ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 625
Скачиваний: 33
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание №1
Дайте ответы на следующие вопросы:
-
Источники налогового права. Характерные черты, отличающие их от иных нормативно-правовых актов?
-
Соотношение налога и иных обязательных платежей?
Источники налогового права – это внешние формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы, которые регулируют вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за налоговое правонарушение.
Налоговый КодексРФ кисточникамналоговогоправаотносит:
-
международные договоры Российской Федерации,
-
Налоговый Кодекс РФ,
-
федеральные законы и законы Российской Федерации,
-
законы и иные нормативные акты законодательных органов субъектов РФ.
-
нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.
Значение источников налогового права:
-
они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. -
источники налогового права представляют собой форму существования налоговых норм, т. е. внешнее выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях.
Существуют определенные особенности вступления в законную силу нормативных правовых актов о налогах и сборах. Так, по общему правилу акт налогового законодательства может вступить в силу при
одновременном наличии двух условии:
а) не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования;
б) не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Особые правила вступления в законную силу определены для актов налогового законодательства, вводящих налоги и сборы – не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но в любом случае не ранее
истечения месячного срока с момента из официального опубликования.
Согласно ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Тем самым, данное положение, во-первых, ограничивает законодателя в возможности придания закону обратной силы, во-вторых, гарантирует конституционное
право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положением налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие.
Источникиналоговогоправаобладаютследующимисвойствами:
-
формальная определенность;
-
общеобязательность, охраняемая возможностью государственного принуждения;
-
законность, заключающаяся в наличии юридической силы.
Вместе с тем источники налогового права имеют характерные черты, отличающие их иных нормативно- правовых актов:
-
они регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права.
-
принимаются только теми органами государства и местного самоуправления, правотворческая компетенция которых предусмотрена НК РФ. -
источники налогового права характеризуются множественностью, обусловленной принципом разделения властей и федеративной природой российского государства.
Налоги следует отличать от сборов, пошлин или взносов.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Привлечение денежных средств в результате предоставления определенных прав и выдачи разрешений (лицензий) осуществляется в результате:
-
установления государственной монополии на производство определенных видов товаров, выполнение работ, оказание услуг и, следовательно, исключения свободного доступа иных субъектов в эти сферы
деятельности;
-
предоставления на возмездной основе отдельным частным субъектам права заниматься деятельностью, отнесенной к монополии государства.
Следовательно, уплата сбора или пошлины всегда сопровождается определенной целью частного субъекта получить возмездную услугу от государства
Законодательно установленное определение сбора показывает, что в его содержании объединены юридические признаки взносов за оказание государством возмездных услуг, совершение определенных действий, т. е. используемое в НК РФ понятие сбора включило и понятие пошлины.
Налог и сбор имеют как
общие, так и отличительные признаки. К общим относятся:
-
обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды;
-
адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены;
-
изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления;
-
возможность принудительного способа изъятия;
-
контроль единой системы налоговых органов.
В то же время налог и сбор четко разграничиваются по следующим юридическим характеристикам.
-
По значению. Налоговые платежи в современных условиях являются основным источником образования бюджетных доходов. Остальные виды обязательных платежей имеют меньшее значение. -
По цели. Цель налогов – удовлетворение публичных потребностей государства или муниципальных
образований; цель сборов – удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений.
-
По обстоятельствам. Налоги представляют собой безусловные платежи; сборы уплачиваются в обмен на
услугу, предоставляемую плательщику государственным (муниципальным) учреждением, который реализует государственно-властные полномочия.
-
По характеру обязанности. Уплата налога является четко установленной Конституцией РФ обязанностью плательщика; сбор характеризуется определенной добровольностью и часто не имеет государственного императива. -
По периодичности. Налогам свойственна определенная периодичность; сбор обычно носит разовый характер и его уплата происходит без определенной системы.
Таким образом, в отличие от налогов сборы индивидуальны и им всегда присущи строго определенная цель и специальные интересы.
Функции налогов
Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание.
Фискальная функция – основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т.е. материальные условия для функционирования государства.
Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет
собственных источников доходов (многие учреждения культуры: библиотеки, архивы и др.), либо они
недостаточны для обеспечения должного уровня развития: фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Именно эта функция дает реальную возможность перераспределения части
стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.
Контрольная функция налога как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря такой функции оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
Распределительную функцию можно подразделить на регулирующую, стимулирующую и т.д.
Изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить