со скоростью v1, приобретенной в результате падения с высоты Н, свая же была неподвижна. После удара груз и свая движутся с общей скоростью v. Согласно закону сохранения импульса, считая удар груза и сваи абсолютно неупругим, запишем:
m1v1 = (m1 + m2)v.
Подставляя сюда (2), имеем
, (3)
В дальнейшем система «груз–свая», перемещаясь внутри грунта с начальной скоростью v, испытывает действие силы сопротивления со стороны грунта. Грунт может иметь различную плотность на различных глубинах, поэтому и сила сопротивления будет разной. Поэтому в дальнейшем будем говорить о средней силе сопротивления грунта забивке сваи (Fср).
По окончании удара груз и свая движутся вместе замедленно до полной остановки. При этом сила сопротивления грунта совершает работу, равную
, (4)
где S – смещение сваи с грузом в грунте.
Так как сила сопротивления грунта Fср и смещение направлены по одной прямой, но в противоположные стороны, то cos = 1.
Тогда
А = Fср S . (5)
Эта работа равна изменению энергии системы «груз–свая–Земля», т.е.
FсрS = W2 – W1 или FсрS = W1 W2, (6)
где W1 и W2 – механическая энергия системы в начале движения и в момент остановки, соответственно.
Обозначим высоту забиваемой сваи относительно заранее выбранного начального уровня перед началом забивки сваи h1 и после окончания забивки h2 (см. рис. 2). Тогда
; (7)
, (8)
а разность
. (9)
Обозначим
h1 – h2 = S. (10)
Подставив в (6) (W1 – W2) из (9), v из (3), S из (10), имеем
. (11)
Примечание: при неупругом ударе происходят различного рода процессы в соударяющихся телах (их пластические деформации, трение и др.). В результате происходит частичное преобразование механической энергии во внутреннюю энергию соударяющихся тел.
Проведем оценку потери кинетической энергии системы «груз–свая» в результате неупругого удара. Кинетическая энергия системы до удара . Кинетическая энергия системы после удара .
Потери кинетической энергии во время удара
W = W0 – W = .
Относительное уменьшение кинетической энергии системы
Практическая часть
Таблица№1 Зависимость смещения сваи от высоты падения груза
h1, м | L, м | H, м | h2, м | hср, м | S,м | Fcр,H |
0.06 | 0.2 | 0.31 | 0.052 0.053 0.051 0.050 0.052 | 0.052 | 0.008 | 114 |
0.28 | 0.053 0.054 0.053 0.052 0.055 | 0.053 | 0.007 | 117,8 | ||
0.25 | 0.053 0.054 0.054 0.055 0.056 | 0.054 | 0.006 | 122,2 | ||
0.22 | 0.054 0.055 0.054 0.057 0.056 | 0.055 | 0.005 | 128,9 | ||
0.19 | 0.055 0.054 0.056 0.058 0.057 | 0.056 | 0.004 | 135,2 |
m1=330гр=0.33кг; m2=45гр=0.045кг
-
hcp1= =0.052м hcp4= =0.055м
hcp2= =0.053м hcp5= =0.056м
hcp3= =0.054м -
S1=h1-hcp1=0.008м S4=h4-hcp4=0.005м
S2=h2-hcp2=0.007м S5=h5-hcp5=0.004м
S3=h3-hcp3=0.006м -
Fcp1= ≈114H
Fcp2= ≈117,8H
Fcp3= ≈122,2H
Fcp4= ≈128,9H
Fcp5= ≈135,2H
Таблица №2 Зависимость силы от удаленности гири на рычаге
h1, м | Н, м | L, м | h2, м | hср, м | S,м | Fcр,H |
0.06 | 0.31 | 0.1 | 0.0510.050 0.052 0.049 0.050 | 0.05 | 0.01 | 91,9 |
0.13 | 0.052 0.051 0.053 0.050 0.054 | 0.051 | 0.009 | 101,7 | ||
0.16 | 0.054 0.053 0.053 0.052 0.055 | 0.053 | 0.007 | 129,7 | ||
0.19 | 0.054 0.053 0.056 0.053 0.054 | 0.054 | 0.006 | 150,7 | ||
0.22 | 0.056 0.057 0.053 0.054 0.055 | 0.055 | 0.005 | 180,1 |
m1=330гр=0.33кг; m2=45гр=0.045кг
-
hcp1= =0.05м
hcp2= =0.051м
hcp3= =0.053м
hcp4= =0.054м
hcp5= =0.055м
-
S1=h1-hcp1=0.01м
S2=h2-hcp2=0.009м
S3=h3-hcp3=0.007м
S4=h4-hcp4=0.006м
S5=h5-hcp5=0.005м
-
Fcp1= ≈91,9H
Fcp2= ≈101,7H
Fcp3= ≈129,7Н
Fcp4= ≈150,7H
Fcp5= ≈180,1H
Вычислим абсолютную погрешность измерений ∆H и ∆Fcp для последнего измерения:
∆H=∆Hои=α∙0.5∙lmin=0.000475м
∆S= = 0.0005 м
∆Fcp= =7,72H
ϭF=(∆Fcp/Fcp)∙100%=6,5% (для второго измерения)
График 1. Зависимость смещения от начальной высоты груз
а
График 2. Зависимость силы сопротивления начальной высоты груза
График 3. Зависимость силы от расстояния L
При максимальной начальной высоте груза:
≈1,97м/с
≈0.55Дж
W = ≈0.077Дж
∙100%=14%
Вывод: В ходе эксперимента были найдены значения средней силы сопротивления груза при различных значениях начальной высоты сваи и установлена линейная зависимость. Также были найдены значения средней силы сопротивления при переменной удаленности груза на рычаге и установлена линейная зависимость и были вычислены погрешности (∆H и ∆Fcp). В модели Копра используют понятие средней силы сопротивления, так как на различный глубинах плотность грунта неодинакова. Так же было определено относительное уменьшение кинетической энергии системы δ=14%
Томск 20113