ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1. В современных условиях весьма актуальным для обучающихся по техническим и другим неюридическим направлениям подготовки является приобретение глубоких правовых знаний. В соответствии с учебным планом и рабочей программой дисциплины «Правоведение» студенты должны подготовить контрольную работу и сдать зачет по курсу.
Контрольная работа является формой контроля студентов и представляет собой письменное выполнение определенных заданий. Она предназначена для проверки знаний студентов по учебной дисциплине, а также служит для закрепления полученных знаний, умений и навыков. Контрольная работа выполняется студентами до начала экзаменационной сессии. При подготовке контрольной работы целесообразно использовать рекомендуемую основную и дополнительную литературу.
Цель выполнения контрольной работы – систематизация и углубление знаний, самостоятельного изучения учебной и специальной литературы, а также приобретение практических навыков самостоятельного разбора практических ситуаций.
В процессе выполнения контрольной работы студент должен показать высокий уровень теоретической подготовки, проявить способности к реферированию научной литературы и решению прикладных проблем, выдвигаемых практикой.
Ключевым требованием при подготовке контрольной работы выступает умение обрабатывать и анализировать информацию, делать самостоятельные выводы, обосновывать целесообразность и эффективность предлагаемых решений, четко и логично излагать свои мысли.
2. Контрольная работа состоит из двух частей. Первая часть – письменное изложение ответа на вопросы соответствующего варианта. Вторая часть – письменное решение задачи. При выполнении контрольной работы студент должен показать хорошее знание теоретического материала и умение применять нормативные правовые акты при решении конкретных задач. В ответах на вопросы контрольного задания ссылки на нормативные правовые акты, статьи, монографии являются обязательными. При цитировании необходимо давать в сносках точное наименование источника и указывать страницы. В конце каждого ответа должен быть сделан вывод.
Контрольная работа выполняется на компьютере, грамотно и разборчиво.
Страницы работы должны быть пронумерованы. В конце контрольной работы необходимо привести библиографический список использованной литературы.
Если студент выполнит контрольную работу в соответствии с изложенными требованиями, то она после рецензирования допускается к защите. Защита работы проводится в соответствии с установленным в университете порядком.
После успешной защиты контрольной работы студент допускается к сдаче зачета по дисциплине «Правоведение».
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1. Анализ практики выполнения студентами контрольных работ показывает, что методически их работу можно подразделить на три стадии.
На первой стадии происходит выбор варианта контрольной работы (по
первой букве фамилии студента), уясняется содержание вопросов, определяется отрасль права, к которой эти вопросы относятся (гражданское, трудовое и т.п.). Такой подход позволяет избежать допускаемых отдельными студентами ошибок, когда они путают коллективный договор с трудовым или гражданскими договорами, а государственное социальное страхование
(пособия, пенсии) – со страхованием имущества и жизни и т.д.
На второй стадии студент внимательно изучает библиографический список и подбирает учебники, пособия и нормативные акты, необходимые для выполнения контрольных работ. При этом следует иметь в виду, что для ответа на некоторые вопросы одного учебника окажется недостаточно.
Третья стадия – написание контрольной работы. На этой стадии студент должен проявить творческий подход к изложению изученного и систематизированного материала. Нужно не переписывать, а творчески использовать полученную информацию, применяя следующие приемы:
• пересказ текста учебника, пособия, нормативно-правового акта собственными словами, своим языком;
• использование при написании работы конкретных фактов применения гражданского, трудового и других отраслей права на своем предприятии;
• широкое использование в тексте работы (там, где это необходимо по содержанию) конкретных положений и статей нормативных актов.
Письменное решение задачи выполняется по аналогичной методике, но с усилением правового аспекта. Выполнение этого требования облегчается тем, что каждая задача имеет заголовок в виде конкретной правовой проблемы.
Следует предостеречь студентов от распространенной ошибки при решении задач, которая выражается в механическом переписывании (чаще не к месту) текстов статей законов и кодексов. Нужно всегда помнить, что от студента
требуется решение задачи, которое он должен сформулировать и принять от имени руководителя предприятия, прокурора, судьи или другого органа, используя для этого фактические обстоятельства по условию задачи, нормы закона и здравый смысл, а не механическое переписывание статей
нормативно-правовых актов.
2. Проиллюстрируем это на конкретном примере.
Фабула дела. Петроваработала кассиром на железнодорожной стании. 17 января текущего года приказом начальника железной дороги ее перевели на такую же должность с прежним окладом на другую станцию, не являющуюся структурным подразделением предыдущей станции.
Петроване согласилась с переводом и после безрезультатного рассмотрения жалобы и КТС обратилась в суд с иском о восстановлении на прежней работе.
1. Правомерен ли перевод Петровой на другую работу?
2. Обоснованно ли решение КТС об отказе в восстановлении на прежней
работе?
3. Как должен решить дело суд?
Порядок решения задачи. Поскольку в задаче речь идет o трудовых отношениях, необходимо прежде всего обратиться к учебнику, чтобы уяснить содержание понятия «перевод на другую работу». Выясняем, что перевод на другую работу – это постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник
(если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем.
Затем по ТК РФ (ст. 72 1
) устанавливаем, что перевод на другую работу возможен только с согласия работника. Как известно из условия задачи,
Петрова была переведена не только без ее согласия, но и при активном ее возражении. Следовательно, можно сделать первый предварительный вывод: приказ администрации о переводе Петровой был издан с нарушениями требований ст. 72 1
ТК РФ, и его следует признать незаконным.
В целях полноты и объективности решения задачи необходимо рассмотреть и такой вопрос: не является ли перевод Петровой перемещением на другое рабочее место? Как гласит закон, такое перемещение не является переводом и не требует согласия работника, если это не влечет за собой изменения трудовой функции и изменения существенных условий трудового договора.
Для уяснения вопроса изучим часть 3 cт. 72 1
ТК РФ. В ней сказано, что понятие перемещения включает в себя следующее обстоятельства:
• работник перемещен на другое рабочее место на данном предприятии;
• работник перемещен в другое структурное подразделение данного предприятия, но в этой же местности;
• работнику поручена работа на другом механизме или агрегате в пределах специальности или должности, обусловленной трудовым договором;
• это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.
Сопоставляя закон с условием задачи, делаем еще один вывод: перевод
Петровой нельзя рассматривать как перемещение на другое рабочее место.
Дело в том, что ее перевели не в другое структурное подразделение своей станции, а на другую станцию, в результате чего у нее сменилось место работы, обусловленное трудовым договором. А по закону администрация не вправе требовать от работника без его согласия выполнения работы вне места расположения предприятия (за исключением командировок).
Напомним, что при переводе Петровой на другую станцию чрезвычайные обстоятельства отсутствовали и перевели ее на постоянную работу, а не на месяц.
Наконец, следует дать ответ на последний вопрос: как должен решить дело в суд?
Руководствуясь cт. 72 1
ТК РФ, суд должен принять следующее решение:
1. Приказ администрации о переводе кассира Петровой на другую станцию считать незаконным.
2. Решение КТС об отказе в удовлетворении заявления Петровой отменить как противоречащее закону.
3. Обязать администрацию восстановить Петрову в прежней должности с выплатой в случае необходимости заработной платы за вынужденный прогул.
Конечно, приведенное решение может кому-нибудь показаться слишком длинным и поэтому неприемлемым для сверхзанятого студента-заочника.
Ответим, что это не так. В примере значительное место занимают анализ и оценка норм закона о переводах и перемещениях работника, что может быть использовано в качестве общей методики решения любой задачи. При выполнении контрольной работы эти рассуждения останутся как бы «за кадром» (в черновиках и памяти студента), а в решение должны войти только краткие выводы из приведенного анализа. Именно в этом суть и значение предложенной иллюстрации.
Решение предлагаемых задач способствует более глубокому изучению дисциплины «Правоведение», приобретению навыков самостоятельной работы с нормативными актами. В конечном итоге это расширяет и закрепляет правовые знания, развивает умение анализировать конкретные правовые ситуации и самостоятельно принимать по ним правильные решения.
Успешному решению контрольных работ будет способствовать, также предлагаемый студентам перечень юридической литературы, законодательных актов.
Рекомендуемая литература имеется в библиотеках ИРНИТУ и его филиалов. Кроме того, при необходимости литературу и нормативные акты можно получить и в юридических подразделениях предприятий и организаций, службах управления персоналом, профсоюзных органах и канцеляриях.
Необходимые для выполнения контрольной работы нормативные акты содержатся на дисках программы информационной поддержки российской науки и образования «Консультант Плюс», в информационных правовых системах.
ВНИМАНИЕ! Не принимаются к защите:
• работы, выполненные путем механического переписывания текста
нормативно-правовых актов без самостоятельных комментариев и выводов;
• работы, в которых теоретические положения не подкреплены ссылками на статьи закона, кодекса или на судебную практику;
• работы, выполненные не по своему варианту.
Применяя изложенные рекомендации, студент успешно справится с выполнением контрольной работы, которая, в конечном счете, должна представлять собой свободный пересказ прочитанного и систематизированного материала с правовой аргументацией (ссылками на закон) каждого излагаемого вопроса или тезиса.
3. ЗАДАНИЕ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
(ПО ВАРИАНТАМ)
ВАРИАНТ 1
Теоретические вопросы
1. Понятие государства. Формы государства. Взаимосвязь государства и права.
2. Сделки: понятие, виды, формы осуществления сделок.
Задачи
Задача 1. Дееспособность граждан
Васильев злоупотреблял спиртными напитками и ставил свою семью в тяжелое материальное положение. По заявлению его жены Васильев был решением суда ограничен в дееспособности, а попечителем была назначена его жена. В течение последующих полутора лет Васильев вообще не употреблял спиртных напитков.
1. Имеет ли Васильев право на восстановление дееспособности?
2. Кто должен ходатайствовать и перед каким органом о признании
Васильева дееспособным?
Задача 2. Наследственное право
5 мая 2008 г. было вынесено судебное решение о расторжении брака между Н. Сергеевой и В. Сергеевым. 29 мая 2008 г. В. Сергеев погиб в автомобильной катастрофе. Его единственными родственниками были мать, сестра и двое детей.
Определите круг наследников.
Задача 3. Сделка
Федоров занял 4 500 рублей у Михеева в присутствии двух свидетелей и не отдал их. На суде Федоров заявил, что денег у Михеева не брал. Михеев же утверждал, что при совершении сделки присутствовали Макаров и Петров.
1. Какие формы осуществления сделок Вам известны?
2. Каковы последствия заключения недействительной сделки?
3. Как разрешить данное дело?
ВАРИАНТ 2
Теоретические вопросы
1. Понятие и содержание правоотношений. Юридические факты.
2. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя: основания, порядок расторжения.
Задачи
Задача 1. Конституционное право
На повестке дня заседания Государственной Думы стояли следующие вопросы:
1. Рассмотрение Федерального закона о федеральном бюджете.
2. Освобождение от должности Генерального прокурора РФ.
3. Объявление амнистии.
4. Назначение на должность министра финансов РФ.
5. Принятие закона «Об уполномоченном по правам человека».
Укажите, какие вопросы включены в повестку правомерно, а какие не
входят в компетенцию Государственной Думы.
Задача 2. Административная ответственность.
Укажите, за какие поступки, по вашему мнению, может наступить административная ответственность.
1. Неисполнение обязательств по договору кирпичным заводом, нанесшему ущерб СМУ-7.
2. Безбилетный проезд в автобусе Усова.
3. Нарушение правил санитарной гигиены на частном предприятии
«Ирина».
4. Отказ от дачи показаний свидетеля преступления Ульянова.
Задача 3. Уголовная ответственность
Несовершеннолетним Сергеевым совершено преступление, за которое судом ему назначено условное наказание. В период отбывания условного наказания он неоднократно совершал административные правонарушения, поэтому инспекция по делам несовершеннолетних обратилась в суд с представлением о замене ему условного наказания на реальное лишение свободы.
1. С какого времени наступает уголовная ответственность
несовершеннолетних?
2. Правомерны ли действия инспекции?
3. Какое решение может принять суд?