Файл: Итоговый контроль по дисциплине Человек и его права в контексте современной реальности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
лишь частью которой человек является, порядков, законов и норм жизни, которым отдавали и отдают приоритет. Соблюдение этих законов — норма жизни, отклонение от них, их нарушение — грех, зло. В древнеиндийских Ведах последние рассматривались как синонимы болезни, вражды, недостойного поведения, проклятия, своего рода загрязнение, которое может быть устранено лишь определенными ритуальными действиями. Грех или загрязнение человека могли быть вызваны его противоестественным поведением, неподобающими словами, недобрыми мыслями или поступками. Индуизм представляет собой своеобразную конгрегацию древнейших верований людей. В отличие от мировых религий ближневосточного происхождения, он не имеет своего основателя, церковной организации и своего клира. Индуизм включает в себя все божества, верования и обычаи, характерные для индийского субконтинента, что делает его весьма терпимым ко всем другим религиям. Его приверженцы верят в вечный, совершенный и всеобъемлющий принцип, являющийся единственной действительностью, причиной, основой и целью всего сущего. Одна из важнейших характеристик индуизма — это ахизм (не наносить ущерба природе), являющийся одним из краеугольных камней его этики и обоснованием вегетарианства подавляющего большинства индуистов. Согласно индуизму, мир представляет собой некое упорядоченное целое, где всякое живое существо имеет свое естественное, раз и навсегда установленное место, которое неизменно. Счастье и блаженство человека связаны с соблюдением им вечного трансцендентного закона. Этот закон предопределяет общественное неравенство, выражающееся в принадлежности людей к тем или иным кастам. Основных каст четыре: брахманы (священники и учителя), кшатрии (воины), вайшьи (обычные люди), и шудры (слуги). Священная книга индуизма Ригведа утверждает, что брахманы олицетворяют рот божества Пурусы, кшатрии — его руки (оружие), вайшьи — бедра и шудры — ноги. Каждая из этих каст, в свою очередь, разделена на многочисленные устойчивые слои, в результате чего индуистское общество разделено на тысячи мелких каст. Все они живут изолированно друг от друга, руководствуясь своими собственными нормами и традициями. Браки между представителями разных каст редки и затруднены. Реальное место индуиста в мире и в жизни определяется через его моральное поведение. ««Каковы действия человека, каково его поведение, таким он будет и сам», — говорится в «Упанишадах» (религиозных текстах индуизма). — Кто делает добро, тот станет хорошим, кто делает зло — тот плох». «Добро», «хорошо» понимаются весьма многопланово. Если для «Упанишад» — это отказ от радостей и удовольствий, воздержание, то так называемые
"дхарма" (руководства о правилах поведения и обрядов, являющихся основой индуистского права) утверждают, что домохозяйство, поддержание его очага, рождение и воспитание детей являются благочестивыми делами. Дхарма содержит в себе социальную доктрину основных стадий жизни. Согласно ей, члены трех высших каст должны сначала стать целомудренными учениками, затем жениться, обзавестись домохозяйством, вернуть свои долги предкам и богам, родив сынов и принеся жертвы. После выполнения этих задач, они могут удалиться в уединенные места, посвятить себя духовному созерцанию, а затем — стать странствующими аскетами. Ранний индуизм допускал возможность распада семьи, но позже брак в нем закрепляется массой торжественных священных обрядов и становится фактически нерасторжимым. Общественное неравенство в индуизме, — это не что-то изначальное, навязанное человеку извне, а результат его личной кармы — совокупности мыслей, чувств и деяний, совершенных человеком в прошлом и определивших его судьбу. Человек может изменить свое общественное положение, но только через мысли, чувства и деяния, через религиозную самоотверженность, любовь и полную самоотдачу. Этого можно достичь, в том числе, путем отказа от страстных желаний. Необходимость жизни в гармонии с природой — главное и в буддизме, возникшем в той же историко-культурной среде. Однако буддизм отрицает кастовую систему и связанные с ней взгляды на общественное неравенство. Согласно ему, бытие человека — это жажда жизни, а жизнь — сплошное страдание, проявляющееся в страхе смерти, старости, болезнях, горе, заботах. Все зло общества проистекает из эгоизма человека, выражающегося в его приверженности к своему личному телу, личному бытию. Мера страданий и ответственности за страдания зависят от самого человека, его степени жадности и невежества. Своим моральным поведением он может уменьшить эту меру, но лишь в рамках предусмотренной для каждого человека судьбы (кармы). Буддизм понимает карму не как фатальную предопределенность свыше, а как судьбу, обусловленную действиями и поступками самого человека: будет так-то и так-то, если он поступит так-то и так-то. «Карма означает действия, означает делать», утверждает буддистские проповедники, но действие это не спонтанное
, не бессмысленное, а намеренное, сознательное, продуманное и волевое (1).
Таким образом, буддизм не столько религия, сколько философия жизни, где главным действующим лицом является сам человек, достижение целей которого зависит от соблюдения им некоторых законов природы и жизни. Моральность, или достойное поведение, развитие ума и мудрость — основные факторы, определяющие место буддиста в жизни.
Однако знаки активности, действия, мудрости здесь не вполне определены. Они состоят не в постижении бога, не в получении его милости путем усердных молитв, как в религиях, зародившихся на Ближнем Востоке, а направлены внутрь самого человека. В то же время они подчинены не созидательной деятельности, производству материальных и духовных благ, а изоляции человека, его уходу от общественной жизни, от ее проблем и конфликтов, в конечном счете — отказу от жизни. Буддийская нирвана — это исчезновение желаний, отказ, избавление, освобождение, отречение от страстей. Отсюда и соответствующее понимание прав и свобод человека, фактический отказ от стремления к счастью и возвышению своего достоинства, что, согласно буддизму, способно породить новые страдания. Стало быть, и борьба за права и свободы человека может стать причиной новых страданий.
Иудаизм — выражение надежд и стремлений неизвестно откуда появившегося и скитавшегося по пустыне племени, мечтавшего найти место для постоянного и безопасного проживания. Отсюда и идеи о земле «обетованной», о едином Боге (Яхве), якобы избравшем скитавшееся племя для утверждения на Земле своего царства. Законы Яхве охватывают все области жизни. Они включают в себя индивидуальную и социальную этику — лояльность и повиновение Богу, соблюдение религиозного культа, жертвоприношения, клятвы и просьбы у алтаря. Основные нормы жизни этого сообщества в идеале сводились к десяти заповедям, изложенным в форме волеизъявления самого Бога Израиля. Затем их круг и содержание расширяются, постепенно охватывая все аспекты человеческой жизни. Согласно иудаизму, законы диктуются свыше, с небес, сообщаются народу через избранных Богом лиц, а народ обязан беспрекословно соблюдать их и нести общую ответственность за отношение к ним всех его членов. Вера призывает своих приверженцев к солидарности с бедными и беспомощными из числа единоверцев, к оказанию помощи им в нужде. Главным назначением общественных институтов (субботнего дня, седьмого года, когда земля отдыхает, находится под паром) является практическое содействие милосердию. Поскольку главными постулатами иудаизма являются «дарованная» Богом или «обетованная» земля, которую нужно завоевать и сохранять за собой, эта религия имеет воинственный дух. Верующие организуются как армия (Исход, 12:41), сильное могущественное государство считается важным институтом, необходимым для борьбы с врагами Бога и Израиля. Во времена царствования Давида формулируется идея о том, что царь (монарх) назначается самим Господом и как его «помазанник» неприкосновенен. В то же время, из язычества был заимствован взгляд на монарха как на «перворожденного сына Бога». Консервативный иудаизм XIX века считал свою веру не просто богословием этики, но историческим выражением опыта еврейского народа, называл его «положительно — историческим иудаизмом». И действительно, разрушение Иерусалимского храма, бегство евреев в другие страны мира с иными правовыми системами, стремление к сохранению самобытности своего этноса и системы его ценностей вынудили иудаизм приспосабливаться к постоянно и круто меняющимся условиям жизни его приверженцев. Так, еще царь Ирод распорядился установить памятники римским императорам в некоторых иудейских храмах, чем вызвал недовольство верующих. В начале средневековья складывается Мишна — литература, специально написанная в качестве руководств в каждой области жизни иудейской общины, рассеянной по всему миру. Провозглашается законность правительственной власти и обязанность иудеев повиноваться ей, покорность становится частью их религиозной теории. В то же время по всем вопросам гражданского права иудеи должны обращаться в свои, раввинские суды, а в вопросах семьи и бизнеса руководствоваться законами своей веры. Иудаизм оказал сильнейшее влияние не только на формирование института прав и свобод человека, но и на все развитие человечества. О масштабах влияния еврейского этноса на мировое развитие свидетельствует превращение почти всей системы иудейских ценностей,
изложенных в Ветхом Завете, являющемся Священной книгой и христианства, в систему ценностей примерно 1,5 млрд населения христианского мира. Более четверти всего населения мира носит библейские (иудейские) имена и фамилии, герои иудаизма превратились в героев всего христианского и исламского миров. Огромно влияние еврейского этноса на развитие мировой культуры — науки, искусства, литературы. Он был основным двигателем мировой торговли, финансов, ремесел, промышленности. Но рассеявшиеся по всему миру, продолжая жить изолированно под руководством своих раввинов и кагал и, придерживаясь своих традиций и культуры, иудеи воспринимались местным населением, преимущественно христианским, с недоверием, усиливаемым религиозными предрассудками и некоторыми традиционными нормами иудейской жизни: давать взаймы только под проценты, стремлением извлечь максимальную выгоду из всех возможных обстоятельств. Зарождается антисемитизм. Еврейское население, особенно потомки иммигрантов, родившиеся в новых странах, закономерно считая себя их гражданами, требовали снятия с них ограничений, налагаемых на иностранцев в странах их пребывания, равноправия со всем населением, свободы перемещения, выбора места жительства, свободы предпринимательской деятельности, религиозного исповедания, получения и распространения информации, свободы слова и печати. И боролись за них, становясь часто не только теоретиками, но и руководителями политических партий и движений за практическое достижение этих целей. Любое выступление какой-либо части еврейской диаспоры спонтанно поддерживалось соплеменниками во всех странах мира и превращалось во всемирное движение. Образовались всемирные еврейские организации, призванные координировать подобного рода движения.
6. Как религия влияет на понимание статуса человека?
Высока степень участия еврейского населения во всех социальных революциях, в деятельности политических партий и движений в мире и влияния на них. К еврейскому населению, как ни к кому более, относится замечание Макиавелли о том, что люди всегда жаждут нового, но новое всегда оказывается хуже старого. В результате они начинают бороться и с новым, оказываются в состоянии вечного недовольства, чем опять-таки усиливают подозрения к нему со стороны коренных, не знающих проблем диаспоры народов. Феномен антисемитизма, ведущего к умалению и отрицанию прав человека и народов, является чистейшим недоразумением. Это явление, возникшее в христианских странах, где, скорее по недомыслию, ревностно относились и относятся к иудаизму, из которого выросло само христианство. Недомыслие это выражается в том, что, распевая в храмах и церквях псалмы Давида, служители христианства и его приверженцы в кругу своего общения рассказывали и рассказывают всякие небылицы и анекдоты о народе Давида, высмеивают обычаи, узаконенные в Ветхом Завете. В исламских же странах, где проживают родственные евреям семитские племена, реальный антисемитизм практически немыслим, ибо он означал бы самоуничижение этих народов.
"дхарма" (руководства о правилах поведения и обрядов, являющихся основой индуистского права) утверждают, что домохозяйство, поддержание его очага, рождение и воспитание детей являются благочестивыми делами. Дхарма содержит в себе социальную доктрину основных стадий жизни. Согласно ей, члены трех высших каст должны сначала стать целомудренными учениками, затем жениться, обзавестись домохозяйством, вернуть свои долги предкам и богам, родив сынов и принеся жертвы. После выполнения этих задач, они могут удалиться в уединенные места, посвятить себя духовному созерцанию, а затем — стать странствующими аскетами. Ранний индуизм допускал возможность распада семьи, но позже брак в нем закрепляется массой торжественных священных обрядов и становится фактически нерасторжимым. Общественное неравенство в индуизме, — это не что-то изначальное, навязанное человеку извне, а результат его личной кармы — совокупности мыслей, чувств и деяний, совершенных человеком в прошлом и определивших его судьбу. Человек может изменить свое общественное положение, но только через мысли, чувства и деяния, через религиозную самоотверженность, любовь и полную самоотдачу. Этого можно достичь, в том числе, путем отказа от страстных желаний. Необходимость жизни в гармонии с природой — главное и в буддизме, возникшем в той же историко-культурной среде. Однако буддизм отрицает кастовую систему и связанные с ней взгляды на общественное неравенство. Согласно ему, бытие человека — это жажда жизни, а жизнь — сплошное страдание, проявляющееся в страхе смерти, старости, болезнях, горе, заботах. Все зло общества проистекает из эгоизма человека, выражающегося в его приверженности к своему личному телу, личному бытию. Мера страданий и ответственности за страдания зависят от самого человека, его степени жадности и невежества. Своим моральным поведением он может уменьшить эту меру, но лишь в рамках предусмотренной для каждого человека судьбы (кармы). Буддизм понимает карму не как фатальную предопределенность свыше, а как судьбу, обусловленную действиями и поступками самого человека: будет так-то и так-то, если он поступит так-то и так-то. «Карма означает действия, означает делать», утверждает буддистские проповедники, но действие это не спонтанное
, не бессмысленное, а намеренное, сознательное, продуманное и волевое (1).
Таким образом, буддизм не столько религия, сколько философия жизни, где главным действующим лицом является сам человек, достижение целей которого зависит от соблюдения им некоторых законов природы и жизни. Моральность, или достойное поведение, развитие ума и мудрость — основные факторы, определяющие место буддиста в жизни.
Однако знаки активности, действия, мудрости здесь не вполне определены. Они состоят не в постижении бога, не в получении его милости путем усердных молитв, как в религиях, зародившихся на Ближнем Востоке, а направлены внутрь самого человека. В то же время они подчинены не созидательной деятельности, производству материальных и духовных благ, а изоляции человека, его уходу от общественной жизни, от ее проблем и конфликтов, в конечном счете — отказу от жизни. Буддийская нирвана — это исчезновение желаний, отказ, избавление, освобождение, отречение от страстей. Отсюда и соответствующее понимание прав и свобод человека, фактический отказ от стремления к счастью и возвышению своего достоинства, что, согласно буддизму, способно породить новые страдания. Стало быть, и борьба за права и свободы человека может стать причиной новых страданий.
Иудаизм — выражение надежд и стремлений неизвестно откуда появившегося и скитавшегося по пустыне племени, мечтавшего найти место для постоянного и безопасного проживания. Отсюда и идеи о земле «обетованной», о едином Боге (Яхве), якобы избравшем скитавшееся племя для утверждения на Земле своего царства. Законы Яхве охватывают все области жизни. Они включают в себя индивидуальную и социальную этику — лояльность и повиновение Богу, соблюдение религиозного культа, жертвоприношения, клятвы и просьбы у алтаря. Основные нормы жизни этого сообщества в идеале сводились к десяти заповедям, изложенным в форме волеизъявления самого Бога Израиля. Затем их круг и содержание расширяются, постепенно охватывая все аспекты человеческой жизни. Согласно иудаизму, законы диктуются свыше, с небес, сообщаются народу через избранных Богом лиц, а народ обязан беспрекословно соблюдать их и нести общую ответственность за отношение к ним всех его членов. Вера призывает своих приверженцев к солидарности с бедными и беспомощными из числа единоверцев, к оказанию помощи им в нужде. Главным назначением общественных институтов (субботнего дня, седьмого года, когда земля отдыхает, находится под паром) является практическое содействие милосердию. Поскольку главными постулатами иудаизма являются «дарованная» Богом или «обетованная» земля, которую нужно завоевать и сохранять за собой, эта религия имеет воинственный дух. Верующие организуются как армия (Исход, 12:41), сильное могущественное государство считается важным институтом, необходимым для борьбы с врагами Бога и Израиля. Во времена царствования Давида формулируется идея о том, что царь (монарх) назначается самим Господом и как его «помазанник» неприкосновенен. В то же время, из язычества был заимствован взгляд на монарха как на «перворожденного сына Бога». Консервативный иудаизм XIX века считал свою веру не просто богословием этики, но историческим выражением опыта еврейского народа, называл его «положительно — историческим иудаизмом». И действительно, разрушение Иерусалимского храма, бегство евреев в другие страны мира с иными правовыми системами, стремление к сохранению самобытности своего этноса и системы его ценностей вынудили иудаизм приспосабливаться к постоянно и круто меняющимся условиям жизни его приверженцев. Так, еще царь Ирод распорядился установить памятники римским императорам в некоторых иудейских храмах, чем вызвал недовольство верующих. В начале средневековья складывается Мишна — литература, специально написанная в качестве руководств в каждой области жизни иудейской общины, рассеянной по всему миру. Провозглашается законность правительственной власти и обязанность иудеев повиноваться ей, покорность становится частью их религиозной теории. В то же время по всем вопросам гражданского права иудеи должны обращаться в свои, раввинские суды, а в вопросах семьи и бизнеса руководствоваться законами своей веры. Иудаизм оказал сильнейшее влияние не только на формирование института прав и свобод человека, но и на все развитие человечества. О масштабах влияния еврейского этноса на мировое развитие свидетельствует превращение почти всей системы иудейских ценностей,
изложенных в Ветхом Завете, являющемся Священной книгой и христианства, в систему ценностей примерно 1,5 млрд населения христианского мира. Более четверти всего населения мира носит библейские (иудейские) имена и фамилии, герои иудаизма превратились в героев всего христианского и исламского миров. Огромно влияние еврейского этноса на развитие мировой культуры — науки, искусства, литературы. Он был основным двигателем мировой торговли, финансов, ремесел, промышленности. Но рассеявшиеся по всему миру, продолжая жить изолированно под руководством своих раввинов и кагал и, придерживаясь своих традиций и культуры, иудеи воспринимались местным населением, преимущественно христианским, с недоверием, усиливаемым религиозными предрассудками и некоторыми традиционными нормами иудейской жизни: давать взаймы только под проценты, стремлением извлечь максимальную выгоду из всех возможных обстоятельств. Зарождается антисемитизм. Еврейское население, особенно потомки иммигрантов, родившиеся в новых странах, закономерно считая себя их гражданами, требовали снятия с них ограничений, налагаемых на иностранцев в странах их пребывания, равноправия со всем населением, свободы перемещения, выбора места жительства, свободы предпринимательской деятельности, религиозного исповедания, получения и распространения информации, свободы слова и печати. И боролись за них, становясь часто не только теоретиками, но и руководителями политических партий и движений за практическое достижение этих целей. Любое выступление какой-либо части еврейской диаспоры спонтанно поддерживалось соплеменниками во всех странах мира и превращалось во всемирное движение. Образовались всемирные еврейские организации, призванные координировать подобного рода движения.
6. Как религия влияет на понимание статуса человека?
Высока степень участия еврейского населения во всех социальных революциях, в деятельности политических партий и движений в мире и влияния на них. К еврейскому населению, как ни к кому более, относится замечание Макиавелли о том, что люди всегда жаждут нового, но новое всегда оказывается хуже старого. В результате они начинают бороться и с новым, оказываются в состоянии вечного недовольства, чем опять-таки усиливают подозрения к нему со стороны коренных, не знающих проблем диаспоры народов. Феномен антисемитизма, ведущего к умалению и отрицанию прав человека и народов, является чистейшим недоразумением. Это явление, возникшее в христианских странах, где, скорее по недомыслию, ревностно относились и относятся к иудаизму, из которого выросло само христианство. Недомыслие это выражается в том, что, распевая в храмах и церквях псалмы Давида, служители христианства и его приверженцы в кругу своего общения рассказывали и рассказывают всякие небылицы и анекдоты о народе Давида, высмеивают обычаи, узаконенные в Ветхом Завете. В исламских же странах, где проживают родственные евреям семитские племена, реальный антисемитизм практически немыслим, ибо он означал бы самоуничижение этих народов.