Файл: Протокол 1 от 26. 08. 2021 г. Утверждена Директор школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МКОУ «Долголесковская ОШ»

Принята на педсовете

Протокол № 1 от 26.08.2021 г.


Утверждена:

Директор школы: __________




Приказ № 82-о от 26.08.2021 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НА 2021 – 2022 ГОД
Курса по истории России

для 6-9 классов

Составитель: учитель истории и обществознания

Сапронов Сергей Игоревич

2021 год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса по истории России для 6-9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (от 17 декабря 2010 г. № 1897) с изменениями и дополнениями (Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644), а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом, на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15), рабочей программы воспитания МКОУ «Долголесковская ОШ» (модуль «Школьный урок»), утвержденной приказом № 55 от 28.05.2021 г., базисного учебного плана, образовательной программы школы и авторской программы (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» 6-9 класс. Предметная линия учебников Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева под ред. А. В. Торкунова 6-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина – Издательство «Просвещение». Москва. 2016 г.). Данная программа ориентирована на использование следующих учебников:

6 класс – История России 6 класс, в 2-х частях. Авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева под ред. А. В. Торкунова. – М., «Просвещение»;

7 класс – История России 7 класс, в 2-х частях. Авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева под ред. А. В. Торкунова. – М., «Просвещение»;

8 класс – История России 8 класс, в 2-х частях. Авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева под ред. А. В. Торкунова. – М., «Просвещение»;


9 класс – История России 9 класс, в 2-х частях. Авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А. А. Левандовский, А. Я. Токарева под ред. А. В. Торкунова. – М., «Просвещение».
Общая характеристика учебного предмета:

Разработка данного учебного курса является первым шагом на пути создания единой концепции непрерывного исторического образования, которая станет важным звеном в развитии системы образования в России, формировании гражданской идентичности подрастающего поколения. Создание нового учебного курса отечественной истории опирается на предшествующий опыт, накопленный в данном направлении как за последние четверть века, так и в советский и досоветский периоды.

В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию

отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся.

Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа.

Основы разработки содержания исторического образования определены важнейшими положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими статус России как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

• нация

• национальное государство

• национальное самосознание (идентичность)

• формирование национальной идентичности

• патриотизм

• гражданское общество

• многообразие культур и народов

• межэтнический мир и согласие

• социализация

• развитие

• воспитание

• национальный воспитательный идеал

• базовые национальные ценности

• духовно-нравственное развитие личности

• духовно-нравственное воспитание личности гражданина России

Концепция исторического образования строится на основе единства задач обучения и воспитания.



Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Система российского исторического образования нацелено на формирование базовых национальных ценностей:

• патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

• социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

• семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

• наука и образование — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

• традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Таким образом, историческое образование выступает не только как общественный договор, но и как важный инструмент обеспечения национальной консолидации, единства и безопасности России в современном мире.

Цели, задачи и планируемые результаты исторического образования на различных ступенях обучения


Основная школа (5—9 классы):

• формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

• овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

• формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

• воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.

Основной целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Задачи изучения истории в основной школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.


Методической основой изучения курса истории в основной школе является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности школьников.

Методологическая основа преподавания курса истории в школе зиждется на следующих образовательных и воспитательных приоритетах:

• принцип научности, определяющий соответствие учебных единиц основным результатам научных исследований;

• многоуровневое представление истории в единстве локальной, региональной, отечественной и мировой истории, рассмотрение исторического процесса как совокупности усилий многих поколений, народов и государств;

• многофакторный подход к освещению истории всех сторон жизни государства и общества;

• исторический подход как основа формирования содержания курса и межпредметных связей, прежде всего, с учебными предметами социально-гуманитарного цикла;

• антропологический подход, формирующий личностное эмоционально окрашенное восприятие прошлого;

• историко-культурологический подход, формирующий способности к межкультурному диалогу, восприятию и бережному отношению к культурному наследию.
Место учебного предмета «История России» в примерном учебном плане основного общего образования.

Предмет «История России» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 6-9 классах.

Изучение предмета «История России» как части предметной области «Общественно-научные предметы» основано на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «География», «Литература», «Русский язык», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика», «Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др.

Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлятьразвитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.

Особенности методики преподавания предмета:

В данной рабочей учебной программе используется следующие методы и технологии: