Файл: Теоретические основы консультирования по проблеме работоспособности студентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Введение

Глава 1. Теоретические основы консультирования по проблеме работоспособности студентов

1.1 Теоретические основы консультирования студентов

1.2 Особенности проявления проблемы работоспособности студентов

1.3 Подходы к увеличению работоспособности студентов

Вывод по первой главе

Глава 2. Классификация запросов и консультационные сценарии по вопросу проявления проблемы работоспособности студентов

2.1 Классификатор по проблеме

2.2 Разработка консультационных сценариев

2.2.1 Консультационный сценарий № 1

2.2.2 Консультационный сценарий № 2

2.2.3 Консультационный сценарий № 3

Список литературы

Список литературы для клиента

ВВЕДЕНИЕ

Работоспособность характеризуется как способность человека совершать некую работу в рамках определенного времени и параметров производительности. Понятие работоспособности можно изучить в двух аспектах. В первом случае, работоспособность раскрывает возможности биологической природы человека, т.е. является одним из показателей работоспособности, в другом случае, отражает социальный фактор будучи одним из показателей успешности освоения условий определенной деятельности

Учебно-образовательный процесс непосредственно влияет на изменения работоспособности студентовРаботоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

Труд является решающим фактором в развитии и формировании думающего человека. С позиций онтогенеза пик развития мыслительных способностей человека приходится на студенческий период. Однако студент в процессе умственной деятельности (труда), при усвоении большого объема сложной информации испытывает перегрузки, что приводит к нарушению здоровья. Вместе с тем ценность выпускника учебного заведения любой специальности для общества определяется его профессионализмом и умением трудиться. Формирование специалиста обусловливается двумя моментами: профессионально ценными врожденными психофизиологическими качествами, а также приобретенными в учебном заведении знаниями и умениями. Таким образом, уровень квалификации — это реализованные путем тренировки в конкретной области врожденные задатки.


Чтобы достичь профессионализма и сохранить здоровье, нужно оптимизировать образовательный процесс студента, акцентируя внимание на приобретении им высокого уровня работоспособности.

Цель курсовой работы: разработать психологически обоснованные сценарии консультационной работы по проблеме работоспособности студентов.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме работоспособности студентов

  2. Разработать классификатор по проблеме работоспособности студентов

  3. Смоделировать три сценария консультативного интервью по проблеме работоспособности студентов

Объект работы - решение психологических проблем, связанных с работоспособностью студентов

Предмет работы - разработанный классификатор и три сценария.

В качестве основных методов выступили: методы теоретического анализа, метод моделирования.

Работа состоит из двух глав, вывода по первой главе и 2 литературных списков: источников для написания работы; и списка литературы для клиента.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ

1.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ

Психологическое сопровождение включает в себя:

  • психологическое просвещение (формирование у студентов и преподавателей потребности в психологических знаниях);

  • психопрофилактику (предупреждение дезадаптации студентов);

  • психодиагностику (выявление объективной психологической информации на основе исследования познавательных процессов, личностных особенностей обучающихся);

  • психологическую коррекцию (преодоление или компенсацию отклонений в личностном развитии студента);

  • профессиональную ориентацию (обеспечение профессионального самоопределения студента);

  • психологическое консультирование (помощь студенту в самопознании, преодолении кризисных ситуаций, достижении эмоциональной устойчивости и адаптации в реальных жизненных условиях).

Т.А. Флоренская определяет само психологическое консультирование как уникальное исследовательское явление, позволяющее раскрыть глубинные закономерности внутренней жизни человека и феномены его межличностного общения. Предметом психологического консультирования являются актуальные и потенциальные свойства психической реальности клиента, которые способствуют нахождению новых возможностей решения проблем.



С началом обучения в вузе связаны большие изменения в жизни студентов, изменение жизненного стереотипа связано с напряжением, большой психологической нагрузкой. В это период первокурсникам необходима качественная и доступная психологическая поддержка. Успешность адаптации зависит в первую очередь от особенностей нервной системы обучающихся, также важную роль играет организационная культура вуза, частью которой является наличие психологической службы. Необходимым компонентом, способствующим обращению в психологическую службу, является доверие между педагогом и студентами. Пик обращений в психологическую службу приходится на начало учебного года, т.е. сентябрь-октябрь.

Проблемы, с которыми обращаются студенты, можно разделить на четыре группы: 

  1. Проблемы личностного плана: сомнения, что «я в порядке», ощущение, что «со мной что-то не так». Связаны с расширением образа я, изменяющегося под влиянием социальных перемен, что часто является следствием обучения в вузе.

  2. Затруднения, связанные с учебной деятельностью: страх публичных выступлений, несформированные умения четко выразить мысль, недостаточный уровень знаний и словарного запаса, медленный темп работы по сравнению с требуемым и др.

  3. Проблемы, связанные с межличностным общением, прежде всего, с личными отношениями. Некоторые студенты уехали из родного города, деревни и расстались с другом (подругой), и эти отношения в их отсутствие оказались под угрозой, что вызывает сильные переживания, сказывающиеся на учебе, вызывает даже желание прервать учебу. У некоторых студентов не складываются отношения с группой, в которой не получается найти понимание, обрести друзей.

  4. Проблемы профессионального самоопределения, будущей карьеры. Для первокурсников характерны сомнения в правильности выбранного пути, для студентов более старших курсов характерны запросы на коучинг достижения жизненных целей.

Почти все учреждения высшего образования предоставляют различные услуги, связанные с консультированием, в таких областях, как подготовка к учебе, финансовая поддержка, студенческие занятия, специальные программы для меньшинств, программы для ветеранов, женщин и людей с ограниченными возможностями, академическая поддержка, консультативные центры. Такие услуги обычно распространяются на студентов, преподавателей и обслуживающий персонал института.


Многие из этих программ имеют профилактическую направленность, а также обеспечивают удовлетворение потребностей студентов. Предлагаются такие программы, как тренинг настойчивости, развитие самооценки, планирование карьеры и личностного роста.

Анализ содержания и качества текущих проблем, с которыми студенты обращаются в психологическую службу, позволяет не только корректировать направление других видов психологического сопровождения учебного процесса, но и изучать некоторые феномены личностного развития студентов.

Большая часть запросов студентов посвящена предметам, весьма отличным от тех, которые будут обсуждаться в дальнейшем, однако на первом этапе консультации они обозначают предъявляемую проблему первичный уровень осознания субъектом невозможности преодолеть трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации развития, средствами наличного знания и опыта.

Условность классификации проблематики обращений за помощью к консультанту психологу носит существенный характер и определяется самим понятием проблемы. Поскольку проблема — это проблема для кого-то, проблема консультируемого, субъекта проблемы, то и классификация проблем определяется субъективным их качеством. Например, затруднения в учебе в процессуальном плане, в плане работоспособности, степени и скорости усвоения знаний, умений, навыков для одних студентов являются проблемой чисто деятельностного, технического характера, при условии, что данное затруднение не нарушает непосредственно деятельностносмыслового единства, не определяет для субъекта невозможность достижения жизненного смысла, реализуемого деятельностью в осваиваемой профессии. Если основные жизненные ценности субъекта лежат вне профессии, она является лишь средством реализации этих ценностей и достижения личностных смыслов. В этом случае они могут быть достигнуты другими путями, и проблема субъекта консультации — это проблема выбора способа.

Проблема клиента является субъективным преобразованием проблемной ситуации противоречивого и не имеющего однозначного решения соотношения обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность студента. Проблемная ситуация органично порождает познавательный мотив и выдвижение предварительных гипотез относительно способов ее разрешения, что, соединяясь с возрастными особенностями студентов и соединяясь с основной, учебно-познавательной их деятельностью, порождает самую распространенную и самую непосредственную формулировку запроса "узнать о себе ", составить психологический портрет.


При первичном интервьюировании такая проблема легко преобразуется самим клиентом в другую или, чаще, в другие. За желанием узнать о себе побольше часто следуют: "узнать о своих способностях, склонностях, к чему я годен, почему я не удовлетворен отношениями с, потому что я беспокоюсь за свою дальнейшую судьбу " и т.д. Вообще, мы можем сделать вывод, что познавательный характер запроса к психологу типичен для студентов. Те из них, кто формулирует предъявляемую проблему конкретнее, в иных понятиях, просто уже сами прошли тот этап консультирования, который другие проходят на первых стадиях консультации совместно с психологом (за исключением лиц, жалующихся на свое состояние).

Таким образом, уже на первом этапе консультации студент очерчивает весь круг своих текущих проблем, психолог же должен при этом попытаться выявить глубинные его проблемы. При этом выявляется наиболее острая и противоречивая проблема из числа текущих, с которой и начинается собственно консультация.

В дальнейшем, как бы демонстрируя условность приведенной классификации, субъект консультирования осуществляет преобразование своих проблем, переводя их с помощью психолога в категорию задач (формальных моделей) с последующим их решением либо устанавливая их взаимозависимость с другими своими проблемами и обращаясь к ним. В большинстве случаев, независимо от длительности и глубины консультации, в ее ходе обсуждаются проблемы клиента, относящиеся ко всем выделенным классам.

Психологическое консультирование позволяет раскрыть индивидуальные возможности личности, обеспечивающие творческую адаптацию посредством нахождения и использования эффективного способа разрешения трудных жизненных ситуаций. Основной целью консультирования в психологической службе вуза является обеспечение полноценного психического и личностного развития студентов в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями. В процессе консультирования студент приобретает необходимые жизненные компетенции.

1.2 ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ

Работоспособность — это способность человека к выполнению конкретной трудовой задачи в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности.

Одним из важнейших факторов, влияющие на работоспособность студентов