ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сергачская средняя общеобразовательная школа №4»
Учебный предмет: география
Тема проекта:
«Пещера — чудо природы»
Выполнила: ученик 9класса
Кирилов В.
Руководитель: учитель географии
Белова И.И.
Сергач 2023г
Оглавление
Введение ___________________3
Глава 1. Основная часть_______4-8
1.1 Пещера – настоящее чудо природы
1.2 Характеристика пещер
1.3 Виды пещер
Глава 2.Почему необходимо охранять пещеры?____8-9
2.1 Значение пещер
3. Выводы, заключение ________9-10
4.Литература ________________11-12
Приложения ________________ 13-15
Введение
О большой познавательной ценности пещер свидетельствует возросший в последние десятилетия интерес к спелеологии, как со стороны исследователей, так и со стороны туристов и любителей приключений. По всему миру растет количество пещер, подготовленных для туристических посещений.
Постановка проблемы.
На уроках географии в теме «Горы» нам рассказывали о пещерах, для меня это было открытием, и я решила, занимаясь проектом, найти ответы на вопросы: как образовались пещеры, какие существуют типы пещер, кто занимается исследованием пещер, как используются и как сохранить пещеры.
Актуальность работы.
Существует мнение, что пещеры представляют собой скользкие, мрачные полости в скале, в которой не только нет жизни, но нельзя найти ничего прекрасного. Вопрос о защите природных объектов сейчас особо актуален.
Своей работой по созданию фотовыставки, я хочу показать красоту и значимость пещер как уникального природного объекта и необходимости охранять пещеры.
Цель моей работы: С помощью фотовыставки показать многообразие и красоту «подземных дворцов», донести до окружающих, что пещеры, как и любой другой природный объект, нуждаются в защите.
Для достижения моей цели я поставила перед собой следующие задачи:
1. Определить, что такое пещеры.
2. Кто занимается исследованием пещер.
3. Какие бывают виды пещер.
4. Почему они вызывают такой бурный интерес у исследователей.
5. Какую роль играют пещеры в жизни человека;
6. Почему их необходимо охранять.
Гипотеза: Пещера – необходимый для человека и животных природный объект, который нужно охранять.
Методы исследования:
♦ теоретические: анализ и обобщение литературных источников и ресурсов сети Интернет,
♦ эмпирические: социологический опрос-анкетирование.
Продукт проекта: Фотоальбом. Презентация.
Практическая значимость: Можно использовать на уроках географии и во внеурочной работе.
Структура проекта
Учебный информационный проект состоит из введения, двух глав, заключения и выводов.
В первой главе я разъясняю, что такое пещеры, как они образуются, даю описание и классификацию пещер, что интересного можно найти в них. Основную информацию для этой главы я нашла в книге «Пещеры», недостающую информацию дополнила из других источников.
Вторая часть посвящена значению пещер, надо ли охранять пещеры.
Глава 1. Основная часть
1. 1 Пещера – настоящее чудо природы
Пеще́ра — полость в верхней части земной коры, сообщающаяся с поверхностью одним или несколькими входными отверстиями. Другое определение: пещера — естественная подземная полость, доступная для проникновения человека, имеющая неосвещённые солнечным светом части и длину (глубину) больше, чем два других измерения. Наиболее крупные пещеры — сложные системы проходов и залов, нередко суммарной протяжённостью до нескольких десятков километров.
Два определения, взятые из разных источников, имеют одну общую основу: пещера – это пустота в толще земли, полое пространство, возможно, замкнутое, или имеющее один или несколько выходов.
Кто исследует пещеры?
Самым первым исследователем пещер был Ассирийский царь Салманасар III в 852 г. до н. э. Он прибыл в местность, откуда берет начало река Тигр, и обнаружил расселину в скале. В сопровождении свиты он обследовал пещеру и в память об этом приказал высечь на скале надпись и свое изображение.
Изучение пещер с XX в. на профессиональном уровне занимаются спелеологи, следовательно, пещеры — объект изучения спелеологии.
Спелеология – раздел геологии, изучающий природные пещеры, а именно: их происхождение, возраст, составляющие породы и т.д.
Обыкновенно спелеологи действуют в сотрудничестве с другими специалистами. Ботаникам, например, интересно исследовать пыльцу, взятую из глины. Микробиологи обнаруживают в пещерах прежде неизвестные микроорганизмы. Пещера также представляет большой интерес для археологов. Ведь благодаря наскальной живописи, оставленным в пещерах инструментам и орудиям, пепелищам от кострищ и костным останкам, можно многое рассказать о жизни древнего человека. Впервые наскальные рисунки были обнаружены в 1879 г. Девятилетней девочкой и ее отцом, дон Марселино де Саутуола из Альтамиры в Северной Испании. После этого случая люди стали находить все больше таких пещер. В настоящее время известно уже около 400 пещер, расписанных картинами.
1.2 Характеристика пещер
Пещеры защищены от внешнего мира, имеют постоянный внутренний климат и крайне медленно эволюционируют. Эти характеристики делают их бесценными для археологии: пещеры сохранили для нас останки древних людей, кости вымерших животных и пыльцу растений.
Спелеофауна не отличается особым разнообразием и все же есть животные и растения, которые селятся преимущественно в пещерах или только в них. Это летучие мыши, прекрасно ориентирующиеся даже в самых длинных и запутанных подземных ходах, некоторые насекомые, креветки и другие ракообразные, пауки, рыбы и саламандры. Пещерные жители, адаптированные к полной темноте, часто полностью слепы и лишены пигмента.
Пещерные отложения делятся на механические и хемогенные. Механические отложения – это глина, глыбовые завалы, песок, галька; хемогенные – сталактиты и сталагмиты, украшающие древние пещерные галереи.
1.3 Виды пещер
Существуют искусственные (образованные человеком) и естественные (образованные природными процессами) пещеры. Естественные пещеры делятся по происхождению (ведущему процессу) на следующие пять видов. (Приложение 6)
Карстовые. Самая многочисленная группа. Они же самые красивые, глубокие и протяженные. Процесс их образования является следствием растворения различных пород в воде (гипса, известняка, мела, соли, мрамора и т.д.). Именно в карстовых пещерах образуются сталактиты, сталагмиты, а также геликаты и удивительный пещерный оникс. (Приложение 1.)
Эрозионные. Схожи по процессу образования с карстовыми, однако эрозионные пещеры образуются в результате механической эрозии, т.е. вымываются водой, содержащей твердые крупинки (песок, осколки камней и т.д.). Часто образуются по береговой линии. (Приложение 2.)
Тектонические. Образуются на местах тектонических разломов. Наиболее распространены в бортах речных долин, глубоко вклинившихся в плоскогорье.
Такие пещеры могут возникать в любых породах в результате образования тектонических разломов. Изучены они сравнительно слабо. Помимо тектонических встречаются и гравитационные пещеры — полости, образованные в результате обрушения породы внутри горных массивов под действием силы тяжести. (Приложение 3.)
Вулканические. Образуются следующим образом: при извержении вулкана лавовый поток, остывая, покрывается коркой, образуя лавовую трубу. Внутри трубы лава продолжает какое-то время течь, что приводит к образованию полости. Также к вулканическим относятся пещеры, образованные жерлами вулканов. (Приложение 4.)
Ледниковые. Образуются в теле ледников. Среди ледниковых пещер различают пещеры, образованные талой водой, пещеры, образуемые в ледниках на месте выхода подледниковых и внутриледниковых вод, а также пещеры, образующиеся в ледниках на местах выхода подледниковых термальных источников. (Приложение 5.)
Самые большие пещеры
Самой большой в мире пещерой является открытая в 2009 году пещера Шондонг в Центральном Вьетнаме (провинция Куангбинь). Более известная, но менее крупная Мамонтовая пещера, расположена в штате Кентукки, США. Представляет собой систему карстовых пещер, образованных в известняковом пласте.
В России самой протяженной является Ботовская пещера, чья длина достигает 60 км. В Румынии находится пещера Мовиле – одна из трех пещер в мире, образованных в результате воздействия на горную породу серной кислоты. Пещера уникальна тем, что является замкнутой экосистемой, изолированной от экосистемы Земли. (Приложение 6.)
Самая глубокая пещера в мире – пещера Крубера или Воронья – находится в Абхазии (Гагрский хребет). Пещера разветвляется на две ветки: глубина одной составляет 2 196 м, глубина другой – 1 300 м. Была открыта в 1960 году.
Самая длинная пещера
Самой длинной в мире является уже упомянутая выше пещерная система Мамонтовая (Кентукки, США). Длина ее составляет 627 644 м. Мамонтовая пещера лежит в предгорьях западных Аппалачей и в исследованной части насчитывает 20 крупных залов, столько же глубоких шахт и порядка 225.
Глава 2. Почему необходимо охранять пещеры
2.1 Значение пещер
Значение пещер для человека трудно переоценить. Ведь именно в пещеры стали первыми домами для первобытных людей, поэтому раскрытие тайн, хранимых пещерами, помогает добавлять недостающие паззлы в картину истории и эволюции человека. Пещера как жилище святых аскетов. В пещерах обустраивали жилище многие святые аскеты. Позднее на этих местах основывались монастыри и Лавры.
Большое значение для сельского хозяйства имеют карстовые пещерные полости, поскольку их наличие приводит к уходу подземных вод на большую глубину, иссушению верхних слоев почвы, что обязательно необходимо учитывать при планировании сельскохозяйственных работ. А некоторые пещеры с микроклиматом, характеризующимся особо низкой температурой, используются в качестве больших «холодильников» для хранения продуктов питания и разнообразных материалов.
Большое значение пещеры имеют для добычи и исследования различных минералов и некоторых железных руд.
Выводы:
-
Пещеры – уникальное творение природы. -
Существует большое множество пещер, различных по происхождению, длине и глубине. -
Пещеры играют огромную роль в жизни животных, растений и человека. -
Пещеры подлежат охране.
Заключение
Пещера – казалось бы, такое простое, понятное нам слово. Мы часто встречаемся с ним в фильмах, книгах, в обыденной жизни, и думаем, что знаем о пещерах всё. А между тем этот природный объект хранит в себе множество тайн, которые до сих пор еще не исследованы наукой.
В ходе проекта мне удалось много узнать о «подземных дворцах» - пещерах.
О наиболее интересных и красивых пещерах я создал фотоальбом «Пещеры – «подземные дворцы», который поможет учащимся на уроках географии в теме «Литосфера. Горы. Равнины» и внеурочной деятельности
Литература
-
[1] Пещеры / Пер. с нем. Е.Ю. Жирновой. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги – 2007 – C. 32, 33, 17, 43