Файл: Источники по истории хvi середины хvii в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 318

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-Политическая раздробленность

Ввиду сложившейся новой экономической и политической обстановки в Европе (падение феодальной системы и появление денег ). появляется ряд сильных независимых. национальных государств, вт.ч. и Германия, стремящиеся к децентрализации финансов в политической власти, т.к. они не хотели делиться с папой.

Эти централизованные национальные государства с могущественными правителями, национальной армией и гражданскими служащими противостояли доминированию всеобщёго государства и всеобщего религиозного правителя. Некоторые из правителей, естественно, желали поддержать Реформацию, чтобы национальные церкви непосредственно подчинялись государству.

-Слои германского общества

Возрождение городов, новых рынков положило начало веку торговли, в котором средний класс стал ведущей силой общества, противился перекачке своего состояния в межнациональную Церковь.

На земли, находившиеся во владении Римо-католической церкви, в Западной Европе, алчно смотрели национальные властители, дворянство и средний класс новых национальных государств. Правители не хотели терять деньги, которые уходили в Рим.

-Система индульгенций также способствовала перекачке денег из Германии в Римо-католическую церковь.

Мелкое дворянство (рыцарство) когда-то состояло на службе у папы. Теперь же они нищают и беднеют, проявляют недовольство по отношению к папе и его системы перекачки денег. Подобное состояние испытывают и крестьяне, которые были недовольны всеми.

-Франко-итальянские войны

Охватывают промежуток времени, когда происходит сама Реформация 1494-1559 гг. Императоры не имели времени заниматься еретиками у себя на родине, в т. ч . и Карл V, который одновременно является императором, Германии и Испании, которая в 1519 г также включается в воину.
22. Предпосылки Реформации в Швейцарии. Реформация Ульриха Цвингли.

Предпосылки Реформации вШвейцарии. Накануне Реформации кризисные явления в римско-католической церкви проявились в Швейцарии не менее четко, чем в Германии. В начале XVI в, границы церковного управления не совпадали с границами государств.


Как и в других странах, в Швейцарии подвергались критике злоупотребления в церковной жизни, связанные с погоней за деньгами, формализм в подходе к благочестию, невежество и безнравственность клира. Широко распространенным явлением стало нарушение правила безбрачия духовенства, содержание клиром сожительниц. Епископы Констанца и Кура даже установили систему штрафов за него. Деньги взимались церковью и за другие проступки против нравственности. Возможность откупиться за свои грехи становилась нормой. Как и в Германии, в Швейцарии торговали индульгенциями. Важным источником доходов церкви был культ святых, мощей и реликвий, неразрывно связанный с паломничеством. Одним из главных его центров был Эйнзидельн, Во всей Евpone, не говоря уже о Швейцарии, получило известность так называемое "бернское дело" 1508 г.

Главными выразителями общественных настроений, связанных с критикой церкви и клира, с надеждами на церковное переустройство и реформу образования, выступали гуманисты.

Еще до Реформации светские власти городов стали вторгаться в церковную жизнь, добиваясь роста своего влияния при назначении священников и оплате их труда, управлении церковным имуществом, особенно землями

Важную роль в истории швейцарской Реформации, как и страны в целом, сыграли ее традиции наемной военной службы за рубежом. Маленькая Швейцария была по своему значению в военном деле одной, из крупных европейских сил. Швейцарцы активно участвовали с конца XV в. в Итальянских войнах как наемники французского короля, затем как союзники римского папы. В 1516 г. король Франциск I, заключил с ними "вечный мир", В 1521 г, между Францией и всеми кантонами, кроме Цюриха, был подписан договор о союзе, позже не раз возобновлявшийся; он действовал до конца XVIII в. Существование договора 1521 г. впоследствии дало возможность Берну без боязни вмешательства Франции отвоевать у Савойи земли Ваадта; французская дипломатия, заинтересованная в наемниках от всех членов швейцарского союза, многократно помогала гасить в XVI в. конфликты внутри страны, не давая ей распасться.. Практику наемничества резко осудил выдающийся поборник Реформации в Швейцарии Ульрих Цвингли.

Реформация Ульриха Цвингли
Ульрих Цвингли и его учение» Будущий швейцарский реформатор родился в 1484 г. в семье сельского старосты. Окончив латинскую школу в Берне, он учился в Венском и Базельском университетах,

испытал влияние Эразма Роттердамского, был связан и с другими гуманистами. В 1506 г. он стал священником в Гларусе, сопровождал швейцарские войска в итальянских походах и был свидетелем их разгрома в 1515 г. при Мариньяно. Он начал проповедовать против наемничества как страшного греха,

Еще в 1516 г., до выступления Лютера, Цвингли высказывал идеи реформационного характера, и хотя знакомство с сочинениями Лютера произвело на него сильное впечатление, он пошел своим путем. Приглашенный в Цюрих в качестве священника городского собора, Цвингли начал здесь с 1519 г. методичную пропаганду собственного евангелического учения, основанную на изложении и комментировании изо дня в день текстов Священного Писания.

Доктрина Цвингли имела черты сходства с лютеранством, но и немало отличалась от него. Как и Лютер, Цвингли опирался на Священное Писание и отвергал "Священное предание", резко критиковал схоластическое богословие, отстаивал принципы "оправдания верой" и "всеобщего священства". Идеалом для него была раннехристианская церковь. Главное богословское различие между ними состояло в разной трактовке причастия, более рационалистичной у Цвингли — он видел в евхаристии не таинство, а символ, обряд, свершаемый в воспоминание об искупительной жертве Христа»

Принципиальные расхождения Лютера и Цвингли были связаны с их политическими позициями. Цвингли, патриот "швейцарского отечества", был сторонником республиканизма, обличителем тирании монархов и князей. Если Лютер четко разграничивал сферы мирскую и духовную, то Цвингли признавал роль "божественной справедливости" также и в светской жизни. Цвингли считал, что Евангелие Христа побуждает и власть, и народ действовать по-христиански, и это их объединяет

Широкий отклик в Швейцарии получили социальные идеи Цвингли. Он выступал против ростовщичества и монополий, малой десятины с крестьян, Сложилась новая христианская секта, члены которой называли себя "братьями" и "сестрами", а их противники — анабаптистами ("перекрещенцами"). Секта сложилась в Цюрихе в 1519 г,, а впоследствии получила распространение и в других странах Европы. Ссылаясь на пример Христа, ее члены выступали против крещеми и детей,. Анабаптисты отказывались приносить присягу, занимать государственные должности. Отвергая существующие церковные организации
, и католическую, и лютеранскую, и цвинглианскую. Цвингли резко выступил против анабаптистов

Развитие реформации в Швейцарии. Цвинглианство распространилось в 1523—1529 в в Берне, Санкт-Галлеие, Гларусе, Базеле, Шаффгаузене, а в Верхней Германии его влияние сказалось в Страсбурге, Ульме, Констанце, Линдау, Меммингене. В 1529 г. ландраф Филипп Гессенский, заинтересованный в политическом объединении сторонников лютеранской и цвииглианской реформации, устроил в Марбурге встречу Лютера и Цвингли.. Замысел ландграфа не удался: отныне Лютер энергично выступал против Цвингли и его сторонников, добиваясь вытеснения цвинглианства в городских общинах Верхней Германия, Это произошло уже после гибели Цвингли в 1531 г, Цюрих попытался тогда килой навязать католическим "лесным1* кантонам реформационные порядки, блокируя подвоз зерна. Вспыхнула гражданская война между .В ходе конфликта Цвингли, сопровождавший войска Цюриха, был убит в сражении, выигранном католиками. В 1536 г. на основе разработанного Меланхтоном "Виттенбергского согласия" в городах Верхней Германии утвердилась лютеранская трактовка Реформации.
23. Жан Кальвин: личность, реформационная теория и практика. Кальвинизм в странах Западной Европы ХVI - середины ХVII в., его историческая

роль.

Жан Кальвин и его учение, С середины 1530-х годов развитие реформационных идей и их воплощение в жизнь в Швейцарии оказались неразрывно связаны с именем Жана Кальвина <1509—1564). Его учение оказало сильнейшее влияние на реформационное движение и в других странах Европы» прежде всего во Франции.

Кальвин родился в Нуайоне (Северная Франция) в семье юриста, секретаря епископа. Получив образование на юридических факультетах университетов Буржа и Орлеана, он поселился в Париже, 1де испытал влияние гуманизма, особенно сочинений Эразма Роттердамского и Лефевра д'Этапля. В 1534 г. он порвал с католицизмом и вскоре в связи с гонениями на протестантов был вынужден покинуть Францию. В Базеле в 1536 г. он издал свой главный труд "Наставление в христианской вере"» В этой работе Кальвин проявил себя как выдающийся систематизатор идей и опыта Реформации, создатель еще одного реформационного учения — со своей спецификой понимания церковного устройства, своим подходом ко многим проблемам светской жизни, в том числе политики. Кальвин возглавил поборников Реформации и стал энергично проповедовать свое учение.

Центральное место в теологии Кальвина занимают проблемы познания Бога как творца и суверенного правителя мира, а миссии Иисуса Христа — как искупителя. На этой основе Кальвин дает свое понимание истинно христианской жизни и средств, которые для нее необходимы. Одним из главных элементов учения Кальвина стала его концепция "двойного предопределения", Кальвин утверждал, что Бог еще до сотворения мира по
своей Премудрости предначертал все, что должно совершиться, в том числе каждому человеку — его участь

Сознавая несказанное величие и славу Господа, как и свою малость, человек должен со всей энергией твердо и решительно действовать в этом мире, следуя заповедям и наставлениям Священного Писания. Он должен с максимальной полнотой реализовать свое "призвание" — дарования и возможности, заложенные в него Богом. Учение Кальвина о спасении и благочестии, которое включало этические нормы труда и представления об умеренной аскезе в светской жизни, было нацелено на воспитание внутренней дисциплины, собранности, бойцовских качеств человека.

Догма о "двойном предопределении" в системе взглядов Кальвина была связана и с его трактовкой причастия. В понимании Лютера при евхаристии (в которой он видит таинство) с хлебом и вином реально соприсутствуют плоть и кровь Христа, в интерпретации Цвингли причастие было лишь символическим обрядом в память Тайной вечери. Кальвин утверждал духовный характер причастия, считал, что Божью благодать при его свершении получают одни лишь избранные.

Церковный культ, по учению Кальвина, требовал еще больше строгости и простоты, чем это допускалось другими течениями Реформации. Отвергалось не только поклонение святым, мощам, реликвиям, иконам. Из кальвинистских храмов удалялись алтари, распятия, свечи, богатые одеяния и украшения, прекратилась органная музыка. В церковной службе главное внимание уделялось проповеди, пению псалмов, свершению евхаристии под двумя видами.

Важное значение для судьбы Реформации в эпоху начавшегося контрнаступления католической церкви, а в последующие века — для устойчивости кальвинистской традиции имело созданное Кальвином новое церковное устройство, принципиально отличное от си» стемы католической иерархии. "Видимая церковь" состояла из общин, в которых действовал принцип самоуправления, напоминав» ший порядки республиканского типа. Существовали четыре вида "служб": пасторы для проповеди, доктора (учителя) для сохранении чистоты учения, пресвитеры (старейшины) для контроля за церковной дисциплиной, диаконы для надзора за церковным имуществом сбора пожертвований и заботы о бедных. В соответствии с учением Кальвина большое внимание уделялось авторитету духовных пастырей и церковной дисциплине