Файл: Конкурс молодых педагогов образовательных организаций Алтайского края Тема занятия объем прямоугольного параллелепипеда Учебная дисциплина математика Класскурс 5 класс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Форма титульного листа проекта занятия на краевой конкурс
ПРОЕКТ
занятия на III краевой заочный конкурс
молодых педагогов образовательных организаций
Алтайского края
Тема занятия: объем прямоугольного параллелепипеда
Учебная дисциплина: математика
Класс/курс: 5 класс
Образовательная организация: МБОУ СОШ № 15 с углубленным изучением отдельных предметов г. Заринска
ФИО учителя/преподавателя: Злобина Татьяна Владимировна
Тема: объем прямоугольного параллелепипеда
Класс: 5
Тип урока: Урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Цель:
-
вспомнить определения, измерения, формулы площади полной поверхности, объёма куба и прямоугольного параллелепипеда; -
вспомнить единицы измерения объема; -
учиться применять данные формулы при решении задач.
Задачи:
Образовательные:
-
учить находить площадь полной поверхности и объём прямоугольного параллелепипеда; -
решать задачи практического содержания; -
формировать умения работать с математическими моделями; -
совершенствовать навыки вычисления.
Развивающие:
-
развивать логическое и математическое мышление, четкость и аккуратность выполнения работы; -
развивать умение анализировать, делать выводы -
развивать навыки самостоятельной работы и работы в парах; -
развивать познавательную и творческую активность учащихся при решении задач практической направленности;
Воспитательные:
-
воспитывать у учащихся уважение к одноклассникам; -
воспитывать культуру математической речи.
Место проведения занятия: МБОУ СОШ №15 с углубленным изучением отдельных предметов г. Заринска
Продолжительность занятия: 40 минут
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, доска
Методическое и дидактическое обеспечение:
-
учебник Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 29-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2012. -
Карточки с заданиями
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время (мин) | Формируемые УУД | |||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; | Демонстрируют готовность к уроку | 2 | | Прогнозирование своей деятельности | Умение слушать и вступать в диалог | |
2 | Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий | Предлагает материал для повторения пройденного на прошлых уроках. | Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы. | 3 | Логический анализ объектов. Поиск и выделение необходимой информации. | | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог | Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Самоопределение |
3 | Постановка учебной задачи (проблемы) | Мотивация учащихся в изучении данной темы | Выделение проблемной задачи | Поиск решения проблемной задачи | 5 | | Планирование свое деятельности в трудной ситуации | Умение находить выход из трудной ситуации | Развитие познавательных интересов |
4 | Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Вместе с учениками определяет цель урока. | Определяют цель урока. | 2 | Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели | Целеполагание | | Самоопределение Учебная мотивация. |
5 | Основной этап (изучение нового материала) | Обеспечение восприятия, осмысления нового материала детьми. | Создает ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод. | Вспоминают способ решения данного вида задач. Знакомятся с новыми способами решения задач . | 5 | Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Построение логической цепи рассуждений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | Планирование, прогнозирование | Умение слушать и вступать в диалог | Самоопределение. Развитие познавательных интересов. |
6 | Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Организация физкультминутки | Смена вида деятельности | 2 | | | | |
7 | Закрепление изученного материала | Закрепить навыки применения правила нахождения числа по его дроби решением задач. | Направляет работу учащихся. | Делают сравнительный анализ предложенных задач. Решение задач с проговариванием у доски. | 10 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез Построение логической цепи рассуждений. | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция | Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) | Ориентация в межличностных отношениях Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. |
8 | Контрольно-оценочный этап | Проверить умения находить число по его дроби, установить уровень усвоения темы. | Контролирует и оценивает работу учащихся | Работа в парах | 7 | Логический анализ объектов (типов заданий) | | | Формирование умения работать самостоятельно, развития логического мышления. |
9 | Подведение итогов урока | Оценка достижения результатов деятельности | Подводит итоги работы на уроки, задавая вопросы учащимся | Отвечают на поставленные вопросы. | 1 | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов | Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция | Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в обсуждении. | Жизненное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация обучающихся |
10 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Информирует о домашнем задании и консультирует о его выполнении | Записывают домашнее задание в дневник | 2 | | Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности | | |
11 | Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности. | Беседа с учащимися | Отвечают на вопрос учителя | 1 | | Оценка своей деятельности | | Смыслообразование |
Ход урока
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание |
1 | Организационный этап | - Здравствуйте ребята, я рада вас видеть! Присаживайтесь. Проверьте, все ли учебные принадлежности у вас готовы к уроку! Ребята, с каким настроением вы сегодня пришли на урок? У каждого из вас на столе лежит «Лист настроения». Пожалуйста возьмите ручку и отметьте свое настроение вначале урока! Спасибо! А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением мы начнем наш урок! -Наш урок, я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить цели и стремиться к их достижению…» (записано на слайде) Сегодня на уроке мы проверим, как каждый из вас усвоил тему «Объем прямоугольного параллелепипеда» чтобы подготовиться к контрольной работе. | Положительный настрой на работу Ответы учащихся Работают с листом настроения. | Данный этап предполагает переключение психической и физической энергии от отдыха на перемене к уроку. |
2 | Актуализация знаний | - Итак, начнем наш урок с «гимнастики ума» - устной работы. Перед вами предложения с пропущенными словами. Для ответа вам нужно вставить пропущенные слова. 1. Прямоугольный параллелепипед – это… …. фигура. 2. Стороны граней параллелепипеда называются …………………… 3. У параллелепипеда ……… вершин. 4. У параллелепипеда ………….. рёбер. 5. У параллелепипеда …………. граней. 6. Каждое ребро параллелепипеда – это ……………………………… 7. Каждая грань параллелепипеда – это ……………………………….. 8. Прямоугольный параллелепипед имеет …………………… измерения. 9. Прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения равны, называется …………… 10. Гранями куба является ……………………… Далее ответьте на вопросы: -Как найти площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда? -Назовите единицы измерения площади. - Как найти объем прямоугольного параллелепипеда? -Назовите единицы измерения объема Молодцы! Отлично справились! Далее работа по рисунку на слайде Назовите: а) какие ребра являются сторонами грани АEFD? (AE,EF,FD,AD) b) Какие вершины принадлежат задней грани? (B,M,K,C) Какие ребра равны ребру КC? (FD,AE,MB) e) Какая грань равна грани AEMB? (DFKC) -Молодцы! Мы с вами вспомнили необходимые нам формулы, единицы измерения. Сейчас я предлагаю применить ваши знания на практике. | Ребят дополняют предложения, вставляя пропущенные слова.
(нужно найти сумму площадей всех граней параллелепипеда) Мм2, см2, м2 и т.д. (нужно найти произведение трех измерений параллелепипеда или найти произведение площади основания и высоты) Мм3, см3, м3 и т.д. | |
3 | Постановка учебной задачи | - Итак, какой же праздник приближается? -А что принято делать на новый год? (чего вы все очень ждете?) - Предлагаю принять участие в подготовке и оформлении новогоднего подарка. Карлсон решил подарить на новый год Малышу свое любимое варенье, которое расфасовано в пакеты. Все пакеты он решил сложить в картонную коробку. - 40% от всей суммы будет стоить торт. Сколько будет стоить торт? - А что еще нужно на стол? Фрукты! - На 90 рублей вы купили яблок. Это от той суммы, которую планировалось потратить на фрукты. Сколько планировалось потратить на фрукты? (Проблемный вопрос) Акцент на вопрос по смыслу задачи: «90 рублей – это вся сумма или часть?» - Мы смогли выполнить задание? Почему? Чем оно отличалось от предыдущих? -Мы умеем это делать? | -Новый год Ответы учащихся (принято дарить подарки) Ученик выходит к доске и отвечает на вопрос задачи, демонстрируя свое решение. на конфеты Следующий ученик выходит к доске и отвечает на вопрос задачи, демонстрируя свое решение 40%=0,4 1000∙0,4=400(р) стоимость торта. - Фрукты! (предполагаемый ответ) При применении известного алгоритма получается 30 рублей. Делают вывод, что этого не может быть! (предполагаемый ответ) -В предыдущих мы находили дробь от целого числа, а здесь надо найти целое число по его дроби. - Нет | |
4 | Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся | - Какой вопрос у нас возникает? - Какова же цель нашего сегодняшнего урока? -Какие задачи поставим на урок? Фиксирую цель и задачи урока на доске - Итак, откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока «Нахождение числа по его дроби» (тема урока записана на слайде, а также фиксируется на доске) ссылка3 | -Как найти целое число, если известна часть? - Узнать, как находить число, зная его часть (дробь). - Научиться находить число по его дроби; закрепить полученные знания при решении различных задач. Записывают тему урока в тетрадь. | |
5 | Основной этап | - Давайте вспомним 5 класс, как же в 5 классе мы решали такие задания? В задаче сказано, что 90 рублей – это все суммы, т.е. 90 рублей составляют 3 части из 9. Как найти, сколько составляет 1 часть? - Как теперь найти всю сумму, сколько частей всего? - Как данное решение записать одним действием? - Как используя число 90 и дробь , получить такое же значение выражения? - Итак, кто же из вас сейчас сможет сформулировать правило нахождения числа по его дроби? Чтобы убедиться в правильности данного определения, к чему мы можем обратиться в первую очередь? - Откройте учебники на странице 104, прочитайте определение и ответьте на вопросы на стр. 105. Далее еще раз спрашиваю определение устно у одного из учащегося, затем хоровое повторение и переходим к следующему этапу урока. | - Нужно 90 разделить на 3 и получим 30 рублей в одной части. -Всего 9 частей, значит 30 надо умножить на 9 и получится 270 рублей. 90:3∙9=270 Ребята думают и приходят к выводу, что нужно 90: = 270 рублей. Учащиеся делают свои предположения, в итоге формулируется правило «чтобы найти число по заданному значению его дроби, нужно это значение разделить на дробь ». -Можем обратиться за помощью к учебнику. Еще раз читают определение и отвечают на вопросы учебника. | Ввод новой информации |
6 | Физкультминутка | А сейчас я предлагаю вам отдохнуть, все дружно встаем и немного потанцуем! (включаю музыкальную физминутку на экране) Физминутка | Ребята смотрят и повторяют движения. | |
7 | Закрепление изученного материала | - Теперь, когда мы ответили на все поставленные вопросы, посмотрим, как можно использовать полученные знания на практике. Для этого выберите из представленного банка задач (приложение 1) те, которые решаются с использованием этих правил. (Карточки «Банк задач», из которых только 2 задачи на нахождение числа по значению его дроби и 1 задача на нахождение числа по его процентам) | Учащиеся выбирают из банка задач те задачи, которые отражают тему урока и по одному решают их на доске, а остальные в тетрадях. (задачи №: 2,3,6) | |
8 | Контрольно-оценочный этап | (метод: сверка с ключом) - А сейчас я предлагаю проверить, как каждый из вас усвоил данную тему. Работать вы будете в парах. У вас на столах лежат карточки с алгоритмом работы в парах и задания (приложение 2) . Следуя данному алгоритму выполните задания в своих тетрадях. Время на работу 7 минут. Приступайте! В это время учитель работает индивидуально с ребенком у которого ЗПР по упрощенным вариантам заданий (приложение 3) Итак, время вышло! (открываю правильное решение на слайде) ссылка4 Проверьте свое решение с решением на доске и оцените себя, поставив рядом ту оценку, простым карандашом, которую, по вашему мнению, вы заработали. (оцениваю результат) - Поднимите руку, кто справился с заданием на 5? - Кто на 4? - Кто оценил себя на 3? | Учащиеся выполняют самостоятельную работу в тетрадях. Проверяют свои работы, сравнивая с правильными ответами на доске, выполняют оценочные действия. | |
9 | Подведение итогов урока | -Итак, давайте подведем итог нашего урока. Какую цель и задачи мы ставили на урок? Мы выполнили задачи урока? Как же найти число по его дроби? (концентрирую внимание учащихся) Коля, ты согласен с ответом Маши? | - Узнать, как находить число, зная его часть (дробь). - Научиться находить число по его дроби; закрепить полученные знания при решении различных задач. -Да Отвечает один из учащихся Ответ учащегося (Коли) | |
10 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, выставление оценок за урок. | - Откройте дневники и запишите домашнее задание ссылка5 1. Выучить определения. - Далее вы можете выбрать одно задание из двух:
Откройте задание в учебнике, если есть вопросы по выполнению, задайте их. Далее озвучиваю оценки за урок. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. Задают вопросы по его выполнению. | |
11 | Рефлексия | - Давайте оценим собственную работу на уроке с помощью стихотворения: ссылка6 1.Урок полезен, всё понятно. 2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3.Ещё придётся потрудиться. 4.Да, трудно всё-таки учиться! - У вас на партах лист с высказываниями, поставьте знак «галочка» у тех слов, которые вам больше подходят к окончанию урока . -Поднимите руку, кто поставил галочку на первой строчке? -Кто на второй? -Кто на третьей? -Кто на четвертой? Спасибо за урок! Можете быть свободны! | Оценивают свои знания по теме с помощью стихотворения | Этап размышления, осознание обретенной информации |
Приложение 1
Банк задач
1.Найдите от числа 35.
2.Найдите число если его равняется 18.
3.Найдите число, если 24% этого числа равны 48.
4.Найдите 40% от 32.
5.В шестом классе 36 человек. В школьной математической олимпиаде участвовали всех учащихся этого класса. Сколько учащихся шестого класса приняли участие в олимпиаде?
6. В школьной математической олимпиаде принимали участие четверо учащихся шестого класса, что составило всех учащихся этого класса. Сколько учащихся в шестом классе?
Приложение 2
Алгоритм работы в парах
1. Прочитайте две задачи.
2. Что общего? Чем отличаются?
3. К какому типу относятся эти задачи.
4. Расскажите своему товарищу правило нахождения числа по его дроби.
6. Запишите решение.
7. Если нужна помощь, попросите у учителя.
8. Сверьте свои решения.
9. Исправьте ошибки.
10. Если не пришли к единому мнению, зовите учителя.
11.Сравните ответы в задачах и их условия.
12. Сделайте вывод.
Контрольно- оценочное задание:
А) Пластилин стоит 120 руб, а коробка карандашей от этой стоимости. Сколько стоят карандаши?
Б) Тетрадь стоит 12 рублей. Это составляет стоимости альбома. Сколько стоит альбом?
Приложение 3
-
Найти число, если его равняются 50. -
60 это некоторого числа. Найдите это число. -
Найти число, если 15 % его равняются 30.