Файл: Динамика российской промышленности за 18871913 годы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

  1. Введение...........................................................................................................................2

  2. Государственная политика в нефтяной промышленности России во второй половине XIX ..................................................................................................................................3

  3. Динамика российской промышленности за 1887-1913 годы.......................................................6

  4. Иностранный капитал в российской нефтяной промышленности во второй половине XIX - начале XX в.....................................................................................................................................................9

  5. Развитие нефтяной промышленности во второй половине XIX ...............................................14

  6. Заключение...................................................................................................................................................18

  7. Список литературы....................................................................................................................................19


Введение

Основным источником нефти на территории Российской империи были месторождения на Апшеронском полуострове, недалеко от Баку в Азербайджане. К середине XIX века нефть уже была известна на территории Баку, так как в этих местах она имела спонтанные выходы из недр земли на поверхность. В самом начале своего появления он использовался жителями Баку в качестве топлива.

С появлением интереса к нефти как топливу для промышленных целей, земли, содержащие нефть, были объявлены государственной собственностью, а право на разведку и добычу нефти стали отдавать на публичных торгах. Открывшиеся со временем новые возможности полезного использования нефти и ее продуктов сделали нефть, как в России, так и во всем мире, широко востребованным сырьем. Добыча и переработка нефти обеспечивались устойчивым спросом на нефтепродукты как со стороны быстро развивающейся промышленности, так и со стороны населения страны.

С развитием нефтедобычи в районе Баку нефть стали находить и в других регионах Российской империи. В 1864 году в Краснодарском крае была пробурена скважина, которая начала действовать. В 1876 году началась добыча полезных ископаемых на полуострове Челекен на территории современного Туркменистана. Буровые работы на Ухтинском нефтяном месторождении начались в 1868 году. Исходя из этого, можно сделать вывод, что география добычи нефти была широкой, но возникали проблемы с доставкой нефти и нефтепродуктов, так как основными потребителями были промышленные районы страны, расположенные на отдаленном расстоянии от Баку и других районов. А некоторые районы требовали более тщательного изучения, поскольку не было известно, сколько нефти может добывать тот или иной район.


Во второй половине XIX века стала очевидной возможность использования нефти в качестве промышленного топлива, как в сыром, так и, главным образом, в переработанном виде. Спрос на нефть возрос, когда стало возможным получать из нее керосин, служивший средством освещения и топливом для бытовых приборов в кулинарии. Не менее важной была возможность получения бензина из нефти, что было необходимо для появления двигателей внутреннего сгорания, таких как автомобили, самолеты, а затем и для выработки электроэнергии. Можно сделать вывод, что с развитием промышленности развивались и потребности людей, а добываемые ресурсы уже становились востребованными внутри общества. Поэтому мы видим широкий круг людей, использующих нефтепродукты.

Государственная политика в нефтяной промышленности России во второй половине XIX

Государственное регулирование нефтяной промышленности.

Нефть как продукт связана с национальной стратегией, экономическим развитием и мировой политикой. За последнее столетие произошло расширение нефтяной деятельности от индивидуальных предпринимателей до крупных корпораций и государственных компаний. В этой связи государство с самого начала стремилось установить политику в нефтяной отрасли.

Р. Н. Бахтизин в своей работе "Нефтяной фактор в российской государственной политике: дореволюционный и советский периоды" говорит о стратегии промышленного развития на ранних этапах. Государство стремилось найти оптимальное сочетание государственного регулирования и рынка. Основная идея заключалась в слиянии государственного контроля через налоговую политику и рыночные отношения. Исходя из этого, государство стремилось получить огромную прибыль от нефтяной промышленности с помощью рынка. Но сделать это было крайне трудно, особенно на первых этапах становления отечественной нефтяной промышленности.

Также Р. Н. Бахтизин в своей работе выделяет этапы государственной политики в нефтяной отрасли, которые будут использованы в работе и полностью соответствуют исследованию. В дальнейшем мы рассмотрим эти периоды.

Самым ранним механизмом государственного регулирования нефтяной промышленности было государственное управление нефтедобычей в России (1825, 1835-1849) или монополия на нефть. Это проявлялось в том, что крупные промышленники или люди, имевшие достаточно большой капитал, могли приобретать у государства нефтяные земли и уже осуществлять добычу нефти. Но это были очень редкие случаи, так как единственным источником добычи нефти в то время был Баку, поэтому именно там эта практика получила широкое распространение.



Но вскоре стало очевидно, что система государственного управления нефтедобычей стала неэффективной. Это можно объяснить тем, что с 1850 по 1872 год все нефтеносные районы Баку каждые 4 года сдавались казной в аренду краткосрочным покупателям. Поэтому они старались добывать как можно больше нефти и вовсе не были заинтересованы в расширении добычи путем вложения капитала.

Исследователи С. и Л. Першке отмечали, что и покупатель, и правительство, используя нефтяные участки в течение короткого времени, были в основном заинтересованы в быстрейшем обогащении Першке, С. и Л. Российская нефтяная промышленность, ее развитие и современное состояние в статистических данных.

С 1 января 1873 года Российская империя отменила систему передачи нефтедобычи на откуп государству. Нефтяные участки были переданы в частные руки на публичных торгах за единовременную плату. Английский исследователь А. Биби-Томпсон писал, что нефтяные земли Баку широко раздавались правительством в качестве наград генералам, высшим чиновникам, а те, в свою очередь, продавали эти земли за бесценок нефтяным предпринимателям. Это решение было выгодно нефтяным предпринимателям, так как они получали нефтяные участки земли за очень небольшие деньги. Это было выгодно и государству, потому что когда предприниматель купит землю, начнется добыча нефти. Это возможность получать больше доходов в казну. Такой шаг нельзя считать правильным, возможно, не все, кому была дана земля, согласились ее продать, но все же те, кто продал землю, безусловно, способствовали росту развития нефтяной промышленности . Предприниматели пытались инвестировать в нефтяную промышленность, чтобы увеличить объемы добычи нефти. В свою очередь, они давали государству определенную прибыль. Государство следило за выполнением этих правил, ссылаясь на то, что было прописано в "Горном уставе", поскольку каждый, кто пользовался недрами, должен был платить государству свод законов Российской империи.

После 1872 года можно проследить рост добычи нефти. Большинство отечественных исследователей связывают это с отменой налоговой системы 1872 года и акциза на нефтепродукты 1877 года. Это способствовало тому, что темпы добычи нефти стали увеличиваться. Россия все больше начала набирать обороты в нефтяной отрасли. И она стала занимать лидирующие позиции не только в нефтяном секторе, но и во всей тяжелой промышленности, хотя до лидирующих позиций еще не дошла. Но меры, принятые правительством в 70-е годы XIX века, способствовали главным образом подъему нефтяной промышленности и попытке создать конкуренцию иностранной нефти, и в основном американской.


После отмены покупки нефти государство ввело косвенный налог на керосин (или, как его тогда называли, - фотоген). В России керосин играл значительную роль, это был первый осветительный материал, который пользовался большим спросом внутри страны. И именно из нефти стали добывать керосин, за который в дальнейшем развернулась борьба между мировыми державами. Таким образом, правительство, отказавшись от системы откупа, не отказалось и от нефтяных доходов в виде акцизов. Правительственный акциз на керосин для внутреннего потребления рассматривался как дополнительный косвенный налог на бедных. На душу населения потребление осветительного керосина в России было в три раза меньше, чем в Англии. Это говорит о том, что правительство не обращало внимания на то, сколько керосина потребляет один человек в России. Так как у них была цель обогатиться, они обложили народ акцизным налогом и следили за его платежами. Завышенная цена отечественного сырья в условиях существующей системы откупа не могла помешать ввозу в Россию дешевого американского керосина, который производился в условиях массового заводского производства. Из промышленной переписи мы видим, что стоимость валовой продукции фабрично-заводской промышленности с 1887 по 1900 год в пределах страны возрастает с 2837 до 99 472. Из этого следует, что выгоднее импортировать американский керосин, так как он был намного дешевле, чем использовать отечественный.

Но правительство опасалось распространения американского керосина, поэтому попыталось ограничить ввоз иностранного керосина в Россию и ввело протекционистскую пошлину в 55 копеек золотом. Но эта мера не смогла остановить проникновение американских нефтепродуктов. И это очень очевидно со стороны государства, потому что оно пыталось поднять спрос на отечественные нефтепродукты, но цены на них были очень высокими. Поэтому дешевле было покупать зарубежные нефтепродукты, против чего государство очень выступало, но не могло принять серьезных мер.

В дальнейшем мы увидим, как Россия изначально будет применять подобную политику, если мы возьмем нефтяную промышленность, а потом начнем с ними конкурировать, и на это уйдет много времени.

Следующий период активного государственного вмешательства в нефтяную промышленность-Безакцизное десятилетие (1877-1888).

В течение безакцизного десятилетия происходило активное проникновение американского керосина на российский рынок, так как политика США в нефтяной промышленности была более успешной. Поэтому российское правительство начало принимать меры по ограничению отечественной нефти от импортной продукции. 1 сентября 1877 года на основании решения Государственного совета министр финансов М. Х. Рейтерн перевел уплату государственных налогов с ввозимого керосина на золотой расчет, что придало таможенной пошлине почти ограничительный характер. В то же время был отменен налог, взимаемый с его промышленников по государственному акцизу на керосин, что значительно повысило рентабельность капитальных вложений в нефтепереработку. Одним из следствий этого стало то, что за период 1887-1900 годов количество промышленных предприятий в стране увеличилось с 91 до 213.


Динамика российской промышленности за 1887-1913 годы

Импорт сократился более чем в 5 раз, а количество керосина на внутреннем рынке увеличилось в 15 раз. Для "государства - посредника" было принято классическое решение-фактически запрет на импорт. Правительство ограничило импорт нефтепродуктов, чтобы сохранить внутренний продукт. За "безакцизное десятилетие" (1877-1888) отпускная цена отечественного керосина снизилась в 4,5 раза, в результате чего он стал доступен беднейшим слоям населения и распространился по всей России. "Нефтяной фактор" в российской государственной политике дореволюционного и советского периода.

В "безакцизное десятилетие" мы уже видим более благоприятные меры в нефтяной отрасли России. Правительство уже смогло обеспечить даже бедных людей внутри страны и распределить готовые нефтепродукты по всей территории, что значительно облегчило жизнь людей. Проводя политику протекционизма, правительство ограничивало поставки импортных нефтепродуктов в целях развития отечественных, что, естественно, было плюсом для российских промышленников, так как они имели постоянных потребителей. На протяжении 1880-х годов. объем добычи нефти резко возрос, и возникла проблема поиска новых рынков сбыта для нее за рубежом. Как видно из "Горного устава" 1857 года, государство строго регламентировало правила поиска и добычи нефти на новых землях. Это затрудняло проведение операций по добыче нефти, так как любое несоблюдение правил строго каралось Государственным сводом законов Российской империи. Чартеры монет, добычи полезных ископаемых и соли.

Также во время "безакцизного десятилетия" большим толчком для развития нефтяной промышленности стала связь с русско-турецкой войной 1877-1878 годов , когда Черноморский порт Батум был передан России в результате войны. После этого стало возможным выходить на европейские рынки с дешевыми нефтепродуктами. Этим, естественно, воспользовалось правительство, поскольку в этом была необходимость. Объемы производства увеличивались, и внутри страны они уже не могли потреблять такое огромное количество нефтепродуктов.

Таким образом, мы видим, что правительство проводило противоречивые меры, главным образом направленные на получение как можно большей прибыли от нефтяной промышленности. Всевозможные ограничения с большими усилиями развивали отечественную нефтяную промышленность, а это в свою очередь приводило к хорошим прибылям в будущем. Но теперь нам пришлось искать внешние рынки сбыта, так как объем производства значительно вырос, и этому помогла русско-турецкая война, когда мы получили Черноморский порт.