Файл: Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реферат на тему:

«Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса»


2023 г.

Содержание


Введение 3

1. Теория коммуникативного действия 5

1.1. Основное содержание Теории коммуникативного действия 5

2. Философия коммуникативного дискурса и современное значение Теории коммуникативного действия 10

2.1. Коммуникативный дискурс как согласие людей друг с другом 10

Заключение 17

Список использованных источников 19



Введение


Юрген Хабермас — один из самых интересных и выдающихся теоретиков, которые пытаются противостоять предвзятости в исследовании социальных вопросов. Он объединяет и анализирует мысли многих авторов, стремясь найти общие точки зрения, которые могут стать основой для дальнейшего синтеза или начала обсуждений. Главной целью Хабермаса является критическое переосмысление идеологий, чтобы открыть новые возможности для развития обсуждений.

Основной идеей, объединяющей наибольшее количество работ Ю. Хабермаса, является идея социальной эволюции, которая является исходным импульсом для слияния различных теоретических конструкций, и конечной перспективой формирования своей собственной оригинальной концепции, которую он обозначает как теорию коммуникативного действия. Противоречия, связанные с социологическим теоретизированием, переносятся в его работах из чисто логической плоскости в эволюционный план. Предлагаемый им синтез не сводится к слиянию логических категорий, а должен быть рассмотрен как последовательность их возникновения, развития, идеологизации и последующей деконструкции, которая заставляет человека лучше понимать социальный мир, в котором он живет, а также свое место в нем.

Объект исследования: творчество философа Юргена Хабермаса.

Предмет: теория социального действия Ю. Хабермаса.

Цель данного исследования: раскрыть содержание теории социального действия и показать ее теоретическое и практическое значение.

Необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Сформулировать особенности творчества Юргена Хабермаса.

  2. Объяснить основные концепции Теории коммуникативного действия.

  3. Проиллюстрировать важность данной теории в современном контексте.

Основу исследования сформировали научные работы Юргена Хабермаса в области философии, в том числе «Теория коммуникативного действия», «Моральное сознание и коммуникативное действие», «Ранние исследования и дополнения к теории коммуникативного действия», «Философский дискурс модерна», «Мораль и коммуникация» и «Разъяснение к этике дискурса».


Методологическая база работы включает историко-философский анализ и дискурсивный анализ.

1. Теория коммуникативного действия


Теория коммуникативного действия представляет собой концептуальный подход, который объясняет, как люди взаимодействуют друг с другом через коммуникацию. Он предполагает, что коммуникационный акт состоит из трех элементов: высказывания, предпосылок и акта призыва. Кроме того, теория уделяет внимание тому, как социальные нормы и ценности влияют на коммуникационный процесс и как жизненный опыт людей формирует их коммуникационные ожидания.

В целом, теория коммуникативного действия помогает понимать, каким образом люди общаются и решают различные задачи в процессе коммуникации.

1.1. Основное содержание Теории коммуникативного действия


Юрген Хабермас - выдающийся социальный философ и социолог Германии, который часто ассоциируется с понятием коммуникативного разума. Хабермас оригинально связал понятие разума с эмпирической теорией социальной эволюции, на основе работ Маркса, Вебера и Парсонса. Он не придерживается философского априоризма, а вместо этого стремится к разработке постметафизического философского проекта. Важно отметить, что его философская концепция разума не существует сама по себе, а должна непрерывно проверяться и подтверждаться в диалоге с другими конкретными научными дисциплинами, которые отражают функциональную дифференциацию общества.

Различение между инструментальной и коммуникативной рациональностями описывается Хабермасом, который черпает понятие инструментальной рациональности у Макса Вебера.

Важно отметить, что Хабермас изменил свою типологию действия со временем. В его работах 60-х годов основными понятиями были инструментальное и коммуникативное действия. Позже он определил четыре типа действия — стратегическое, норморегулирующее, экспрессивное и коммуникативное, используя при этом другие критерии различения. Стратегическое действие включает в себя инструментальное и «собственно стратегическое» действие. Однако, ориентация на успех и использование средств, соответствующих поставленным целям, остаются общими признаками для Хабермаса.

В развитии концепции Хабермаса, следующий важный шаг был сделан в работах второй половины 70-х годов, включая «Теорию коммуникативного действия» и последующие произведения. Исследование связи между типами действия и типами рациональности стало ключевым аспектом в этой работе. Анализ аспектов рациональности Хабермаса позволил более точно определить типологию действия. Резюмируя, можно выделить основные подходы хабермасовской теории коммуникативной рациональности:



1. Хабермас стремится к «десубстанциализации» и демифологизации разума, вдохновленный концепцией «рационализации» Вебера, при этом противостоящие идеалистические концепции гегелевского типа являются первоочередной целью его трудов.

2. Хабермас намерен бросить вызов тенденциям субъективистической философии и перевести учение о разуме на уровень более объективной философской платформы. Он признает свою непрерывную задачу в борьбе с заблуждениями, связанными с философией сознания.

3. Хабермас придерживается борьбы против субстанциализма и трансценденталистского субъективизма, с сохранением приобретений традиционного рационализма. Он усердствует по спасению разума.

4. Хабермас принимает во внимание любые изменения традиционного рационализма в направлении разработки теории действия, активности и суверенности действующих субъектов - личностей, а также в исследовании интеракции и интерсубъективности, включая познавательные, нравственно-практические и социально-исторические аспекты человеческого взаимодействия. Тем не менее, он утверждает, что философия до сих пор мало обращала внимания на все эти темы, и аспекты, и измерения.

5. Хабермас стремится к объединению «деятельностного» подхода с изучением разума как конкретной рациональности действия, включая анализ интерсубъективных, коммуникативных факторов действия.

Три аспекта рациональности, о которых говорит Хабермас, позволяют рассмотреть комплексные действия. Инструментальная рациональность означает эффективное решение технических задач с помощью эмпирического знания. Стратегическая рациональность, в свою очередь, подразумевает выбор наиболее выгодного решения с учетом предпочтений и максимумов рациональных контрагентов. Нормативная рациональность определяется моральными принципами и используется для решения практических задач.

Хабермас сделал вывод, что понятие коммуникативного действия требует, чтобы акторы рассматривались как говорящие и слушающие субъекты, имеющие определенные отношения с «объективным, социальным или субъективным миром», и высказывающие свои притязания на значимость о том, что они говорят, думают и в чем убеждены.

Отношение индивидуумов к окружающему миру зависит от их коммуникационной способности, способности к примирению и споров, что контекстуализирует и релятивизирует их восприятие. Индивид может делать утверждения, основываясь на том, что они правдивы (wahr), соответствуют нормативному контексту и легитимны (richtig), или же имеют правдоподобный характер (wahrhaft), отражая намерения говорящего.


Эти попытки доказать свою значимость (и что к этому приводит - отрицание того или признание) происходят в ходе дискурса. В современной философии, понятие дискурса, введенное Хабермасом, тесно связывается с коммуникативными действиями и объясняется следующим образом. Дискурс - это тематизирование притязаний на Geltugsanspruche, что можно назвать «остановкой» чисто внешнего принуждения к действию, переосмыслением и обоснованием мотивов, намерений, ожиданий субъектов действия, то есть их собственных притязаний, их «проблематизация». Хабермас особенно важным считает то, что дискурс противоречит модели господства, где принуждение используется, кроме того, что принуждение может быть использовано для совершенно обоснованной, убедительной аргументации.

Критики Хабермаса, сопротивляющиеся его теории коммуникативного действия, утверждают, что он представляет себе идеальную ситуацию, где консенсус достигается мягкими и аргументированными способами, без принуждения. Они ссылаются на жестокую историю человечества и на современную эпоху, где благополучие не всегда является состоянием, к которому стремятся. Критики подчеркивают, что теория Хабермаса не отражает реальную «иррациональность» современности. Тем не менее, Хабермас не отрицает, что он исследует «чистые», идеальные типы действия, особенно в контексте коммуникативных действий, вдохновившись духом Вебера.

Однако, Хабермас предполагает, что рассмотрение коммуникативного действия и рациональности должно основываться на конкретных параметрах - особенностях, измерениях и аспектах действий и взаимодействий индивидов в реальной истории. Взаимопонимание, признание, аргументация и консенсус являются неотъемлемыми элементами коммуникации людей и реализуются не только в рамках теоретических концепций. Если «чисто» стратегическое действие определяется извне, регулируется жесткими нормами и санкциями, то в случае коммуникативного действия, заложена необходимость самим индивидам находить и используя рациональные основания, убеждать других субъектов и достигать согласия. Хабермас утверждает, что коммуникативных вариаций и компонентов в человеческих действиях гораздо больше, чем мы предполагаем, и в задачу современной мысли входит данное вычленение и подсветка этих аспектов в реальных коммуникациях людей. Это позволяет развивать механизмы согласия, консенсуса и убеждения, необходимые для нормального демократического процесса.


Несправедливо упрекать Хабермаса в недостаточном осознании угроз и опасностей современной эпохи. Он критикует капитализм и продолжает развивать «универсальную прагматику», которая направлена на разработку программы универсальной значимости коммуникативных действий, а также на диагностику и лечение общественной патологии в области общественной коммуникации. Хабермас видит макросоциологические отношения власти в сфере микрофизики власти как основную причину «систематически Ð