Файл: Рабочая программа внеурочной деятельности Мой выбор профессии (тип программы тематическая, кружок, социальное направление).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЗАКРЫТОГО АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРВОМАЙСКИЙ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Согласовано» | | «Утверждаю» |
Зам. директора по ВР _________Е.В.К***а « »_________2018г. | | Директор школы __________Н.А.Ч***а Приказ №________ « » ________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мой выбор профессии»
(тип программы: тематическая, кружок, социальное направление)
срок реализации: 2018-2019 учебный год
возраст обучающихся: 14-15 лет/
учащиеся 8 «А», 8 «Б» общеобразовательных классов
составитель: педагог-психолог Захарова Галина Юрьевна
ЗАТО Первомайский
2018-2019 уч. год
1.Пояснительная записка
Если человек не знает, к какой пристани он держит путь. Для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека
Актуальность
Выбор профессии очень важное дело. От верного выбора профессии зависит, с чего и как начнет свою профессиональную карьеру молодой человек или девушка. При этом, если человек, опираясь на свои способности, интересы, интеллектуальный уровень делает правильный выбор, то он, как профессионал своего дела, в дальнейшем будет способствовать развитию экономики нашей страны в целом.
Руководитель отдела профориентации Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» при МГУ им. М.В. Ломоносова Кирилл Кузнецов отмечает: «Сейчас мы видим, сколько выпускников сразу после университета идут работать не по полученной специальности. Если молодые люди идут работать не по своей профессии, значит, ресурсы государства и родителей потрачены неэффективно. Это очень актуальная проблема профориентации, в таких условиях она крайне необходима».
«Я глубоко убеждена, что нужно вернуть в школы ориентацию на профессию, это необходимо», — сказала министр образования и науки РФ Ольга Васильева на сессии федерального учебно-методического объединения укрупненной группы направлений подготовки «политические науки и регионоведения» в МГИМО (цитата по ТАСС).
Возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа
Определение своего профессионального пути выпадает на подростковый возраст. В этот жизненный период сложно сделать правильный выбор. Особенности подросткового возраста состоят в частой смене настроения, снижении учебной мотивации, активном поиске смысла жизни, своего места в жизни, в социуме, подверженность влиянию окружения сверстников.
Работая со старшеклассниками, я обратила внимание, что далеко не все учащиеся выпускных классов могут выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Выпускники имеют недостаточные, поверхностные или искаженные представления о мире профессий. Часто их выбор случаен и несамостоятелен: в основе отношения учащихся к выбранным профессиям лежат не свои, а чужые убеждения – как правило, это убеждения, стереотипы, шаблоны родителей, друзей, знакомых или яркая реклама в средствах массовой информации. Помимо этого у многих подростков присутствует неадекватно завышенная оценка своих способностей и возможностей; далеко не все школьники знакомы со своим внутренним миром, знают сильные и слабые стороны своего характера, состояния здоровья. У части выпускников сложились представления о простоте получения денег, существуют необоснованно высокие запросы к уровню заработной платы. Незнание не только выпускниками, но и их родителями, технологий трудоустройства повышает уровень тревожности молодых людей, снижает их конкурентноспособность на рынке труда. Разовые классные часы профориентационного содержания, разрозненные диагностические обследования, «Недели профориентации» в школе не могут исправить сложившуюся ситуацию.
Курс «Мой выбор профессии» предназначен для учащихся 8-х классов (14-15 лет), т.к. наиболее актуален именно на данном этапе взросления подростка. Часть обучающихся принимают решение о поступлении в профессиональные ОО после окончания 9-го класса, в связи с чем неэффективно откладывать вопрос профориентации на 10-11 классы. Из опыта работы: готовый ответ на вопрос с профессиональным определением учащихся особенно востребован в начале 9-го класса и связан с определением учащихся с выбором предметов по выбору для сдачи ГИА, поэтому работа, проведённая в 8-ом классе, во многом облегчает принятие важного решения выпускников, способствует личностному развитию подростков.
Обоснование вносимых автором изменений
Рабочая программа «Мой выбор профессии» составлена на основе широко известных идей ведущего специалиста СССР и России в области психологии профессиоведения Климова Е.А., предложенной им «формуле выбора профессии», классификации профессий. В программе нашли применение наиболее эффективные (из опыта работы) упражнения, игры, задания, диагностики, предложенные Пряжниковым Н.С., Овчаровой Р.В., Чистяковой С.Н., Грецовым А.Г., Аугустинавичуте А., Малкиной-Пых И.Г. и др. Значительное место в программе отведено
материалу о рынке труда в современной действительности, поиску секретов успешности в профессиональном становлении на примере реальных людей – профессионалов своего дела. В содержание программы включены развивающие психологические методики.
В имеющейся на данный момент литературе представлено немало программ по профориентированию. Однако представленные программы не удовлетворяют в полной мере всем запросам нашей школы в организации внеурочной деятельности социального направления в 8-х классах, а именно:
-
Чётко заданный Администрацией школы на реализацию программы социального направления временной интервал - 34 часа по 40 минут – 1 раз в неделю (например, программа Резапкиной Г.В. рассчитана на 8 академических часов в каждом классе с 5-го по 9-ый; в программе В.П.Бондарева, А.В.Гапоненко и др. «Технология профессионального успеха» - 23 темы; программа Безденежных И.В. «Технология поиска работы» для 11-классников рассчитана на 10 часов и 14 часов для безработных граждан, программа Чистяковой С.Н. «Твоя профессиональная карьера» рассчитана на 272 часа) -
Востребованность программы учащимися 8-ых классов (например, программа А.В.Гапоненко и др. «Технология профессионального успеха» рассчитана на учащихся 10-11 классов, Безденежных И.В. «Технология поиска работы» - на учащихся 11 класса и безработных граждан) -
отсутствие в библиотечном фонде достаточного количества учебников по профориентации на каждого учащегося параллели 8-х классов (программы В.П.Бондарева, А.В.Гапоненко др. «Технология профессионального успеха», предусматривают использование учебников), что стимулирует реализацию авторской программы. -
Использование современных технологий: заполнение Портфолио (как в бумажном, так и в электронном виде – на выбор обучающегося), использование технических средств обучения (компьютерное он-лайн и офф-лайн тестирование, просмотр современных видео роликов профориентационного содержания) как альтернатива учебников (чего не было предусмотрено в большинстве программ, изданных до введения ФГОС) -
необходимость чередования аудиторных часов с внеаудиторными на основании требований ФГОС к организации внеурочной деятельности (большинство существующих программ оформлены как программы учебных курсов в рамках ведения Технологии или элективных курсов) -
Учёт добровольности посещения аудиторных занятий, вариативность использования аудиторных и внеаудиторных часов в связи с занятостью учащихся на дополнительных занятиях в ДШИ, с репетитором и пр.. Программа даёт возможность заменять аудиторные часы внеаудиторными, например, посредством самостоятельного прохождение диагностических обследований в режиме он-лайн, оформления Портфолио, чего не предусматривают имеющиеся в литературе программы -
Особенность территории ЗАТО Первомайский – трудности с частыми коллективным выездами учащихся в город Киров на предприятия с экскурсиями, учебные заведения на Дни открытых дверей
Формулировка цели и задач
Программа профориентационного курса «Мой выбор профессии» соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) и направлена на:
-
формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда (это ЦЕЛЬ программы курса).
ЗАДАЧИ (в соответствии с ФГОС ООО):
-
информировать обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности; -
развить собственные представления обучающихся о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности; -
оказать психолого-педагогическую поддержку обучающимся в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии, а также консультационную помощь.
Реализация программы курса подчиняется основным принципам организации внеурочной деятельности, предусмотренным ФГОС:
-
учёт индивидуальных и возрастных особенностей и возможностей; -
сочетание индивидуальных и коллективных форм работы; -
связь теории с практикой; -
доступность и наглядность; -
включение в активную жизненную позицию.
Тип программы «Мой выбор профессии» – тематическая. По определению «тематическая» программа направлена на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующая возможности различных видов деятельности: игровой, познавательной, частично - проблемно-ценностного общения (в дискуссиях и проблемных беседах) и социального творчества (на профессиональных пробах).
Формы организации детского коллектива во внеурочной деятельности по программе «Мой выбор профессии»: