ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 314
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рудольф Агрикола (1444-1485) и Якоб Вимпфелинг (1450-1528). Агрикола выходец из Нидерландов заложил основу развитого позже, в 16 в, учения об общих логических и этических понятиях. Он сделал, таким образом, важную попытку наметить научный метод познания с учетом гуманистического опыта. Вимпфелинг был поборником осторожных внутрицерковных преобразований, не затрагивающих католическую догму, и в месте с тем разоблачителем нравственных пороков и невежества клира. Его педагогические рекомендации, направленные на сближение воспитания и образования с практической жизнью.
Новые характерные тенденции в гуманизме рубежа веков выразили Конрад Цельтис (1459-1508) и Себастьян Брант (1456-1521). С именем Цельтиса, самого значительного неолатинского поэта в Германии эпохи Возрождения, связан расцвет любовной лирики. Он был основателем ряда гуманистических сообществ и выдвинул широкую программу коллективной научной работы немецких гуманистов. Сам он создал стихотворное описание Нюрнберга.
Брант, видный юрист, вошел в историю литературы как поэт-сатирик, саркастичный наблюдатель типов и нравов и нравов своего времени. Его книга «Корабль дураков» (1494) написанная по-немецки, была обращена к широкой аудитории и сразу завоевала популярность. книга Бранта стала источником целой ветви немецкой литературы 16-в «литература о дураках» ее влияние сказалось и в других странах Европы.
Патриотические настроения, характерные для немецких гуманистов, проявились и в их отношении к прошлому. Главное внимание гуманисты уделяли сведеньям о древних германцах, истории Карла Великого и Оттонов, борьба с папством. Крупный вклад в историографию внесли два гуманиста-патриция Виллибальд Пиркгеймер (1470-1530) в Нюрнберге и Конрад Пейтингер (1465-1547) в Аугсбурге. Пиркгеймер переводил с греческого на латынь классиков античной философии, литературы, географии, но также и образцы красноречия патристики, занимался математикой и астрономией. В «Кратком описании Германии» он сконцентрировал сведенья античных авторов о древних германцах, и в «Истории швейцарской войны» создал одну из первых гуманистических панорам недавних событий. Издав открытые Цельтисом сочинения монахини 10 века Хросвиты Гандерсгеймской.
Пейтингер славился как собиратель богатейшей коллекции рукописей, монет, медалей, статуй и других памятников древности. Он опубликовал ценный для ее изучения эпиграфический материал и редкий топографический источник- римскую карту дорог. Издал «Историю готов» Иордана и «Историю лангобардов» Павла Диакона. Он внес важный вклад в историю немецкого гуманизмане только как историк, но и как видный юрист.
Дальнейшие шаги в исторической науки сделали Иоганн Авентин(1477-1534) и Беат Ренан(1485-1547). Авентин систематически обследовал различные архивы, особенно монастырские, и подготовил «Баварскую хронику». Ренан в комментариях к нескольким изданиям Тацита и своем главном труде «трех книгах германской истории»- последовательнее всех своих немецких современников применял историко-филологическую критику источников.
Эразм Роттердамский(1469-1536) Крупнейший гуманизм всего Северного Возрождения, оказал исключительно большое влияние на развитие гуманизма в Германии. В отличии от сторонников Цельтиса, он предпочитал национальному энтузиазму позицию «гражданина мира», а естественным и математическим наукам- литературно- философские и религиозно- эстетические вопросы. Эразм систематизировал развил разработанный итальянскими гуманистами метод критики текстов и применил его в издании своего компендиума античной мудрости- сборника более чем трех
тысяч пословиц и поговорок древних авторов, снабженных комментариями.
Уже в работе «Настовление христианскому воину» (1501) Эразм использовал гуманистически трактованное понятие «подражание Христу», а свою позицию в целом называл «философией Христа»
В своем творчестве Эразм выступал как беспощадно-ироничный обличитель суеверия, невежества, пороков всех сословий, прежде всего тех, кто считал себя главным наставником обществ- клира и монашества. Эразм обращался не только к религиозно- философским, но и к политическим вопросам своей эпохи. Он надеялся исправить недостатки общества путем распространения новой культуры и образования, перестройки духовной жизни людей.
Многосторонне творчество Эразма оказало мощное воздействие на европейскую культуру 16 века. Сильное влияние его ощущалось и в 17 веке. Его произведения считались образцом красноречия и элегантной латыни.
И. Рейхлин и «Письма темных людей». (1455-1522)- выдающийся филолог, вместе с Эразмом называли «двумя очагами Германии». Он пропагандировал изучение наряду с латинским и греческими языками также и старейшего языка Священного Писания- древнееврейского. Рейхлин выработал собственный, иной, чем у Эразма, вариант гуманистически – широкого понимание христианства. Он опирался на неоплатонизм флорентийских гуманистов, античное пифагорское и средневековое мистическое еврейское учение- Каббалу. Рейхлин утверждал что человек «микрокосм»
Своими переводами из Ветхого Завета он выявил ошибки в библейской части «Вульгаты» церковного канона Писания.
Широкий отклик в немецком и европейском гуманистическом движении получило выступление Рейхлина протии наиболее фанатических кругов католической церкви.
Важным событием в ренессансной культуры в целом, стал выход в свет живой и острой сатиры, направленной против схоластики и клира, «Письма темных людей». Эта книга , изданная анонимно в двух частях (1515 и 1517) была написана группой гуманистов, в которой главною роль играли Ульрих фон Гуттен и инициатор издания крот Рубеан.
Развитие культуры в условиях Реформации
Бурное развитие реформационных процессов раскололо гуманистическое движение. Старая и новая церковь стремятся поставить его культурные достижения на службу собственным целям, использовать гуманистов как эрудитов, особенно для преподавания в школах и университетах.
Одну из главных попыток «согласования» гуманизма и новых конфессиональных интересов сделал , профессор греческого языка в Виттенбергском университете Филлип Меланхтон ( 1497-1560), ставший видным деятелем Реформации. Он в первые систематизировал евангельское учение Лютера и не раз выступал как защитник в полемической борьбе. Богословские труды, особенно «Общие понятие теологии», как и важная роль Меланхтона в выработке Аугсбургского исповедания веры 1530г. обеспечили ему признание в качестве одного из основоположников новой церкви. По его плану был основан ряд латинских школ и реформированы 8 университетов.
Обратившись к широким массам на родном языке, Реформация вынудила и своих противников действовать аналогичными методами, стимулировала бурное развитие творчества на немецком языке и расцвет немецкой публицистики. Только от первой трети 16 века сохранилось свыше 5тыс «летучих листовок»- изданий памфлетов, диалогов, сатирических стихотворений . и т.д. Продукция немецких типографий выросла почти в четверо (1520-1525), причем 90% печатных станков было поставлено на службу Реформации.
Особую роль в развитии национальной культуры сыграла деятельность самого лютера. Важнейшие реформационные работы он писал на немецком. Крупным событием стал его перевод Нового Завета на немецкий язык., а затем и Ветхого Завета. Попытки перевода библии в Германии делались и до Лютера, но именно он смог дать свои трудом образцы богатства речи и мастерского владения языком.
Воздействие Реформации на развитие образования и воспитания оказалось, однако, достаточно противоречивым. На первых порах оно проявлялось в резком сокращении интереса в немецком обществе к светской латинской образованности, а за тем и к образованию вообще. Для перемен понадобились годы и систематические выступления виднейших реформаторов в защиту образования.
Реформация, отвергнув старые типы церковных и монастырских школ, начала строительство новой системы доуниверситетского образования.
В XVI—XVII вв. Австрия входила в состав Священной Римской империи, но занимала в ней особое положение. Правители Австрии — Габсбурги — с 1438 г. бессменно занимали императорский трон, что повышало статус их владений. В 1526 г. власть австрийских Габсбургов распространилась на королевства Чехию и Венгрию с входящими в их состав землями.
Австрия до XVI в. Австрия заметно выделялась среди других княжеств империи и была одной из наиболее мощных ее частей. Австрия была наследственным герцогством и ее правители могли сами назначать себе наследников. Империи не могли принадлежать лены в Австрии. Австрийский герцог был фактически освобожден от участия в военных предприятиях империи, если только они не затрагивали Австрию. Ему принадлежали исключительные судебные права в австрийских владениях .В XV в. Австрия не вносила никаких сборов в имперские учреждения, в ней не взимались имперские налоги. С XV в. все члены австрийского дома Габсбургов стали носить титул эрцгерцогов.
Собственно Австрия первоначально представляла собой лишь земли на северо-востоке современного государства: Нижнюю и Верхнюю Австрию (бывшую Восточную марку). К концу XV в. владения Габсбургов включали, помимо этих герцогств, Штирию, Каринтию, Крайну, Тироль, Переднюю Австрию, в северо-восточной Италии Фриуль и порт Триест.
Каждая из австрийских земель обладала значительной автономией в управлении
Особенности социально-экономического строя Австрии в XVI—XVII вв. Горная страна Австрия богата полезными ископаемыми. В XV в. она занимала первое место в Европе по добыче соли и являлась крупным экспортером серебра. В конце XVI в. в результате большого притока в Европу дешевого американского серебра его производство в Австрии сократилось, зато стала набирать силу разработка залежей железной руды, меди, свинца и обработка металлов.
С конца XV в. началось активное проникновение в австрийскую промышленность и торговлю южногерманского торгово-ростовщического капитала в лице его крупнейших представителей Фуггеров, Вельзеров, Бехаймов, Хохштеттеров и др. Эрцгерцоги поддерживали иностранцев. Все это нарушало привилегии городов и вызывало недовольство местных купцов и предпринимателей.
Одна из особенностей развития австрийской экономики XVI— XVII вв. заключалась в том, что ведущей отраслью стала металлургия, прежде всего те ее отрасли, которые были связаны с войной
В XVI—XVII вв. австрийские крестьяне в целом находились в более благоприятных условиях, чем их собратья в Германии. Они располагали личной свободой, широкими владельческими правами на свои земли, правом на личную защиту и жалобы на своего господина, правом выхода; платили фиксированные подати, имели свой общинный суд и самоуправление и т.д.
Новые характерные тенденции в гуманизме рубежа веков выразили Конрад Цельтис (1459-1508) и Себастьян Брант (1456-1521). С именем Цельтиса, самого значительного неолатинского поэта в Германии эпохи Возрождения, связан расцвет любовной лирики. Он был основателем ряда гуманистических сообществ и выдвинул широкую программу коллективной научной работы немецких гуманистов. Сам он создал стихотворное описание Нюрнберга.
Брант, видный юрист, вошел в историю литературы как поэт-сатирик, саркастичный наблюдатель типов и нравов и нравов своего времени. Его книга «Корабль дураков» (1494) написанная по-немецки, была обращена к широкой аудитории и сразу завоевала популярность. книга Бранта стала источником целой ветви немецкой литературы 16-в «литература о дураках» ее влияние сказалось и в других странах Европы.
Патриотические настроения, характерные для немецких гуманистов, проявились и в их отношении к прошлому. Главное внимание гуманисты уделяли сведеньям о древних германцах, истории Карла Великого и Оттонов, борьба с папством. Крупный вклад в историографию внесли два гуманиста-патриция Виллибальд Пиркгеймер (1470-1530) в Нюрнберге и Конрад Пейтингер (1465-1547) в Аугсбурге. Пиркгеймер переводил с греческого на латынь классиков античной философии, литературы, географии, но также и образцы красноречия патристики, занимался математикой и астрономией. В «Кратком описании Германии» он сконцентрировал сведенья античных авторов о древних германцах, и в «Истории швейцарской войны» создал одну из первых гуманистических панорам недавних событий. Издав открытые Цельтисом сочинения монахини 10 века Хросвиты Гандерсгеймской.
Пейтингер славился как собиратель богатейшей коллекции рукописей, монет, медалей, статуй и других памятников древности. Он опубликовал ценный для ее изучения эпиграфический материал и редкий топографический источник- римскую карту дорог. Издал «Историю готов» Иордана и «Историю лангобардов» Павла Диакона. Он внес важный вклад в историю немецкого гуманизмане только как историк, но и как видный юрист.
Дальнейшие шаги в исторической науки сделали Иоганн Авентин(1477-1534) и Беат Ренан(1485-1547). Авентин систематически обследовал различные архивы, особенно монастырские, и подготовил «Баварскую хронику». Ренан в комментариях к нескольким изданиям Тацита и своем главном труде «трех книгах германской истории»- последовательнее всех своих немецких современников применял историко-филологическую критику источников.
Эразм Роттердамский(1469-1536) Крупнейший гуманизм всего Северного Возрождения, оказал исключительно большое влияние на развитие гуманизма в Германии. В отличии от сторонников Цельтиса, он предпочитал национальному энтузиазму позицию «гражданина мира», а естественным и математическим наукам- литературно- философские и религиозно- эстетические вопросы. Эразм систематизировал развил разработанный итальянскими гуманистами метод критики текстов и применил его в издании своего компендиума античной мудрости- сборника более чем трех
тысяч пословиц и поговорок древних авторов, снабженных комментариями.
Уже в работе «Настовление христианскому воину» (1501) Эразм использовал гуманистически трактованное понятие «подражание Христу», а свою позицию в целом называл «философией Христа»
В своем творчестве Эразм выступал как беспощадно-ироничный обличитель суеверия, невежества, пороков всех сословий, прежде всего тех, кто считал себя главным наставником обществ- клира и монашества. Эразм обращался не только к религиозно- философским, но и к политическим вопросам своей эпохи. Он надеялся исправить недостатки общества путем распространения новой культуры и образования, перестройки духовной жизни людей.
Многосторонне творчество Эразма оказало мощное воздействие на европейскую культуру 16 века. Сильное влияние его ощущалось и в 17 веке. Его произведения считались образцом красноречия и элегантной латыни.
И. Рейхлин и «Письма темных людей». (1455-1522)- выдающийся филолог, вместе с Эразмом называли «двумя очагами Германии». Он пропагандировал изучение наряду с латинским и греческими языками также и старейшего языка Священного Писания- древнееврейского. Рейхлин выработал собственный, иной, чем у Эразма, вариант гуманистически – широкого понимание христианства. Он опирался на неоплатонизм флорентийских гуманистов, античное пифагорское и средневековое мистическое еврейское учение- Каббалу. Рейхлин утверждал что человек «микрокосм»
Своими переводами из Ветхого Завета он выявил ошибки в библейской части «Вульгаты» церковного канона Писания.
Широкий отклик в немецком и европейском гуманистическом движении получило выступление Рейхлина протии наиболее фанатических кругов католической церкви.
Важным событием в ренессансной культуры в целом, стал выход в свет живой и острой сатиры, направленной против схоластики и клира, «Письма темных людей». Эта книга , изданная анонимно в двух частях (1515 и 1517) была написана группой гуманистов, в которой главною роль играли Ульрих фон Гуттен и инициатор издания крот Рубеан.
Развитие культуры в условиях Реформации
Бурное развитие реформационных процессов раскололо гуманистическое движение. Старая и новая церковь стремятся поставить его культурные достижения на службу собственным целям, использовать гуманистов как эрудитов, особенно для преподавания в школах и университетах.
Одну из главных попыток «согласования» гуманизма и новых конфессиональных интересов сделал , профессор греческого языка в Виттенбергском университете Филлип Меланхтон ( 1497-1560), ставший видным деятелем Реформации. Он в первые систематизировал евангельское учение Лютера и не раз выступал как защитник в полемической борьбе. Богословские труды, особенно «Общие понятие теологии», как и важная роль Меланхтона в выработке Аугсбургского исповедания веры 1530г. обеспечили ему признание в качестве одного из основоположников новой церкви. По его плану был основан ряд латинских школ и реформированы 8 университетов.
Обратившись к широким массам на родном языке, Реформация вынудила и своих противников действовать аналогичными методами, стимулировала бурное развитие творчества на немецком языке и расцвет немецкой публицистики. Только от первой трети 16 века сохранилось свыше 5тыс «летучих листовок»- изданий памфлетов, диалогов, сатирических стихотворений . и т.д. Продукция немецких типографий выросла почти в четверо (1520-1525), причем 90% печатных станков было поставлено на службу Реформации.
Особую роль в развитии национальной культуры сыграла деятельность самого лютера. Важнейшие реформационные работы он писал на немецком. Крупным событием стал его перевод Нового Завета на немецкий язык., а затем и Ветхого Завета. Попытки перевода библии в Германии делались и до Лютера, но именно он смог дать свои трудом образцы богатства речи и мастерского владения языком.
Воздействие Реформации на развитие образования и воспитания оказалось, однако, достаточно противоречивым. На первых порах оно проявлялось в резком сокращении интереса в немецком обществе к светской латинской образованности, а за тем и к образованию вообще. Для перемен понадобились годы и систематические выступления виднейших реформаторов в защиту образования.
Реформация, отвергнув старые типы церковных и монастырских школ, начала строительство новой системы доуниверситетского образования.
-
Австрийские земли в ХVI – первой половине ХVII в.
В XVI—XVII вв. Австрия входила в состав Священной Римской империи, но занимала в ней особое положение. Правители Австрии — Габсбурги — с 1438 г. бессменно занимали императорский трон, что повышало статус их владений. В 1526 г. власть австрийских Габсбургов распространилась на королевства Чехию и Венгрию с входящими в их состав землями.
Австрия до XVI в. Австрия заметно выделялась среди других княжеств империи и была одной из наиболее мощных ее частей. Австрия была наследственным герцогством и ее правители могли сами назначать себе наследников. Империи не могли принадлежать лены в Австрии. Австрийский герцог был фактически освобожден от участия в военных предприятиях империи, если только они не затрагивали Австрию. Ему принадлежали исключительные судебные права в австрийских владениях .В XV в. Австрия не вносила никаких сборов в имперские учреждения, в ней не взимались имперские налоги. С XV в. все члены австрийского дома Габсбургов стали носить титул эрцгерцогов.
Собственно Австрия первоначально представляла собой лишь земли на северо-востоке современного государства: Нижнюю и Верхнюю Австрию (бывшую Восточную марку). К концу XV в. владения Габсбургов включали, помимо этих герцогств, Штирию, Каринтию, Крайну, Тироль, Переднюю Австрию, в северо-восточной Италии Фриуль и порт Триест.
Каждая из австрийских земель обладала значительной автономией в управлении
Особенности социально-экономического строя Австрии в XVI—XVII вв. Горная страна Австрия богата полезными ископаемыми. В XV в. она занимала первое место в Европе по добыче соли и являлась крупным экспортером серебра. В конце XVI в. в результате большого притока в Европу дешевого американского серебра его производство в Австрии сократилось, зато стала набирать силу разработка залежей железной руды, меди, свинца и обработка металлов.
С конца XV в. началось активное проникновение в австрийскую промышленность и торговлю южногерманского торгово-ростовщического капитала в лице его крупнейших представителей Фуггеров, Вельзеров, Бехаймов, Хохштеттеров и др. Эрцгерцоги поддерживали иностранцев. Все это нарушало привилегии городов и вызывало недовольство местных купцов и предпринимателей.
Одна из особенностей развития австрийской экономики XVI— XVII вв. заключалась в том, что ведущей отраслью стала металлургия, прежде всего те ее отрасли, которые были связаны с войной
В XVI—XVII вв. австрийские крестьяне в целом находились в более благоприятных условиях, чем их собратья в Германии. Они располагали личной свободой, широкими владельческими правами на свои земли, правом на личную защиту и жалобы на своего господина, правом выхода; платили фиксированные подати, имели свой общинный суд и самоуправление и т.д.