ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Прикладные исследования.
Прикладные исследования основываются на результатах фундаментальных исследований и включают изучение технической возможности, социально- экономической эффективности и путей практического использования результатов фундаментальных исследований в конкретной области (отрасли). Их продукцией является отраслевая информация: создание технологических регламентов, эскизных проектов и аванпроектов, технических заданий и требований, методик и стандартов, проектов предприятий и техники будущего, типовых нормативов, а также других научных рекомендаций. На этой стадии осуществляются и опытно- экспериментальные работы, связанные с лабораторными и полупроизводственными испытаниями.
Организация прикладных исследований (ПИ) основанная на результатах
ФИ, в гораздо большей степени, чем ФИ, строится на регламентированных процедурах, которые включают 4 основных этапа:
1) разработка и утверждение технического задания (ТЗ) включает информационную подготовку, прогностическую оценку значимости, затрат, результатов и эффективности. Разработка программы, способов и схемы исследования, в том числе, этапы и оценку надежности методики исследования.
Определяется объем работ, состав исполнителей, сметная калькуляция и проект договора;
2) теоретическое исследование - выдвижение и обоснование гипотезы, классификация факторов и явлений и их анализ, составление схем и вариантов решений математических и материальных моделей; обоснование вариантов решений;
3) экспериментальный этап (опытная проверка);
4) обобщение и оценка результатов НИР.
После рассмотрения технического отчета на научно-техническом совете и учета замечаний работа передается заказчику.
Патентные исследования (ПИ) - основа оценки технического уровня НИР.
ПИ классифицируются по целям:
1) разработка новых средств труда - оборудования, приборов, средств автоматизации;
2) предметов труда - веществ и материалов, товаров;
3) технологических процессов;
4) методов организации производства и труда, систем управления, нормативов и стандартов.
По масштабам использования: (н/х отрасль, подотрасль, предприятие).
Организация технико-экономической разработки нововведений на стадии
ПИ включает:
техническое предложение и ТЗ на разработку;
эскизный проект;
изготовление лабораторных и опытных образцов (партий);
создание рабочей документации на опытный образец;
конструкторские разработки (детали, сборочные единицы, комплекты), конструкторские документы (чертежи, спецификации);
патентный формуляр;
внедрение.
Прикладное исследование часто начинается после получения технического задания на нововведение, основанного на итогах маркетинга и фундаментального
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу поискового исследования. Этот этап включает в себя обычно сбор и обработку информации о результатах фундаментального исследования и изучения запросов заказчика, прогнозирование перспектив решения поставленной задачи, выбор и сопоставление возможных вариантов этого решения, проведение экспериментов и анализ их результатов, формулировку заданий и рекомендаций для разработки нововведения.
Результат фундаментального исследования часто не принимает материально-предметную форму, а персонифицируется, воплощается в знаниях специалистов. Их, как показал опыт, невозможно засекретить и присвоить.
Общечеловеческому достоянию невозможно дать денежную оценку. В то же время продукт прикладных исследований и разработок принимает самостоятельную предметную форму изобретения, технической документации, методик, имеет авторство, принадлежит определенному физическому или юридическому лицу, отчуждается от трудового процесса после его завершения.
Технико-экономические разработки.
Технико-экономические разработки - изготовление (на основе маркетинга, результатов прикладных исследований и опытно-экспериментальной проверки) научно-технической документации для создания новых или усовершенствованных изделий, сооружений, процессов и систем управления. Различаются разработки по видам: конструкторские (создание новых изделий), технологические, проектно- изыскательские
(для строительства или реконструкции объектов), организационные (создание новых систем организации производства, труда и управления).
Эта фаза включает опытное производство - изготовление первых образцов изделий, или их оригинальных узлов с целью испытания их качества и соответствия техническому заданию. Проверка результатов конструкторских и технологических разработок в той или иной форме нужна для последующего воспроизведения новшества в более широких масштабах. Для организационных разработок такую же роль играет экспериментальная проверка нововведения в ограниченных масштабах. Хотя по функциональному содержанию разработка и ее опытная проверка существенно различны, во времени они протекают большей частью параллельно. Примерно 60% разработок заканчиваются созданием проектно- конструкторской документации, а 28% - созданием лабораторных, опытных и макетных образцов и схем изделий.
Вопрос 4. Освоение и распространение нововведений. Использование и
устаревание нововведения. Научно-производственный цикл.
Первичное (пионерное) освоение нововведений.
Первичное (пионерное) освоение нововведений - это внедрение результатов организационно-технической разработки в производство. Оно включает три случая
(варианта):
1) индивидуальное производство новых изделий, необходимых в единичных экземплярах, освоение серийного выпуска новых изделий, сдачу в эксплуатацию новых сооружений, технологических процессов и систем управления, практическое использование новых методов;
2) достижение проектной мощности и проектного объема использования новшества;
3) достижение проектной социально-экономической эффективности нововведения.
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
В первом случае речь идет о техническом освоении, во втором, о производственном и, в третьем, об экономическом освоении, в процессе которого достигаются конечные результаты научно-технического развития.
Освоение нововведения начинается с принятия решения о подготовке производства к новшеству на основе предшествующих испытаний опытных образцов или математических моделей, анализа рыночной конъюнктуры.
Производственно-техническое освоение включает:
разработку технологического и организационного проекта;
разработку и утверждение (согласование) цен, технических условий, стандартов, нормалей, норм расходов ресурсов и т.д.;
конструирование и изготовление оснастки;
заказ, изготовление и монтаж нового оборудования;
подготовку строительства;
строительные и монтажные работы;
подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для эксплуатации нововведения;
перестройку организации и оплаты труда.
Организационно-техническая
подготовка
производства является наиболее трудоемким этапом внедрения, и, в первую очередь, подготовка и переподготовка кадров. Сокращает сроки внедрения система консалтингового и внедренческого сервиса. Заканчивается этот этап освоения изготовлением и испытанием первой промышленной серии (промышленного образца) либо пуском
(вводом в эксплуатацию) объекта, принимаемого соответствующей комиссией
(заказчиком).
Экономическое освоение заканчивается достижением проектной мощности и экономических показателей: материало- и энергоемкости, производительности труда, себестоимости, рентабельности, фондоотдачи. На этой стадии освоения производятся дополнительные работы по устранению выявленных в процессе производственно-технического освоения недочетов: по повышению квалификации кадров, по увеличению серийности производства, а главное - по более полному учету запросов покупателя (спроса).
Экономическое освоение во многом определяется уровнем организации этого процесса. Активизация человеческого фактора, формирование необходимого
(соответствующего) климата нововведения. Цель - сократить сроки внедрения и увеличить масштабы освоения. Это - трудоемкий процесс.
В США затраты на внедрение в 10 раз выше, чем в исследования, и в 3 раза, чем в разработку техники. В фирмах создаются специальные фирмы по внедрению и распространению нововведения.
Распространение нововведений.
Распространение нововведения, или диффузия есть его экономическое освоение в широком масштабе на предприятиях, где это эффективно. При этом распространяется информация о новшестве (путем рекламы), тиражируется соответствующая документация, новая оснастка, оборудование и т.д.
Проводится обучение кадров, составляются и реализуются бизнес-планы освоения, учитывающие специфику конкретных предприятий и опыт использования нововведения.
На этом этапе имеют место дополнительные разработки, особенно технологические и организационные. А главное - на этом этапе экономический потенциал нововведения превращается в реальный эффект. Распространение
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу новшеств относится к сфере научно-технического развития. В противном случае процесс “исследование-производство” нельзя считать завершенным.
Эффективное использование и устаревание нововведения.
Фаза жизненного цикла нововведения - его эффективное использование сначала на первом, а затем и на остальных этапах, характеризуется постепенной стабилизацией затрат и возрастанием эффекта в основном за счет наращивания объемов использования новшества. Именно здесь реализуется основная часть фактического эффекта от нововведения.
Заключительная фаза – устаревание - завершает весь жизненный цикл нововведения. Она начинается с момента окончания разработки следующего новшества, экономическая, экологическая или социальная эффективность которого делает рациональным его освоение.
3.9. Научно-производственный цикл.
Процесс “исследование - производство” включает два замкнутых цикла:
1) цикл фундаментальных исследований;
2) научно-производственный цикл. Цикл фундаментальных исследований относится к непроизводственной сфере и может иметь своим результатом целый класс нововведений в различных областях. Научно-производственный цикл включает процесс создания, освоения и распространения конкретного
нововведения на основании фундаментального исследования.
Наряду с генеральным, целенаправленным движением от науки к производству, немаловажное значение имеет и обратный поток информации, вызывающий необходимость в дополнительных исследованиях и разработках, выборе новых тем фундаментальных исследований, перестройке программ обучения кадров.
Показатель завершенности научно-производственного цикла (К
зав.
) отражает долю прикладных исследований, которые завершились освоением и распространением нововведений (РП) на всех участках, где это эффективно:
К
зав.
=
РП
ПИ
, где
РП количество исследований, которые завершились освоением и распространением;
ПИ количество всех прикладных исследований.
Для того, чтобы учесть не только число тем ПИ, которые завершились широким внедрением, но и их значимость, целесообразно оценивать темы по сметной стоимости, а не по числу наименований. По данным развитых стран, в первом случае этот коэффициент составляет примерно 0,6, во втором - 0,85. В то же время нельзя считать цикл завершенным, если эффективная разработка отраслевого и межотраслевого значения освоена только на 1-2 предприятиях.
Показатели обновления научно-производственных циклов характеризуют интенсивность замены продукции, оборудования, технологии и т.д. в результате нововведения. В 1985-90 гг. ежегодный темп обновления продукции машиностроения увеличился с 3,1 до 13% (т.е., сколько процентов заменено, обновлено).
Источники, из которых было произведено заимствование материала, представлены в дополнительных материалах к курсу
Для характеристики качества управления научно-техническим развитием применяют показатель соотношения фактической и нормативной длительности научно-производственного цикла (К
дл.
):
К
дл.
=
Дл.
факт.
ДЛ.
норм.
, где
Д
л.факт и Д
л.норм
соответственно фактическая и нормативная (предельная) длительность цикла в месяцах. Последняя определяется сроками устаревания нововведений. Сокращение продолжительности цикла в масштабах страны на один год дает, например, по машиностроению до 5 млрд. долл. США только прямой экономии
»
[1].
Вопросы для самопроверки:
1.
Что такое инновация?
2.
Что такое инновационный процесс?
3.
Сколько стадий имеет жизненный цикл нововведений?
4.
Что такое научно-производственный цикл?
Литература:
1.
Курс лекций по
«Инновационному менеджменту» к.т.н.
Старовойтенко
О.А. http://uchit.net/catalog/Menedjment/131127/