Файл: 1 соответствие возрастным особенностям.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Что будет, если…» - предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее. 

     Полезные советы 

1. Развивать творческое воображение ребенка можно всегда и везде, а не только в специально отведенное для этого время и место. 

2. Окружающая ребенка обстановка и атмосфера должна способствовать развитию. 

3. У малыша должны быть все материалы и инструменты для детского творчества: краски, пластилин, цветная бумага и другие. 

4. Поощряйте только безопасные творческие инициативы ребенка. 
5. Не ругайте его за испачканные в красках руки и другие последствия творческого поиска ребенка. 

6. Поддерживайте инициативы ребенка и не превращайте занятия с ним в скучные уроки. 

7. Не старайтесь «вбить» в мозг ребенка как можно больше информации. Ваша задача – развитие способностей. 

8. Развитие творческих способностей должно носить регулярный характер, а не осуществляться время от времени. 

9. Развитие и обучение ребенка дошкольного возраста должно проходить только через игру, игровые задания и упражнения. 
1) Констатирующий эксперимент.

Цель: выявление сформированности уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста, для чего использовался тест Е. Торренса «Неполные фигуры».

Материал: бланк с фигурами (рис.2), набор фломастеров.



Рисунок 2 - Тест Е. Торренса «Неполные фигуры»

Детям предложено задание: на листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Детям предлагается на основании каждой из предлагаемых фигур нарисовать как можно больше рисунков, причем дорисовывание может производиться как внутри контура, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа и изображении фигуры, т.е. можно использовать каждую фигуру в разных ракурсах.

Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей, а не техническая отделка рисунков.

Время работы не ограничивается, так как в противном случае у ребенка появляется тревожность, неуверенность, а это противоречит характеру творческого процесса, элементарное проявление которого должно быть смоделировано в ходе эксперимента.


Данная методика позволяет достаточно полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. С точки зрения Е. Торренса, деятельность творческого воображения начинается с возникновения чувствительности к проблемам, недостаткам, отсутствующим элементам, дисгармонии и т.п., т.е. в условиях дефицита внешней информации.

В данном случае фигуры для дорисовывания и соответствующая инструкция провоцируют появление такой чувствительности и создают возможность для многозначного решения задания. Согласно терминологии Е. Торренса, происходит идентификация трудностей, возникновение догадок или формирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка этих гипотез, их возможное воплощение, что проявляется в создании многообразных рисунков.


Методика активизирует деятельность воображения, выявляя одно из основных его свойств - видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает предлагаемые тест-фигуры в качестве частей каких-либо целостностей и достраивает, реконструирует их. Возможность осуществления такой реконструктивной функции воображения заложена в самой специфике этого психического процесса.

В основе механизма воображения всегда лежат процессы диссоциации и ассоциации, анализа и синтеза имеющихся представлений. Ребенок, достраивая фигуры до предметных изображений, осуществляет операцию синтеза. Однако это возможно лишь через предварительный анализ данной фигуры, вычленение ее из ряда объектов, выделение ее свойств, изучение ее функциональных особенностей и т.д.

В методике существует несколько показателей, определяющих уровень сформированности творческого воображения ребенка:

1. Количественная продуктивность его деятельности. Высчитывается по числу композиций, выполненных на основе каждой из предложенных фигур.

2. Гибкость использования идей. В результате её детские работы можно разделить на творческие и нетворческие. К нетворческим относятся:

- типичные рисунки, когда одна и та же фигура превращается в один и тот же элемент изображения (круг - колесо, самоката, велосипеда и т.д.);

- рисунки, в которых разные эталоны превращаются в один и тот же элемент изображения (круг, квадрат, треугольник превращаются в часы). К творческим относятся рисунки, в которых на основе заданных эталонов создаются неповторяющиеся изображения.

3. Оригинальность воображения. Наличие у ребенка большого количества оригинальных изображений свидетельствует о силе, пластичности его фантазий и, напротив, несформированность механизмов комбинаторики процессов воображения приводит к возникновению большого числа стереотипных композиций.



С помощью таких заданий можно вывести степень оригинальности, необычности изображения, по которым можно распределить всю совокупность детских рисунков:

1. Работам первого уровня свойственна чрезвычайная схематичность, практически полное отсутствие деталей. Дети изображают единичные предметы, контуры которых, как правило, совпадают с контурами предложенных геометрических фигур.

2. Для работ второго уровня характерна меньшая схематичность изображения, появление большого числа деталей как внутри основного контура, так и за его пределами.

3. Для работ третьего уровня характерно возникновение вокруг основного изображения «поля вещей», т.е. предметной оформленности окружающей среды (так, трапеция, уже не просто тарелка, а ваза, стоящая на столе, или круг - не просто яблоко, а на тарелке).

На этом уровне наблюдается также изменение масштабов изображения за счет использования заданной тест-фигуры в качестве какой-либо крупной детали целостного изображения (например, круг уже не мяч или воздушный шар, а голова человека, животного, колесо машины; квадрат - зеркало или шкаф, а корпус робота, кузов грузовика и т.п.). Вместе с тем, выступая в качестве деталей изображения, геометрическая фигура продолжает занимать в нем центральное положение.

4. В работах четвертого уровня отмечается широко развернутая предметная среда. Дети, превратив тест-фигуру в какой-либо предмет, добавляют к рисунку все новые элементы, организуя целостную композицию согласно воображаемому сюжету.

5. Для работ пятого уровня характерно многократное использование заданной фигуры при построении единой смысловой композиции. Тест-фигуры в таких композициях получают известную маскировку за счет уменьшения их масштабов, изменения пространственного положения, усложнения композиции. Возможность многократного использования тест-фигуры, как внешнего стимула при создании образа воображения, свидетельствует о пластичности воображения, более высоком уровне сформированности его операциональных компонентов.

6. Качественное отличие работ шестого уровня от предшествующих заключается в характере использования тест-фигуры, которая уже не выступает как основная часть композиции, а включается в ее сложную целостную структуру в качестве мелкой второстепенной детали. Такой способ изображения принято называть «включением». На этом уровне отмечается наибольшая свобода использования внешних данных лишь как «материала», толчка к воображению и творчеству.


На основании данных уровней была введена шестибальная система оценки творческих работ детей: рисунки, соответствующие первому уровню, оценивались в 1 балл, второму - в 2 балла, третьему - в три балла и т.д. до шестого уровня. Затем подсчитывается общее количество баллов, полученное каждым ребенком. Кроме того, подсчитывалось общее количество оригинальных изображений в целом по группе. Подсчитывалось общее количество баллов, полученное детьми (суммарный балл), затем выводился средний балл для группы в процентах. Эти показатели по каждой группе позволяют сравнивать группы в целом.

Оценка результатов осуществлялась в двух направлениях:

1) индивидуально по каждому ребенку (выделяя оригинальность созданных детьми изображений);

2) по группе в целом, что позволяет оценить не только уровень развития творчества, а и уровень воспитательно-образовательной работы в группе.

По окончании диагностики были получены результаты, представленные в таблицах 2 и 3, в которой представлены все оценки, полученные детьми по каждому критерию и показателю.

Таблица 2 - Результаты диагностики творческого воображения учащихся ЭГ (в баллах)
















Учащиеся

Количественная продуктивность деятельности

Гибкость использования идей

Оригинальность воображения

Уровень сформированности творческого воображения (ср. балл)

Варя С.

2

4

1

3

Сережа Б.

3

3

3

3

Андрей В.

1

2

2

2

Жанна Л.

3

3

4

3

Инна М.

4

3

1

2

Андрей Р.

3

2

3

2

Оксана П.

3

3

2

3

Антон Я.

1

1

3

2

Ира У.

4

2

3

2

Юра Х.

3

4

2

3


Таблица 3 - Результаты диагностики творческого воображения учащихся КГ (в баллах)
















Учащиеся

Количественная продуктивность деятельности

Гибкость использования идей

Оригинальность воображения

Уровень сформированности творческого воображения (ср. балл)

Света Е.

2

2

1

3

Вера К.

4

4

1

3

Антон Е.

3

1

1

2

Андрей К.

3

2

2

2

Ира Н.

3

3

3

3

Вадик Ю.

2

4

3

3

Рома А.

1

4

2

2

Юля С.

1

3

2

2

Валентин Т.

3

3

2

2

Уля Ф.

3

1

2

2

Анализируя показатели, представленные в таблицах 2 и 3 видим, что в основном это работы 3 и 2 группы. Творческое воображение у детей как в контрольной, так и в экспериментальной группах, развито слабо, не было выявлено детей с высоким уровнем развития воображения, рисунки которых отличались бы эмоциональностью, красочностью и оригинальностью, т.е. ни