Файл: Составление научного паспорта экспоната.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тихоновский комплекс школа-детский сад

Бурлинского района

Западно-Казахстанской области

Мастер-класс

Тема:

Составление научного паспорта экспоната

Составитель: Брекеев Ж.Г.

Учитель истории и географии,

руководитель школьного музея

2017г.

Мастер-класс

Тема: Составление научного паспорта экспоната

Цель мастер-класса:

Представить педогогам-музееведом аспекты опыта работы по составлению научного паспорта экспоната

Задачи мастер-класса:

-передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий по описанию научного паспорта экспоната;

-совместная заполнение описаний научного паспорта экспоната и решения поставленной проблемы;

-создать эмоциональный положительный настрой на деловое сотрудничество, стимулировать активность участников через включение педогогов в работу по подгруппам;

-совместные поиски новых методических приемов при заполнении научного паспорта экспонатов;

-рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Этапы работы мастер-класса:

-Подготовительно-организационный;

-Постановка целей и задачи

Основная часть:

Содержание мастер класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрал стихотворение

«Свободный разговор»

-Поговорим?

-О чем?

-О разном и о прочем.

О том, что хорошо,

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

Поговорим?

Поговорим.

Вдруг будет интересно.

-Я рад, что выбрали время посетить наш музей. Надеюсь что нашесовместное сотрудничество позволить более детально разобратся в составление научного паспорта отделных экспонатов основного фонда.

На нашем занятии мы познакомимся с научным описанием памятников истории и культуры экспонатов школьного музея.

А пока, я хочу ознакомить вас, как заполняется научный паспорт экспоната при помощи презентации. Наличий научного паспорта позволяет педогогу-музееведу включать в учебный процесс материалы основного и вспомогогательного фондов
, позволяеть осушествлять дифференсированный подход к учащимся.
Таким образом составление научного паспорта и последуюшая работа с ним прививает навыки научный организации труда.

І. Научное описание памятников истории

и культуры в школьном музее преследует две цели:

1. Обеспечение юридической, научной и физической охраны музейных предметов;

2 Создание оптимальных условий для их разностороннего использования, т.е. сохранения имеющихся сведений о предмете.

1. Юридическая охрана музейных предметов подразумевает обязательное фиксирование памятников в документах учета, их шифровку и хранение в определенной системе. Наилучшая охрана музейных предметов заключается в их научном описании и преследует цели выявить информационный потенциал музейного предмета.

2. Оптимальные условия для разностороннего использования музейных предметов возникают, когда произведены атрибуция, т.е. произведено описание внешних признаков памятника и дано историческое описание музейного предмета, т.е. установлены автор, дата изготовления, назначение или применение, владельцы, время и место создания и бытования, связь с определенными историческими событиями или лицами, историческая или художественная значимость и т.п.

ІІ. Атрибуция музейного предмета

Атрибуция— выявление всех присущих предмету признаков: название, устройство, материал, размеры, техника изготовления, авторство, хронология и география создания и бытования, а также связь музейного предмета с историческими событиями и лицами, с этнической средой. В ходе атрибуции расшифровываются надписи, клейма, марки и другие знаки, нанесенные на предмет, определяется степень его сохранности, и описываются повреждения.

ІІІ. Научный паспорт экспоната историко-краеведческого музея «Шежіре»

1.НАЗВАНИЕ

2.ИНВЕНТАРНЫЙ НОМЕР

3.ВРЕМЯ ПОСТУПЛЕНИЯ

4.ТИП ПАМЯТНИКА

письменные, вещественные, изобразительные, кино-, фото и фоноисточники.

Оригинал Копия Тираж

5. Количество ед. хранения

6.ТОПОГРАФИЯ

Фонд –

Экспозиция -

7. ИСТОЧНИК ПОСТУПЛЕНИЯ № АКТ приемки Владелец: Собиратель:

8. СПОСОБЫ ПОСТУПЛЕНИЯ:

Закуп, дар, передача, полевые материалы, неизвестно

9. СТОИМОСТЬ:

Закупочная: Страховая:

10. ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ:

11. РАЗМЕРЫ:

ФОТОГРАФИЯ ЭКСПОНАТА

12. МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА

Основа: Покрытия, соединений:

13. Сохранность

14. ОПИСАНИЕ

15.КЛЕЙМА, ШТАМПЫ И ДРУГИЕ ЗНАКИ, Ф.И.О. автора: Организация изготовитель:

16. СОСТАВИТЕЛЬ ПАСПОРТА Ф.И.О. составителя: Подпись: Дата:




ІV. Заполнение научного паспорта экспоната

1. Название:
(Предметное имя; название произведения (авторское или данное в музее); сюжет, послуживший названием; местное название)
Правила заполнения:
(Если у произведения есть старое и новое название, то указываются оба названия с соответствующими пометами в скобках).
 Примеры:    Портрет женщины (старое название); 

Портрет герцогини де Морни (новое название)

2. Инвентарный номер:
Уникальный постоянный номер музейного предмета (данный ему при поступлении в музей, записанный в учетной документации и написанный на самом предмете).
Правила заполнения: Номер записывается по правилам, принятым в музее.
Примеры:        инвентарный номер = 87

3. Время поступления:
записывается точная дата и место (адрес) получения экспоната

4. Тип памятника:
Понятие, определяющее специфику описываемого предмета в соответствии с одной из следующих классификаций:
Область знания (археология, геология, палеонтология…).
Большие разделы, связанные с особенностями техники создания предмета (живопись, скульптура, рисунок, гравюра, мозаика...).
Назначение предмета (мебель, утварь, карта, костюм, монета, медаль).
 Примеры:  типология = костюм   название предмета = мужской головной убор
 
типология = изделия из керамики        название предмета = ваза
  
Оригинал Копия Тираж

5. Количество ед. хранения:

Проставляется количество экземпляров одинаковых памятников, а при получении рукописей, дневников, книг, альбомов и т.д. - количество листов.

6.Топография:  Фонд – Экспозиция –

В этой графе указывается, в какой фонд включен музейный предмет, (основной фонд - ОФ или научно-вспомогательный - НВФ). Если в школьном музее используется коллекционный принцип систематизации и хранения памятников, то в этой графе указывается, в какую коллекцию вошел или поступил памятник.
7. Источник поступления:
Записываются данные о владельце памятника: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, профессия, должность и место работы, адрес места жительства. Если памятник передан учреждением, то необходимо дать полное название учреждения и должность лица
, ответственного за передачу памятника.

8. Способы поступления:
От кого поступил предмет (фамилия, имя, отчество лица, сопроводительные документы). Под сопроводительными документами подразумеваются: акт приема-передачи, (Закуп, дар, передача, полевые материалы, неизвестно), «легенда», тетрадь для записи воспоминаний и рассказов, тетрадь фотофиксации и т.п.

9. Стоимость: Закупочная: Страховая:
В этой графе должна стоять закупочная цена и страховая цена экспоната
10. Этническая принадлежность:

В этой графе должна стоять этническая принадлежность экспоната
11. Размеры:
Размеры указываются габаритные, в соответствии с общими правилами обмера музейных предметов: для прямоугольных - высота и ширина, для круглых и эллипсообразных - наибольший диаметр, для объемных высота, ширина и размеры основания.
Для двумерных (картина, рисунок) или трехмерных (скульптура, ваза) предметов, располагаемых по вертикали, используются термины высота, ширина, толщина.
а) масса драгоценных металлов, измеряемая в каратах;
б) мера содержания золота в сплавах, измеряемая в каратах;
в) проба драгоценных металлов.

12. Материалы и техника:
Материал основы или составных частей описываемого предмета.

Средства или способ, использованные при создании предмета.
Сведения об оригинальных составляющих произведения. 4
Правила заполнения:
Нормативный словарь по материалам; нормативный словарь по технике ; в скобках после ключевых слов даются пояснения относительно части (или оригинальных составляющих) описываемого предмета.
Примеры: название = стул,  

материалы и техника = дуб (рама), кожа (сидение), латунь (гвозди)


13. Сохранность:

В этой графе должна стоять подпись лица, производившего запись. При отсутствии дефектов делается запись «полная». При обнаружении дефектов описываются утраты (например, бумага истлевшая, уголки листов затерты, имеются надрывы страниц до 2см., сколы, трещины, разрывы и т.д.). Если экспонат новый, то в графе "Сохранность" можно поставить отметку "полная". Таких оценок как "хорошая", "удовлетворительная" и т.п. быть не должно.

14. Описание:
Описание (содержание) предмета и его основных признаков (формы, назначения, устройства, покроя, света, сюжета, композиции, художественного стиля, изображений, украшений, связи с событием или лицом, адресата и пр.)

Примеры: Медаль представляет собой круглую металлическую пластину с выпуклым изображением памятника молодогвардейцам, установленного в Краснодоне, где на постаменте, округлой формы (в верхней части которого два пояска меньшего диаметра) застыли 5 фигур юношей и девушек, на фоне знамени, которое размещено между героями.
На оборотной стороне, в центре надпись: «Краснодон - Родина молодой Гвардии». Надпись выполнена выпуклым наклонным шрифтом. Ниже под надписью имеется ободок в форме лавровой ветви из 5 листьев, в центре, между листьями, располагается выпуклая звёзда с лентой-колодкой.

15. Клеймо, штампы, и другие знаки: АВТОР, ИЗГОТОВИТЕЛЬ
Имя или имена, с которыми связано создание (или находка) данного предмета. Фамилия всегда записывается первой, перед именем или инициалами. В скобках за именем указывается авторская специализация - название ‘деятеля' или ‘результат’ его деятельности: художник, скульптор (или скульптура), медальер (или медаль), изобретатель, автор макета, мастер (резчик, гончар), гравер (или гравюра), фондообразователь, находчик, фотограф (или фотография) и т. п.
Примеры:
        автор = Зеелиер К. (гравюра), Аргунов Н. (оригинал)

16. Составитель паспорта:
Фамилия Имя Отчество составителя научного паспорта

Подпись: Дата:

Практический часть:

Участники делятся на две группы.

Оборудования: музейные экспонаты (серп, веретено, утюг угольный, прялка., ). Задание практической работы:

а) первая группа должна составить научный паспорт экспонатов (серп, веретено).

в) вторая группа должна составить научный паспорт экспонатов (утюг угольный, прялка).

Заключительное слово

Анализ ситуации по критериям; овладение общеинтеллектуальными способами деятельности; развитие способности к рефлексии; развитие коммуникативной культуры.

Игра «Чемодан ПОЖЕЛАНИЙ»

Каждому участнику по очереди: все участники группы на прощание собирают «чемодан пожеланий». Каждый высказывается и обязательно выражает свое восхищение положительными сторонами личности и формулирует свои пожелания.



Серп

Из дерева и металла. Изготовлен фабричным способом. Состоит из железного ножа и деревянной рукоятки. Нож тонкий, дугообразной формы, вытянутый, круто изогнутый близ рукоятки, к концу сужен и заострен. Лезвие заточено с одной стороны, зубчатое. В месте перехода ножа в черешок имеется слегка закругленный выступ. Черешок цельный с ножом , имеет вид прямого стержня, на который насажена рукоятка. Конец стержня выходит из рукоятки и загнут. Рукоятка точеная на токарном станке, цилиндрическая, по направлению к ножу сужается на конце, противоположный конец представляет собой более острый усеченный конус. Основание ножа расположено по отношению к рукоятке под углом в 125 градусов.