Файл: Контрольная работа по дисциплине Правоохранительные и правоприменительные органы рф на тему Модельные законодательные акты. Понятие, виды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный университет»

Интернет-институт

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине:

«Правоохранительные и правоприменительные органы РФ»

на тему «Модельные законодательные акты. Понятие, виды»

Выполнил: студент гр. 761041

Иванов А.А.

Проверил: к.ю.н., доц. Петрова К.Л.

Тула – 2023

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Система источников права………………………………………………………5

2. Модельные законы: понятие, особенности, соотношение с законом………….8

3. Проблемы и перспективы развития модельных законов в России………….16

Заключение………………………………………………………………………….20

Список использованной литературы……………………………………………...21

Введение

Актуальность данной темы обусловлена появлением и развитием новых механизмов правового регулирования. В современных условиях, с появлением межгосударственных объединений встает вопрос о необходимости гармонизации и унификации законодательства. В этой связи  все большее значение приобретает модельное законодательство.

В федеративных государствах, где Основной закон (Конституция) определяет сферы законодательной компетенции органов Федерации и ее субъектов, а также области совместного ведения, вполне оправданы модельные законы по различным вопросам(образование, культура, экология).

В настоящее время наблюдается рост числа модельных законодательных актов. Становится очевидно, насколько важным является значение процесса создания модельных норм и их взаимодействия с уже существующими законодательными актами.

Но не всем известно, что такое «модельный закон» и для чего он нужен. Является ли он законодательным актом, какие признаки имеет и как он регулирует общественные отношения. В данной работе рассматривается действие и значение Модельных законодательных актов в Соединенных Штатах Америки и в России.

Степень изученности: Проблемы создания и использования модельных законодательных актов нашли свое отражение в научных исследованиях и публикациях Тихомирова Ю.А., Шестаковой Е.В., Марченко М.Н., Пиголкина А.С. Данная тема является недостаточно изученной.


Целью данной работы является изучение модельных законов и их влияние на другие законодательные акты.

Поставленную цель можно раскрыть, решив следующие задачи:

- Определить место Модельных законодательных актов в системе источников права.

- Узнать и раскрыть понятие Модельных законов. Определить его признаки и роль для других законодательных актов.

- Проследить процесс создания Модельных законов и узнать какие органы занимаются созданием законодательных актов.

- Определить роль и значение Модельных законов для России.

Теоретическую базу труды отечественных специалистов в области права, российские и зарубежные модельные законы.

Методологическую базу составляют общенаучный и специально- юридический подходы.


  1. Система источников права


Воля государства, выраженная в виде правовых норм (правил поведения), должна быть изложена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность ознакомления с этими нормами самых широких слоев населения. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права».

Источники права -это действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права; внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения1.

Современная юриспруденция выделяет следующие источники права:

1. Правовой обычай (обычное право) - Система норм(правил поведения), основанных на обычае , и регулирующих общественные отношения в данном государстве, в определенной местности либо для данной этнической или социальной группы2. Специфика этого источника (формы выражения) права в современных условиях состоит в том, что в законе дается только отсылка к действующим обычаям, сам же обычай в нормативном акте не приводится. Отсылки к обычаю в гражданском законодательстве содержатся, например, в ст. 309 ГК РФ: «Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями». Аналогичная отсылка содержится в ст. 82 Таможенного кодекса РФ.

2. Юридический прецедент - это правило, сформулированное в решении суда или иного государственного органа по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное значение. Существуют два вида юридического прецедента: судебный и административный.



Судебный прецедент - решение суда по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, обязательным при решении аналогичных дел. При этом вопрос о применении аналогии решается также судом.

Административный прецедент - решение органа исполнительной власти по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, которое применяется при решении аналогичных дел.

3. Юридическая доктрина-это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу3. Обязательные доктринальные правоположения принято называть «правом юристов». Следовательно, мнения ведущих ученых-юристов в большинстве случаев не образуют право в собственном смысле. В то же время истории развития права известны случаи, когда юридическая доктрина воспринималась с официальной санкции государства как непосредственный источник права. Статья 38 Статута Международного Суда, принятого 26 июня 1945 г., характеризует судебные решения и юридическую науку (доктрины и идеи) наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве лишь «вспомогательного средства для определения правовых норм»4. Часто такие ссылки можно встретить в неофициальных мнениях судей Европейского Суда по правам человека, которыми они обосновывают свои коллегиальные решения.

4. Договор нормативного содержания- Соглашение двух или более субъектов права, в котором содержатся нормы права, регулирующие их взаимоотношения

5. Является одним из источников права. Основное его отличие от всех остальных договоров состоит в том, что он содержит норму права — правило общего характера, обязательное для исполнения неопределенным кругом лиц. Однако, отличаясь от других видов договоров, нормативный правовой договор отвечает и условиям действительности договоров. Так, для его реализации необходимы согласная воля двух или нескольких лиц, взаимное познание этой воли,возможность содержания воли.

Еще одно отличие нормативного правового договора в том, что он может содержать не только нормы права, но и принципы права (например, принцип гуманности, содержащийся в большинстве современных конвенций).

Нормативно - правовой акт - это письменный правоустановительный акт государства, содержащий новые нормы действующего права. Своим правоустановительным характером (установлением новых норм права) нормативно-правовой акт отличается как от всех других правовых актов (от индивидуальных актов применения норм права и от актов толкования норм права), так и от разного рода официальных государственных актов (заявлений, обращений и т.д.) неправового характера.


Он отличался прежде всего тем, что его нормы записывались, а не сохранялись лишь в памяти. Современные нормативные правовые акты — порождение романо-германской правовой семьи. Тенденция к законодательному оформлению права окончательно выявилась в XIX в., когда в большинстве европейских государств были приняты писаные конституции и различные кодексы. Однако в XX в. закон как источник (форма выражения) права постепенно начинает превалировать и в других правовых системах, например в англосаксонской и мусульманской, где прежде ведущими были иные юридические источники. В тех странах, где он является классическим и первостепенным источником права (Германия, Франция, Россия), на верхней ступени иерархической системы нормативных правовых актов находятся конституции и законы (конституционные и обыкновенные). В современных условиях наблюдается тенденция повышения ценности конституционных норм, усиления их верховенства нал другими нормативными актами, особенно актами исполнительной власти: декретами, ордонансами, указами, постановлениями, инструкциями (подзаконными актами).

Различаются такие НПА: конституция - основной закон государства; конституционные законы; обыкновенные законы; подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.); модельные законы.

Для того, чтобы более полно рассмотреть каждый источник права, необходимо узнать место каждого в системе источников права.

Система источников права- это совокупность источников права, расположенных в иерархии по определенным признакам. Для разных правовых систем существует своя система источников права. Так, например, для романо- германской правовой системы главным источником права будет нормативно-правовой акт, для англо- саксонской- судебный прецедент.

Рассмотрим особенности такого источника права, как модельный закон.

  1. Модельные законы: понятие, особенности, соотношение с законом

Модельный закон - законодательный акт рекомендательного характера, принятый с целью сближения правового регулирования конкретных видов (групп) общественных отношений в государстве7.

Исторически модельные законы возникли в США, где национальная конференция уполномоченных легислатур штатов более столетия готовит такие акты, служащие рекомендательным образом для законодательных органов штатов.

Модельные законы, одобренные законодательным органом, приобретает характер официальной законодательной рекомендации8. Адресатом Модельного закона является национальный законодательный орган, который вправе его использовать в любой форме. Возможно одобрение акта целиком как своего национально- государственного закона, частичное одобрение с внесением дополнений, изменений, использование как ориентира, как базы для будущей законодательной работы. Модельный закон может быть оставлен и без внимания.


С учетом реальной обстановки, объема и характера задач, признанных важными и подлежащими общему или согласованному регулированию, различаются и виды модельных законов.

Этими законами могут быть:

1.Полнотекстовые законодательные акты.

2.Законы, устанавливающие общие или согласованные принципы регулирования.

3.Законы, регулирующие часть той сферы, где в последующем будут приняты конкретные национально- государственные законы.

4.Законы, содержащие как примерные нормы, которые можно включать в готовом виде в текст конкретного закона, так и вариативные положения, дающие возможность выбора тех или иных правовых решений.

5.Законы адресные, содержащие указания на соответствующие органы и иные субъекты права либо "безымянные", оставляющие законодательному органу возможность их использования с учетом особенностей региона или страны.

Модельные законы обычно разрабатываются юридическими научными учреждениями и группами специалистов, затем они направляются соответствующим законодательным органом для рассмотрения и возможного принятия.

В документах Межпарламентской Ассамблеи государств- участников СНГ, Модельный закон предусмотрен как вид ее актов. В протоколе консультативного совещания председатель парламентов государств - участников СНГ в 1992 году, в регламенте Межпарламентской Ассамблеи, в Положении о модельных законодательных актах Межпарламентской Ассамблеи установлено, что Модельные законы есть типовой законодательный акт, принимаемый межпарламентской Ассамблеей в сфере общих интересов государств- участников, имеющий рекомендательный характер и направляемый парламентам государств- участников для использования в их законодательной деятельности. Такие Модельные законы имеют международный характер.

Модельные законодательные акты - это более высокая степень унификации норм национальных законодательств.

Модельный закон – это законодательный акт рекомендательного характера, содержащий типовые нормы и дающий нормативную ориентацию для законодательства.

Он не является обязательным, служит нормативно-ориентирующим стандартом для законодательных органов.

Модельные законы различаются по видам:

1 – принимаются федерацией для ее субъектов;

2 – межгосударственным объединением для государств-членов;

3 – международными организациями в качестве правового образца;