Файл: Насколько тэк днр обеспечивает экономическую безопасность региона.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Насколько ТЭК ДНР обеспечивает экономическую безопасность региона?
Экономическая безопасность представляет собой совокупность условий и факторов, характеризующих текущее
состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития. Экономическая безопасность традиционно рассматривается как составной элемент безопасности экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально -государственных интересов.
Экономическую безопасность принято рассматривать в контексте устойчивости в отношении внутренних и
внешних угроз. Для признанных мировым сообществом государств, не находящихся в состоянии войны, как правило,
характерно преобладание внутренних угроз над внешними. Непризнанные государства сталкиваются с многократно
более превосходящими по разрушительности внешними угрозами, вытекающими из отсутствия признания их права на
существование в качестве автономных субъектов экономики со стороны большинства признанных государств, и, пр ежде всего, того государства, от территории которого они отделились.
Донецкая Народная Республика (ДНР), провозглашенная 7 апреля 2014 года, с самого начала своего существования столкнулась с военной и экономической агрессией со стороны Украины. В результате этого только за 2014 год
промышленное производство в ДНР сократилось на 59%, строительство – на 37,5%, более половины населения лишилось работы и доходов, оказавшись на грани гуманитарной катастрофы1
. С 2015 года власти республики усиленно
работают над восстановлением экономического потенциала на контролируемой ДНР территории. Благодаря поддержке РФ, ДНР и ЛНР вошли в рублевую зону и, несмотря на старания Украины обескровить финансовые системы ре спублик, перекрыв доступ в них наличной гривневой массы, смогли обеспечить функционирование денежной, банко вской, налоговой и бюджетной систем. Постепенно запускаются все новые и новые предприятия, создаются новые р абочие места, своевременно выплачиваются пенсии, заработная плата бюджетникам, денежное содержание военн ослужащим.
Опыт других непризнанных или частично признанных государств постсоветского пространства: Абхазии, Южной Осетии, Нагорно-Карабахской Республики, Приднестровья показывает, что все они без исключения прошли через
фазы боевых действий, послевоенного восстановления и развития, причем далеко не все проблемы в указанных ре спубликах в настоящее время решены окончательно.
Одним из методов оценки уровня экономической безопасности ДНР может быть SWOT-анализ. Суть данного
метода сводится к анализу сильных и слабых сторон исследуемой системы, сопоставлению полу ченных результатов с
угрозами и возможностями внешней и внутренней среды. SWOT-анализ позволяет определить не только актуальные
проблемные области, опасности и угрозы экономической безопасности Республики, но и выявить перспективы, шансы
и тенденции развития с учетом воздействия факторов внешней среды. На основании анализа различных сочетаний
сильных сторон с угрозами и возможностями, а также слабых сторон с угрозами и возможностями, формируется пр облемное поле исследуемого объекта. Наличие такой информации – необходимое условие для определения целей и
направлений развития и путей их реализации.
Результаты SWOT-анализа факторов внешней и внутренней среды, определяющих уровень экономической
безопасности ДНР, приведены в табл. 1.
SWOT-анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на уровень экономической безопасности ДНР
Положительное влияние | Отрицательное влияние | |
Внутренняя среда | Развитый промышленный потенциал, прежде всего в машиностроении, металлургической и угольной отрасли Квалифицированные кадры, в том числе их значительный не задействованный резерв Занятость части населения в армии и ВПК Развитый научный потенциал Густая сеть автомобильных и железных дорог Энергетическая независимость Запасы природных ресурсов и полезных ископаемых Развитый АПК, позволяющий обеспечить в перспективе продовольственную безопасность Стабильный уровень цен Относительно низкие тарифы на коммунальные услуги Достаточная мотивированность активной части населения в построении нового государства и его функционировании | Разрушенность части промышленных и социальных объектов Остановка работы значительной части предприятий Недостаточность квалифицированных кадров в ряде сфер деятельности Отсутствие опыта государственного управления Высокий уровень безработицы Низкий уровень жизни населения Недостаточность бюджетных средств для быстрого восстановления разрушенных объектов Сложность перекрытия возможностей для утечки капитала и контрабанды Отсутствие собственного законодательства в ряде сфер деятельности Отсутствие собственной денежной единицы Кумовство и коррупция Отставание от РФ в уровне и масштабах применения цифр овых технологий |
Внешняя среда | Наличие общей границы с дружественным государством – РФ Поступление гуманитарной помощи Политическая и экономическая поддержка со стороны РФ Возможность экспорта продукции предприятий ДНР в РФ Выгодное экономико-географическое положение Выход к морю Признание Республики со стороны Южной Осетии Независимость от международных и иностранных банков и финансовых организаций Наличие Минских соглашений | Перманентные тактические военные действия со стороны ВСУ, угроза активизации наступления Непрекращающиеся разрушения промышленных объектов и социальной инфраструктуры Экономическая блокада со стороны Украины Высокие риски для потенциальных инвесторов Привязка к российскому рублю В целом более высокие цены на товары, ввозимые из РФ, по сравнению с украинскими Более низкий уровень доходов населения по сравнению с РФ Вероятность утечки квалифицированных кадров Ведение активной информационной войны со стороны Украины |
Выводы. Следует учесть, что традиционные критерии оценки деятельности государ ств не подходят для непризнанных республик, поскольку они изначально находятся в иных, более сложных условиях. В связи с этим необходимо выработать специальную методологию изучения социально-экономических процессов в непризнанных государствах. По результатам проведенного анализа можно определить следующие первоочередные направления обеспечения
экономической безопасности Республики: удовлетворение первоочередных потребностей населения, повышение
уровня его социальной защищенности, стабильность основных макро экономических показателей (ВНП на душу населения, производство продуктов и товаров первой необходимости) и обеспечение их роста в перспективе, восстановление промышленного (в том числе экспортного) потенциала, повышение уровня занятости трудоспособного н аселения.
Перечисленные направления обязательно должны быть отражены в Стратегии экономической безопасности ДНР.