Файл: Насколько тэк днр обеспечивает экономическую безопасность региона.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Насколько ТЭК ДНР обеспечивает экономическую безопасность региона?


Экономическая безопасность представляет собой совокупность условий и факторов, характеризующих текущее

состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития. Экономическая безопасность традиционно рассматривается как составной элемент безопасности экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально -государственных интересов.

Экономическую безопасность принято рассматривать в контексте устойчивости в отношении внутренних и

внешних угроз. Для признанных мировым сообществом государств, не находящихся в состоянии войны, как правило,

характерно преобладание внутренних угроз над внешними. Непризнанные государства сталкиваются с многократно

более превосходящими по разрушительности внешними угрозами, вытекающими из отсутствия признания их права на

существование в качестве автономных субъектов экономики со стороны большинства признанных государств, и, пр ежде всего, того государства, от территории которого они отделились.

Донецкая Народная Республика (ДНР), провозглашенная 7 апреля 2014 года, с самого начала своего существования столкнулась с военной и экономической агрессией со стороны Украины. В результате этого только за 2014 год

промышленное производство в ДНР сократилось на 59%, строительство – на 37,5%, более половины населения лишилось работы и доходов, оказавшись на грани гуманитарной катастрофы1

. С 2015 года власти республики усиленно

работают над восстановлением экономического потенциала на контролируемой ДНР территории. Благодаря поддержке РФ, ДНР и ЛНР вошли в рублевую зону и, несмотря на старания Украины обескровить финансовые системы ре спублик, перекрыв доступ в них наличной гривневой массы, смогли обеспечить функционирование денежной, банко вской, налоговой и бюджетной систем. Постепенно запускаются все новые и новые предприятия, создаются новые р абочие места, своевременно выплачиваются пенсии, заработная плата бюджетникам, денежное содержание военн ослужащим.


Опыт других непризнанных или частично признанных государств постсоветского пространства: Абхазии, Южной Осетии, Нагорно-Карабахской Республики, Приднестровья показывает, что все они без исключения прошли через

фазы боевых действий, послевоенного восстановления и развития, причем далеко не все проблемы в указанных ре спубликах в настоящее время решены окончательно.

Одним из методов оценки уровня экономической безопасности ДНР может быть SWOT-анализ. Суть данного

метода сводится к анализу сильных и слабых сторон исследуемой системы, сопоставлению полу ченных результатов с

угрозами и возможностями внешней и внутренней среды. SWOT-анализ позволяет определить не только актуальные

проблемные области, опасности и угрозы экономической безопасности Республики, но и выявить перспективы, шансы

и тенденции развития с учетом воздействия факторов внешней среды. На основании анализа различных сочетаний

сильных сторон с угрозами и возможностями, а также слабых сторон с угрозами и возможностями, формируется пр облемное поле исследуемого объекта. Наличие такой информации – необходимое условие для определения целей и

направлений развития и путей их реализации.

Результаты SWOT-анализа факторов внешней и внутренней среды, определяющих уровень экономической

безопасности ДНР, приведены в табл. 1.

SWOT-анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на уровень экономической безопасности ДНР

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя

среда

Развитый промышленный потенциал, прежде всего в

машиностроении, металлургической и угольной отрасли

Квалифицированные кадры, в том числе их значительный не задействованный резерв

Занятость части населения в армии и ВПК

Развитый научный потенциал

Густая сеть автомобильных и железных дорог

Энергетическая независимость

Запасы природных ресурсов и полезных ископаемых

Развитый АПК, позволяющий обеспечить в перспективе продовольственную безопасность

Стабильный уровень цен

Относительно низкие тарифы на коммунальные услуги

Достаточная мотивированность активной части населения в построении нового государства и его

функционировании

Разрушенность части промышленных и социальных объектов

Остановка работы значительной части предприятий

Недостаточность квалифицированных кадров в ряде сфер деятельности

Отсутствие опыта государственного управления

Высокий уровень безработицы

Низкий уровень жизни населения

Недостаточность бюджетных средств для быстрого восстановления разрушенных объектов

Сложность перекрытия возможностей для утечки капитала и

контрабанды

Отсутствие собственного законодательства в ряде сфер деятельности

Отсутствие собственной денежной единицы

Кумовство и коррупция

Отставание от РФ в уровне и масштабах применения цифр овых технологий

Внешняя

среда

Наличие общей границы с дружественным государством – РФ

Поступление гуманитарной помощи

Политическая и экономическая поддержка со стороны РФ

Возможность экспорта продукции предприятий ДНР

в РФ

Выгодное экономико-географическое положение

Выход к морю

Признание Республики со стороны Южной Осетии

Независимость от международных и иностранных

банков и финансовых организаций

Наличие Минских соглашений

Перманентные тактические военные действия со стороны

ВСУ, угроза активизации наступления

Непрекращающиеся разрушения промышленных объектов и

социальной инфраструктуры

Экономическая блокада со стороны Украины

Высокие риски для потенциальных инвесторов

Привязка к российскому рублю

В целом более высокие цены на товары, ввозимые из РФ, по

сравнению с украинскими

Более низкий уровень доходов населения по сравнению с РФ

Вероятность утечки квалифицированных кадров

Ведение активной информационной войны со стороны Украины


Выводы. Следует учесть, что традиционные критерии оценки деятельности государ ств не подходят для непризнанных республик, поскольку они изначально находятся в иных, более сложных условиях. В связи с этим необходимо выработать специальную методологию изучения социально-экономических процессов в непризнанных государствах. По результатам проведенного анализа можно определить следующие первоочередные направления обеспечения

экономической безопасности Республики: удовлетворение первоочередных потребностей населения, повышение

уровня его социальной защищенности, стабильность основных макро экономических показателей (ВНП на душу населения, производство продуктов и товаров первой необходимости) и обеспечение их роста в перспективе, восстановление промышленного (в том числе экспортного) потенциала, повышение уровня занятости трудоспособного н аселения.

Перечисленные направления обязательно должны быть отражены в Стратегии экономической безопасности ДНР.