Файл: Дипломная работа роль театрализованных игр в формировании нравственного поведения дошкольников.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ | |
| |
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ | |
| Выполнена студентом (кой) Н.В. Имгрунт (И.О.Фамилия) _________________________ (номер группы ) |
| Программа подготовки специалистов среднего звена программа по специальности _____________________________________ (шифр и наименование специальности) |
| Руководитель ________________________ ( И.О.Фамилия.) |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обуславливается прежде все тем, что основной вид деятельности ребенка дошкольника – игровая деятельность. Личностные и нравственные качества ребенка формируются в активной деятельности, являющейся для него ведущей. Этот вид деятельности определяет его интересы, отношения к действительности и взаимоотношения с другими людьми. Под нравственными качествами принято понимать основные положительные качества личности: доброта, честность, порядочность, ответственность, уважение, отзывчивость. Нравственные качества проявляются в поведении и деятельности ребенка, определяют его отношения с окружающем миром и людьми, источником формирования нравственных качеств выступает социальный моральный опыт. Театрализованная деятельность в саду – это хорошая возможность раскрыть творческий потенциал ребенка, а также самый короткий путь к развитию эмоционального интеллекта. Л.С. Выготский писал: «Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка».
Проблему становления нравственности в разные эпохи и время рассматривали ученые Древней Греции: Аристотель, Платон, Сократ, представители гуманистического направления: A. Адлер, А. Мaслоу, К. Роджерс, педагоги-классики: К. Д. Ушинский, Я. A. Коменский, современные представители науки: Ф. С. Левин-Щиринa, Г. Д. Сундуй, А.С. Шаaлы [23].
В работах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, А. В. Зaпорожца, М. В. Корепановой, О. В. Куниченко, А. Ф. Маркова, И. Я. Медведевой, Д. Б. Эльконинa, изучается проблема становления нравственности личности, сенситивным периодом для ее становления является период дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения, открывает их социальное значение, приобретает практический опыт нравственного поведения, присваивает способы и формы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Дошкольный возраст также характеризуется высокой восприимчивостью и внушаемостью, достаточно высоким уровнем словесно-логического (теоретического) мышления, что позволяет усваивать нормы поведения и применять проблемные ситуации в процессе воспитания [16].
Проблема исследования: как с помощью театрализованных игр можно сформировать нравственное поведение у детей дошкольного возраста? Психолого-педагогическая реальность такова, что теоретически разработано огромное количество методик и технологий развития нравственных качеств дошкольников, но в современном обществе родители и люди, занимающиеся воспитанием детей, стараются как можно раньше научить ребенка читать, писать, решать сложные задачи, забывая о необходимости совместных развивающих игр, а так же о том, что ребенка важно научить восхищаться и удивляться, возмущаться и сопереживать. Развивающие игры необходимы для тренировки фантазии и воображения ребенка, чаще всего отсутствие игровой деятельности приводит к неумению детей играть в одиночестве, занимать свое свободное время, проявлять интерес к окружающему миру.
Цель дипломной работы: обосновать и проверить опытным путем использование театрализованной игры как средства формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить возможности театрализованных игр в формировании нравственных ценностей.
2. Дать анализ современных образовательных программ по организации театрализованной деятельности в ДОУ.
3. Выявить исходный уровень сформированности нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Организовать экспериментальную работу по формированию нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр.
Объект исследования: процесс формирования нравственного поведение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: роль театрализованных игр в формировании нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение научной литературы по проблеме исследования; эмпирические методы (наблюдение, беседа, эксперимент); методы количественной и качественной обработки результатов констатирующего этапа эксперимента, интерпретационный метод.
Методики: Неоконченные ситуации (А. М. Щетинина, Л. В. Кирс); Лесенка» Щур; Программа наблюдения за культурой поведения ребенка (А. М. Щетинина); Опросный лист (Н. Артюхина, А. М. Щетинина).
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что полученные в ходе работы положения и выводы, могут быть использованы в практике педагогов ДОО.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Первая глава посвящена теоретическим основам проблематики исследования, вторая глава носит исследовательский характер.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие «нравственность» и основы формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста
Понятие «нравственность» рассматривали Л. А. Григорович, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, И. С. Марьенко, С. И. Ожегов, В. А. Сухомлинский, М. Г. Яновская, и др. Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников.
Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные, когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования привычки необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к действиям, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к выполнению действий у дошкольников было эмоционально положительным, и чтобы при необходимости дети были способны проявить определенные усилия воли для достижения результата.
Многие великие ученые придают большое значение нравственному воспитанию. Как считали Аристотель, Платон, Квинтилиан и другие, «нравственное воспитание в дошкольном возрасте необходимо, поскольку именно в этом возрасте закладываются нравственные качества». Л. Н.
Толстой высоко ценил нравственное воспитание, считая, что из всех наук, которые должен знать человек, наиболее важной является наука о том, как жить, делать как можно меньше зла и как можно больше добра [5].
Проблемные ситуации как средство формирования нравственного поведения у дошкольников тесно связаны с процессом нравственного воспитания, поэтому мы считаем необходимым рассмотреть, прежде всего, понятия «мораль» и «нравственность».
Термин «нравственность» происходит от слова «мораль». По словам Ю. К. Бабанского, нравы – это нравственность и нормы, которыми руководствуются люди в их поведении, в их повседневных действиях.
«Нравы не являются вечными или неизменными категориями, они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаемой авторитетом общественного мнения, а не правовыми положениями» [3].
Нравственность – это система внутренних правил человека, определяющих его поведение и отношение к себе и другим людям.
В философской, психолого-педагогической литературе понятия «нравственность» и «мораль» не используются по-разному, а представляют собой синонимы. В словаре педагогики Г. М. Кожаспировой и А. Ю. Кожаспирова, понятие нравственность сводится к понятию морали.
«Мораль – совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к обществу и другим людям; древняя форма общественного сознания; социальный институт, выполняющий функции регулирования поведения человека» [6].
В словаре С. И. Ожегова дается следующее определение: «Мораль – это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [15].
Мораль является неотъемлемой частью комплексного подхода к личностному воспитанию. «Формирование морали – не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности, и их неуклонное соблюдение», – говорит И. Ф. Харламов [25].
Понятие «нравственное воспитание» является комплексным. Пронизывает все стороны человеческой жизни. Вот почему выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, разработав систему образования для всестороннего развития личности, считал, что ее системообразующей особенностью является нравственное воспитание.
На современном этапе развития педагогики существует большое количество исследователей, изучавших нравственное воспитание детей дошкольного возраста Е. Г. Белякова, Р. С. Буре, Н. А. Зорина, С. А. Козлова, Л. В. Коломийченко, Т. А. Куликова, М. Г. Яновская [21].
Так, Н. В. Мельникова, исследуя нравственную сферу дошкольников, показала сущность нравственности в консолидации и взаимосвязи сознания, чувств и поведения, которые специфически сочетаются в разные периоды этого возраста [7].
Нравственное поведение – это поведение, обусловленное нравственными нормами и принципами, регулирующими отношения людей в данном обществе. Нравственная сфера личности, по мнению ученых является комплексным взаимодействием: морального сознания, нравственных ценностей, нравственных образов, моральных норм (когнитивного компонента); нравственные чувства, эмпатические нравственные отношения (эмоциональная составляющая); нравственное поведение в действиях и действиях мотивационной направленности (поведенческий компонент) в единстве личностной сферы нравственного сознания и поведения [18].