ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Четвертая стадия ИП – подготовка производства и рынка – имеет целью разработку промышленной технологии и оценку рыночной пригодности нового продукта путем производства, испытания, сертификации и пробных продаж опытного образца (опытной партии) и/или технологического процесса.
Результатами работы являются:
- эксплуатационные характеристики нового продукта и технологического процесса для его изготовления;
- данные о производстве нового продукта;
- сертификация нового продукта;
- перечень поставщиков материалов, комплектующих, узлов, агрегатов;
- данные о производственной и экологической безопасности;
- данные о пробных продажах новой продукции;
- планы гарантийного и технического обслуживания;
- планы производства запасных частей.
На четвертой стадии продолжаются информационные исследования, которые проводились на предыдущей стадии ИП: оценка технического уровня нового продукта; экспертиза нового продукта на патентную чистоту; исследование патентоспособности новых технических решений; исследование потенциального спроса и объема проекта.
Факторы для принятия управленческого решения о промышленной и рыночной применимости:
- приемлемость производственной технологии, а также расчетов соотношения цены и себестоимости;
- приемлемость сроков бюджета монтажных работ;
- работоспособность процесса при полномасштабном производстве;
- соответствие отраслевым стандартам безопасности, охраны труда и т.п.
В начале четвертой стадии принимаются решения об участии в выставках, зарубежном патентовании и т.д.
Вопрос 2.
Инновационный менеджмент как процесса управления
инновациями (новшествами, нововведениями). Управление инновационным
проектом
До середины ХХ века развитие соответствующих отраслей было объектом изучения отраслевых экономик (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и пр.). Однако, по мере усложнения происходящих научно-технических и организационно-информативных изменений в обществе и производстве нововведения стали объектом изучения особой науки - инновационного менеджмента.
Инновационный
менеджмент - это межотраслевая экономическая
дисциплина, изучающая процесс создания, освоения и распространения
нововведений различной природы и сложности как части единого системного
цикла: “научные исследования - техника и технология - производство - сбыт -
обслуживание - инвестиции”.
Ее объектом является, прежде всего, не производственная, а научная и инженерная деятельность.
Стэндфордским научно-исследовательским институтом предложена следующая классификация отдельных стадий (фаз) создания и коммерциализации новшеств:
* фаза открытия – период, предшествующий изобретению; это стадия научных исследований;
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
фаза творчества - период между открытием и изобретением; это стадия прикладных исследований;
фаза воплощения – период между изобретением и началом разработок в широких масштабах;
фаза разработки – время, необходимое для разработки; это стадия проведения опытно конструкторских работ;
циклы технологических нововведений в конкретных областях;
деловые циклы – циклы принятия нововведения потребителем.
Данная классификация совершенно отчетливо подтверждает, что новшество, внедренное в практику, преломленное через систему научных действий, приобретает статус инновации.
Научная деятельность связана с получением новых знаний о законах развития природы, общества и самого человека, с хранением этих знаний и их распространением, а также с организацией взаимодействия между различными отраслями и областями знаний.
Инженерная деятельность связана с применением имеющихся знаний для создания новой техники и новых технологий и для управления процессами их создания, эксплуатации и распространения.
Научную и инженерную деятельность объединяет информационная деятельность, то есть получение, передача, обработка, хранение и предоставление различных сведений потребителям.
Создание и освоение нововведений становится все более сложным делом, управление которым требует особых профессиональных знаний, так как всякое нововведение неизбежно нарушает налаженное функционирование производства, его сложившиеся технические, организационные и социальные связи и пропорции.
Создание и освоение нововведений становится особой сферой трудовой деятельности, частью инфраструктуры общества в масштабах всего народного хозяйства и регионов (академическая и вузовская наука), отраслей (отраслевая наука) и предприятий (здесь служба управления развитием производства все чаще организационно отделяется, обособляется и централизуется в рамках объединения).
Нововведения нуждаются в особых, только им присущих, формах и методах управления. В сфере нововведений преобладает умственный труд, связанный с созданием нового. Труд в сфере нововведений носит всеобщий характер, так как всякое открытие или изобретение опирается на труд предшественников и кооперируется с современниками.
Количество труда, требуемое для получения определенного результата в сфере нововведений является неопределенным, носит вероятностный характер. Результат также имеет вероятностный характер, он зависит не только от суммы ассигнований, но, в первую очередь, от квалификации и способности исследователей.
Функции менеджера в сфере инновационной деятельности
Инновационный менеджмент предполагает выполнение менеджером следующих функций:
1) прогнозирование возможных направлений внедрения инноваций в рамках предполагаемой стратегии развития производства. Оценка научно-практической значимости предлагаемых нововведений;
2) предварительная оценка выбора возможных вариантов инноваций на основе стоимостных оценок исходя из нормативных сроков их внедрения;
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
3) планирование внедрения системы инноваций для получения нового качественного состояния объекта, где они должны внедряться;
4) переквалификация, подбор и расстановка кадров для каждого нового ИП или его части;
5) организация внедрения системы ИП, определение порядка внедрения ИП;
6) учет состояния, порядка внедрения, механизма расходования финансовых средств и т.д. по каждому ИП;
7) контроль внедрения утвержденных ИП;
8) стимулирование активности участников внедрения ИП;
9) регулирование процесса нормативного внедрения инноваций для конкретного объекта;
10) координация процессов финансового обеспечения процедур внедрения ИП;
11) анализ организационного, программного, информационного, финансово – экономического состояния внедренных ИП с целью достижения выбранной стратегии развития объекта.
Главной задачей менеджера является разрешение противоречий между наукой и производством. Наука ориентирована на постоянное обновление знаний, а производство, сбыт - стремятся к стабильности и устойчивости.
Инновационный менеджмент относится к числу конкретно-экономических дисциплин. Его предметом хотя и не является какая-либо отрасль, но применительно к конкретной отрасли менеджер должен учитывать ее специфические особенности.
Вопрос 3. Инновационный процесс и его стадии. Жизненный цикл
нововведений. Исследования и разработки.
Содержание инновационного процесса.
Инновационная деятельность это процесс, направленный на разработку и на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
В нормативных актах Правительства РФ под инновационной деятельностью понимается «деятельность, направленная на использование научных знаний в целях получения нового продукта, или улучшения производимого продукта, совершенствование способа его производства и социального обслуживания»
(постановление Правительства РФ от 21 ноября 1995 г. № 1090 «О Федеральном фонде производственных инноваций», в Законе РФ от 22 ноября 1995 г. «О науке и государственной научно-технической политике Российской Федерации» (ст.2))
Системные качества инновационного процесса: он должен быть непрерывным, обеспечивать улучшение ранее существовавших характеристик, параметров продукта или технологии, иметь коммерческую направленность, построен на интеллектуальной собственности, обладать свойствами новизны, в которых заинтересованы потребители этого процесса.
Протекание инновационного процесса детерминировано инновационной инфраструктурой, которая включает в себя:
- соответствующую нормативно-правовую и законодательную базу;
- сформировавшийся рынок научно-технической продукции;
- сеть организаций, осуществляющих коммерциализацию и капитализацию научных разработок;
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
- консультативные центры;
- информационно-посреднические организации (службы);
- организации, осуществляющие экспортно-импортные операции по нововведениям;
- сеть организаций, осуществляющих инженерные, аудиторские, управленческие, координационные и иные платные услуги;
- научные и практические кадры, готовые к восприятию нововведений.
Инновационный процесс от разработки до внедрения может быть представлен следующим образом (см. Рис.2).
Строительство
Перевооружение
Техническое проектирование
Инновационный процесс
Исследования
Целевые исследования
Разработка
Маркетинг
Модернизация
Промышленное внедрение
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Рис. 2. Инновационный процесс от разработки до внедрения
Алгоритм инновационного процесса, одобренный Правительством Российской
Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 832), имеет следующий вид:
нововведения;
инновационная деятельность;
государственная инновационная политика;
инновационный потенциал;
* инновационная сфера;
инновационная инфраструктура;
инновационные программы.
Цикличность и закономерности развития
Циклический характер инновационного процесса и его дифференциация по отдельным этапам связаны как с циклами, характеризующими общие закономерности процесса экономического развития, так и с продолжительностью цикла конкретного изделия (новшества). К циклам, характеризующим общие закономерности экономического развития, относятся: циклы технических волн,
циклы экономического развития отдельных стран, циклы экономического
развития отдельных отраслей и предприятий.
Циклы развития национальных экономик напрямую связаны с научно- техническим прогрессом и с инновационными преобразованиями Именно циклическая концепция инновационного развития приводит к пониманию научно- технического прогресса как важнейшего пути совершенствования производительных сил, с одной стороны, и как инновационного цикла, осуществляемого через реализацию всех стадий с выходом новшества на рынок – с другой. Циклы технологических волн НТП являются определяющими при исследовании закономерностей развития национальных экономик. Внутри этих циклов в рамках инновационной активности первостепенное значение имеют жизненные циклы нового товара, новой техники и технологии, инноваций, инновационных организаций как открытых систем, отраслей промышленного производства.
Циклы технологических волн НТП. Мировая экономика, согласно теории длинных волн Н. Кондратьева, развивается волнообразно; уровень социально- экономического развития определяется воздействием множества факторов: политических, технологических, социальных, культурных и других; главной