ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 325
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, помогая приобщать к божественной истине. Во имя воспитания такого человека он призвал к реформе образования.
Полноправным членом оксфордского кружка, этой, по его определению, «республики ученых», был Эразм Роттердамский, посещавший лекции Колета и признававший, что именно в Англии начала формироваться его «философия Христа». Учеником Колета был и выдающийся английский гуманист Томас Мор.
Крупнейшим английским мыслителем первой половины 16 века был Томас Мор (1478-1535). Как и у старшего поколения оксфордцев, его этическая доктрина основывалась на понятии «христианской добродетели» , наполненном, однако, новы, гуманистическим содержанием. Мор полагал, что добродетель и любовь требуют активной гражданской позиции и служения обществу. Юрист по образованию, Мор был активным политиком, избирался в парламент и стал канцлером при Генрихе 8, пытаясь на всех этих постах облегчить жизнь малоимущих и незащищенных. Главным произведением Томаса Мора стала «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516), положившая начало жанру именуемому «утопией». В этой книге устами путешественника Рафаила Гитлодея автор подвергал резкой критике социальные порядки и беззаконие, существующие в современной ему Англии, а затем рисует картину идеального общественного устройства. Политическое устройство Утопии базируется на принципе выборности, высшие должности занимают лишь люди безупречных моральных качеств и обладающие способностями к управлению. Конфессиональные вопросы решаются на основе веротерпимости.
«Утопия» Томаса Мора отражала высокий уровень ренессансной общественной мысли.
Распространению в Англии культуры Возрождения способствовал двор первых Тюдоров, выступавших покровителями литературы и искусства. При Генрихе 7 и Генрихе 8 в Англии были приглашены итальянские художники, скульпторы и архитекторы, ведущим среди которых был Пьеро Торриджано,. Широкомасштабное строительство развернулось при Генрихе 8, которому принадлежал самый крупный дворцовый комплекс Европы- Уайтхолл, а также резиденции Ричмонд, Хэмптон-Корт, Виндзор и др.
Английская живопись также сохраняла множество средневековых черт. Огромное влияние на становление английской школы портретной живописи оказал Ганс Гольбейн Младший, получивший в 1536 г. должность придворного художника Генриха 8.
При дворе Генриха 8, который Эразм Роттердамский окрестил «храм муз», процветали литература и искусства. В поэзии под влиянием Петрарки стал популярным сонет, адаптированный к строю английского языка Т.Уайаттом и Г.Ховардом, графом Сарри.
Ведущими композиторами того времени были музыканты Дж. Тэвернер и Т. Таллис. К ним причисляют и Генриха 8, большого ценителя музыки и , возможно, автора нескольких популярных баллад и мадригал. Любимым развличением при дворе были театральные представления: любительские пьесы-«маски» аллегорические или морально- дидактические, а также представления, восходящие к традициям народного театра- игры о Робин Гуде, майские забавы с переодеваниями.
Подлинного расцвета литература и искусства в Англии достигли во второй половине 16 века, которую не редко называют «золотым елизаветинским веком». Этому способствовали как экономические успехи, так и рост патриотических настроений в Англии.
Видным поэтом и теоретиком литературы этого времени был Ф. Сидни, прославившийся своими сонетами. Он творил и в жанре пасторали, поэма Сидии «Майская королева» сделала это направление популярным в Англии. В трактате «Защита поэзии», полемизируя с пуританами, выступавшими с нападками на «легкомысленную» литературу и «развращающее»искусство.
Подчинение поэзии и искусства этическим задачам, прославление гражданских ценностей характерно для творчества другого выдающегося поэта- елизаветинца Эдмунда Спенсера, автора сонетов и поэм «Пастушеский календарь» и «Королева фей».В жанрах сонета и пасторали работали многие выдающиеся поэты того времени- У. Рэли, К. Марло, У.Шекспир и др., чьи эксперименты с рифмами обогатили литературный английский язык.
Проза второй половины 16 века, представлена обширной литературой, посвященной путешествиям и географическим открытиям. Важную роль в становлении национального самосознания сыграл труд Р. Хаклюйта «Основные плавания, путешествия и открытия английской нации», в котором он собрал многочисленные отчеты мореплавателей и путешественников.
Большой популярностью у читателей пользовались также исторические произведения: « Хроники Англии, Шотландии и Ирландии» Р. Холиншеда, труды У. Кемдена- самого выдающегося историографа елизаветинской поры. Однако ведущей среди литературных жанров, безусловно, была драма. В елизаветинскую эпоху завершается становление публичного профессионального театра.
Одним из крупнейших драматургов 16 века был Кристофер Марло, обратившийся в своих трагедиях «Таерлан Великий» «Трагическая история доктора Фауста», «Мальтийский еврей» к актуальным орально- этическим проблемам.
Проблема личности и пределов свободы волновала и гениального английского драматурга Уильема Шекспира (1564-1616) творческое наследие которого чрезвычайно разнообразно. Его перу принадлежит лирические комедии ( «комедия ошибок» , «Сон в летнюю ночь» « Много шума из ничего») исторические хроники ( «Генрих 5» « Ричард 2» Ричард 3») в которых он выступает адвокатом сильной, но законной и справедливой королевской власти. ; философские драмы («Гамлет», «Отелло», «Король Лир»). Его пьесы это глубокое размышление о сущности человеческой натуры.
Не меньшей популярностью чем Шекспир, пользовался у современников Бен Джонсон, автор бытовых реалистических комедий, в которых он воссоздал яркую картину современных нравов. Джонсона считают основоположником английской морализирующей литературы.
Вторая половина 16 начало 17 века отмечены в Англии успехами естественных наук. Врач У.Гарвий открыл большой круг кровообращения, У. Гилберт исследовал явление магнитизма и электричества, астроном и математик Т. Хэриот обнаружил пятна на Солнце, Д. Нэпер разработал систему логарифмов.
Френсис Бэкон (1561-1626) профессиональный юрист, он сделал удачную карьеру в правлении Якова 1, став лордо- канцлером королевы. Свои размышления об обществе, орали, политике и религии он облек в фору литературно – философских эссе « Опыты и наставления нравственные и политические» (1597) Его этические воззрения основывались на традиционных идеалах гуманистического индивидуализма, вере в человека и его способность быть «Хозяином своей судьбы». Социальные взгляды английского мыслителя были тесно связаны с его представлением о мести науки в жизни общества, которая должна была способствовать преобразованию мира и подчинению его власти человеку. В утопическим романе «Новая Атлантида» всеобщая гармония и благополучие основываются не на социальных преобразованиях, а на достижениях научно- технического прогресса.
«Век Елизаветы» был отмечен расцветом декоративно-прикладных искусств. В английской живописи по- прежнему доминировал портрет.
В архитектуре первой полорвины 17 века утверждается классицизм. Наиболее выдающимся английски архитектором м, работавшим в этом стиле, был Иниго Джонс.
29. Католическая реформа и Контрреформация в Западной Европе. Тридент-ский собор.
Одним из требований сторонников Реформации был созыв Вселенского собора. Ему предстояло реформировать христианское вероучение. Однако такой собор собрался только тогда, когда между католичеством и протестантизмом произошел полный разрыв. Инициатива созыва собора принадлежала императору Священной Римской империи германской нации Карловы V. Он настаивал на проведении реформ в церкви, надеясь с помощью определенных уступок примирить протестантов с католиками. Однако папа Павел III и его преемники отрицательно относились к созыву собора, опасаясь вмешательства императора в дела церкви.
Собор был созван 1545 в городе Треито (на границе Италии и Германии), латинское название которого Тридент, поэтому в истории он известен как Тридентский собор. Основная проблема, которую рассматривали, — борьба с Реформацией.
На Тридентском соборе было подтверждено все католические догматы, осужден свободу вероисповедания. Кроме того, было принято решение, направленные на повышение образовательного уровня священников, их духовности, усиление церковной дисциплины. В постановлениях Тридентского собора подвергалось анафеме учение протестантов, но признавалась недопустимость торговли индульгенциями. Подтверждалась практика католической церкви о проведении мессы, совершения таинств, поклонения иконам и мощам. Было усилено власть епископов, укреплены инквизицию. Одновременно сохранялись традиционные полномочия римских пап, в частности, их безраздельное право толковать соборные постановления, т.е. провозглашался принцип верховенства папства над собором.
На основе решений Тридентского собора папский Рим осуществил ряд важных реформ. Они обновили католическую церковь и со временем усилили ее позиции.
Следствием Реформации и Контрреформации стала потеря церковного единства в Европе. Все это очень повлияло на психологию человека раннего Нового времени. Религия тесно переплелась с общественно — политической жизнью. Споры о сути веры разделяли народы, государства, семьи. Вера уже не воспринималась как нечто традиционное, унаследованное от предков. Каждый человек самостоятельно решала, какую религию ему выбирать ради спасения своей души.
Контрреформация – это церковно—политическое движение в Европе середины XVI – начала XVII вв. во главе с папством, направленное против Реформации. Это также комплекс мер, предпринятых в ходе реформ Римско—католической церкви в XVI–XVII вв. и направленных на подавление протестантской Реформации и возвращение территорий и населения, отпавших от католичества (термин «Контрреформация» введен немецким историком Леопольдом фон Ранке). В начальный период Реформации (1517–1546 гг.), когда ход событий во многом определялся Мартином Лютером, ни одна из противоборствующих партий ясно не представляла всей серьезности и продолжительности разрыва. Католики надеялись, что вернут заблудших бунтовщиков в лоно церкви, а сами бунтовщики были уверены, что смогут подчинить себе всю церковь. Католическое возрождение, особенно заметное в Испании и Италии, привело при Папе Павле III к усилению противодействия католиков протестантскому прозелитизму.
Тридентский собор (1545–1563 гг.) официально отверг протестантские догматы. Теологическую мысль Контрреформации подытожил Роберто Беллармино в «Рассуждениях о спорных вопросах христианской веры…» (1586–1589 гг.), представлявших собой ответ католичества на вызов раннего протестантизма. Папа Павел III и его преемники возглавили католические силы; наиболее энергичными из католических вождей были Пий V (1566–1572) и Сикст V (1585–1590). В сотрудничестве с ними выступили католические государи Европы, и прежде всего Филипп II Испанский (1556–1598), баварские герцоги Виттельсбахского дома и император Фердинанд II (1619–1637). Орудиями Контрреформации стали инквизиция (при Павле III в 1542 г. в Риме создана ее верховная инстанция – Священная конгрегация Римской и вселенской инквизиции, или Священная канцелярия) и Индекс запрещенных книг. Ведущую роль сыграли новые созданные монашеские ордена – капуцинов и иезуитов.
Контрреформации удалось остановить экспансию протестантизма на большей части Европы. В Испании и Италии успех был полным, в Ирландии и Польше – близок к этому, хотя в данных странах (особенно в Польше) протестантизмом была охвачена изрядная часть духовенства. Провал ожидал Контрреформацию в Скандинавских странах: Англии и Шотландии. И если в Англии и Шотландии многочисленная группа католиков выжила благодаря исключительному терпению верующих, то в Скандинавских странах Римско—католическая церковь полностью утратила свои позиции. Во Франции после кровопролитных религиозных войн в XVI в. был достигнут компромисс, выразившийся в Нантском эдикте (1598 г.), который предоставлял гугенотам право свободного исповедания их религии и сохранял за ними большинство гражданских прав. В 1685 г. Людовик XIV отменил Нантский эдикт и изгнал из Франции всех протестантов, которые отказались ему подчиниться. В Германии и Австрии, где к 1550 г. девять десятых населения отошли от Рима, в ходе Контрреформации под руководством Петра Канизия удалось остановить распространение протестантизма и отвоевать значительное число верующих; сходных успехов католики добились в Швейцарии, Венгрии, Чехии и других частях Центральной Европы. В Нидерландах лояльность к Риму вынудила Южные провинции отделиться от Северных и сохранить верность Испании, в результате чего возникли протестантская Голландия и католическая Бельгия.
Полноправным членом оксфордского кружка, этой, по его определению, «республики ученых», был Эразм Роттердамский, посещавший лекции Колета и признававший, что именно в Англии начала формироваться его «философия Христа». Учеником Колета был и выдающийся английский гуманист Томас Мор.
Крупнейшим английским мыслителем первой половины 16 века был Томас Мор (1478-1535). Как и у старшего поколения оксфордцев, его этическая доктрина основывалась на понятии «христианской добродетели» , наполненном, однако, новы, гуманистическим содержанием. Мор полагал, что добродетель и любовь требуют активной гражданской позиции и служения обществу. Юрист по образованию, Мор был активным политиком, избирался в парламент и стал канцлером при Генрихе 8, пытаясь на всех этих постах облегчить жизнь малоимущих и незащищенных. Главным произведением Томаса Мора стала «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516), положившая начало жанру именуемому «утопией». В этой книге устами путешественника Рафаила Гитлодея автор подвергал резкой критике социальные порядки и беззаконие, существующие в современной ему Англии, а затем рисует картину идеального общественного устройства. Политическое устройство Утопии базируется на принципе выборности, высшие должности занимают лишь люди безупречных моральных качеств и обладающие способностями к управлению. Конфессиональные вопросы решаются на основе веротерпимости.
«Утопия» Томаса Мора отражала высокий уровень ренессансной общественной мысли.
Распространению в Англии культуры Возрождения способствовал двор первых Тюдоров, выступавших покровителями литературы и искусства. При Генрихе 7 и Генрихе 8 в Англии были приглашены итальянские художники, скульпторы и архитекторы, ведущим среди которых был Пьеро Торриджано,. Широкомасштабное строительство развернулось при Генрихе 8, которому принадлежал самый крупный дворцовый комплекс Европы- Уайтхолл, а также резиденции Ричмонд, Хэмптон-Корт, Виндзор и др.
Английская живопись также сохраняла множество средневековых черт. Огромное влияние на становление английской школы портретной живописи оказал Ганс Гольбейн Младший, получивший в 1536 г. должность придворного художника Генриха 8.
При дворе Генриха 8, который Эразм Роттердамский окрестил «храм муз», процветали литература и искусства. В поэзии под влиянием Петрарки стал популярным сонет, адаптированный к строю английского языка Т.Уайаттом и Г.Ховардом, графом Сарри.
Ведущими композиторами того времени были музыканты Дж. Тэвернер и Т. Таллис. К ним причисляют и Генриха 8, большого ценителя музыки и , возможно, автора нескольких популярных баллад и мадригал. Любимым развличением при дворе были театральные представления: любительские пьесы-«маски» аллегорические или морально- дидактические, а также представления, восходящие к традициям народного театра- игры о Робин Гуде, майские забавы с переодеваниями.
Подлинного расцвета литература и искусства в Англии достигли во второй половине 16 века, которую не редко называют «золотым елизаветинским веком». Этому способствовали как экономические успехи, так и рост патриотических настроений в Англии.
Видным поэтом и теоретиком литературы этого времени был Ф. Сидни, прославившийся своими сонетами. Он творил и в жанре пасторали, поэма Сидии «Майская королева» сделала это направление популярным в Англии. В трактате «Защита поэзии», полемизируя с пуританами, выступавшими с нападками на «легкомысленную» литературу и «развращающее»искусство.
Подчинение поэзии и искусства этическим задачам, прославление гражданских ценностей характерно для творчества другого выдающегося поэта- елизаветинца Эдмунда Спенсера, автора сонетов и поэм «Пастушеский календарь» и «Королева фей».В жанрах сонета и пасторали работали многие выдающиеся поэты того времени- У. Рэли, К. Марло, У.Шекспир и др., чьи эксперименты с рифмами обогатили литературный английский язык.
Проза второй половины 16 века, представлена обширной литературой, посвященной путешествиям и географическим открытиям. Важную роль в становлении национального самосознания сыграл труд Р. Хаклюйта «Основные плавания, путешествия и открытия английской нации», в котором он собрал многочисленные отчеты мореплавателей и путешественников.
Большой популярностью у читателей пользовались также исторические произведения: « Хроники Англии, Шотландии и Ирландии» Р. Холиншеда, труды У. Кемдена- самого выдающегося историографа елизаветинской поры. Однако ведущей среди литературных жанров, безусловно, была драма. В елизаветинскую эпоху завершается становление публичного профессионального театра.
Одним из крупнейших драматургов 16 века был Кристофер Марло, обратившийся в своих трагедиях «Таерлан Великий» «Трагическая история доктора Фауста», «Мальтийский еврей» к актуальным орально- этическим проблемам.
Проблема личности и пределов свободы волновала и гениального английского драматурга Уильема Шекспира (1564-1616) творческое наследие которого чрезвычайно разнообразно. Его перу принадлежит лирические комедии ( «комедия ошибок» , «Сон в летнюю ночь» « Много шума из ничего») исторические хроники ( «Генрих 5» « Ричард 2» Ричард 3») в которых он выступает адвокатом сильной, но законной и справедливой королевской власти. ; философские драмы («Гамлет», «Отелло», «Король Лир»). Его пьесы это глубокое размышление о сущности человеческой натуры.
Не меньшей популярностью чем Шекспир, пользовался у современников Бен Джонсон, автор бытовых реалистических комедий, в которых он воссоздал яркую картину современных нравов. Джонсона считают основоположником английской морализирующей литературы.
Вторая половина 16 начало 17 века отмечены в Англии успехами естественных наук. Врач У.Гарвий открыл большой круг кровообращения, У. Гилберт исследовал явление магнитизма и электричества, астроном и математик Т. Хэриот обнаружил пятна на Солнце, Д. Нэпер разработал систему логарифмов.
Френсис Бэкон (1561-1626) профессиональный юрист, он сделал удачную карьеру в правлении Якова 1, став лордо- канцлером королевы. Свои размышления об обществе, орали, политике и религии он облек в фору литературно – философских эссе « Опыты и наставления нравственные и политические» (1597) Его этические воззрения основывались на традиционных идеалах гуманистического индивидуализма, вере в человека и его способность быть «Хозяином своей судьбы». Социальные взгляды английского мыслителя были тесно связаны с его представлением о мести науки в жизни общества, которая должна была способствовать преобразованию мира и подчинению его власти человеку. В утопическим романе «Новая Атлантида» всеобщая гармония и благополучие основываются не на социальных преобразованиях, а на достижениях научно- технического прогресса.
«Век Елизаветы» был отмечен расцветом декоративно-прикладных искусств. В английской живописи по- прежнему доминировал портрет.
В архитектуре первой полорвины 17 века утверждается классицизм. Наиболее выдающимся английски архитектором м, работавшим в этом стиле, был Иниго Джонс.
29. Католическая реформа и Контрреформация в Западной Европе. Тридент-ский собор.
Одним из требований сторонников Реформации был созыв Вселенского собора. Ему предстояло реформировать христианское вероучение. Однако такой собор собрался только тогда, когда между католичеством и протестантизмом произошел полный разрыв. Инициатива созыва собора принадлежала императору Священной Римской империи германской нации Карловы V. Он настаивал на проведении реформ в церкви, надеясь с помощью определенных уступок примирить протестантов с католиками. Однако папа Павел III и его преемники отрицательно относились к созыву собора, опасаясь вмешательства императора в дела церкви.
Собор был созван 1545 в городе Треито (на границе Италии и Германии), латинское название которого Тридент, поэтому в истории он известен как Тридентский собор. Основная проблема, которую рассматривали, — борьба с Реформацией.
На Тридентском соборе было подтверждено все католические догматы, осужден свободу вероисповедания. Кроме того, было принято решение, направленные на повышение образовательного уровня священников, их духовности, усиление церковной дисциплины. В постановлениях Тридентского собора подвергалось анафеме учение протестантов, но признавалась недопустимость торговли индульгенциями. Подтверждалась практика католической церкви о проведении мессы, совершения таинств, поклонения иконам и мощам. Было усилено власть епископов, укреплены инквизицию. Одновременно сохранялись традиционные полномочия римских пап, в частности, их безраздельное право толковать соборные постановления, т.е. провозглашался принцип верховенства папства над собором.
На основе решений Тридентского собора папский Рим осуществил ряд важных реформ. Они обновили католическую церковь и со временем усилили ее позиции.
Следствием Реформации и Контрреформации стала потеря церковного единства в Европе. Все это очень повлияло на психологию человека раннего Нового времени. Религия тесно переплелась с общественно — политической жизнью. Споры о сути веры разделяли народы, государства, семьи. Вера уже не воспринималась как нечто традиционное, унаследованное от предков. Каждый человек самостоятельно решала, какую религию ему выбирать ради спасения своей души.
Контрреформация – это церковно—политическое движение в Европе середины XVI – начала XVII вв. во главе с папством, направленное против Реформации. Это также комплекс мер, предпринятых в ходе реформ Римско—католической церкви в XVI–XVII вв. и направленных на подавление протестантской Реформации и возвращение территорий и населения, отпавших от католичества (термин «Контрреформация» введен немецким историком Леопольдом фон Ранке). В начальный период Реформации (1517–1546 гг.), когда ход событий во многом определялся Мартином Лютером, ни одна из противоборствующих партий ясно не представляла всей серьезности и продолжительности разрыва. Католики надеялись, что вернут заблудших бунтовщиков в лоно церкви, а сами бунтовщики были уверены, что смогут подчинить себе всю церковь. Католическое возрождение, особенно заметное в Испании и Италии, привело при Папе Павле III к усилению противодействия католиков протестантскому прозелитизму.
Тридентский собор (1545–1563 гг.) официально отверг протестантские догматы. Теологическую мысль Контрреформации подытожил Роберто Беллармино в «Рассуждениях о спорных вопросах христианской веры…» (1586–1589 гг.), представлявших собой ответ католичества на вызов раннего протестантизма. Папа Павел III и его преемники возглавили католические силы; наиболее энергичными из католических вождей были Пий V (1566–1572) и Сикст V (1585–1590). В сотрудничестве с ними выступили католические государи Европы, и прежде всего Филипп II Испанский (1556–1598), баварские герцоги Виттельсбахского дома и император Фердинанд II (1619–1637). Орудиями Контрреформации стали инквизиция (при Павле III в 1542 г. в Риме создана ее верховная инстанция – Священная конгрегация Римской и вселенской инквизиции, или Священная канцелярия) и Индекс запрещенных книг. Ведущую роль сыграли новые созданные монашеские ордена – капуцинов и иезуитов.
Контрреформации удалось остановить экспансию протестантизма на большей части Европы. В Испании и Италии успех был полным, в Ирландии и Польше – близок к этому, хотя в данных странах (особенно в Польше) протестантизмом была охвачена изрядная часть духовенства. Провал ожидал Контрреформацию в Скандинавских странах: Англии и Шотландии. И если в Англии и Шотландии многочисленная группа католиков выжила благодаря исключительному терпению верующих, то в Скандинавских странах Римско—католическая церковь полностью утратила свои позиции. Во Франции после кровопролитных религиозных войн в XVI в. был достигнут компромисс, выразившийся в Нантском эдикте (1598 г.), который предоставлял гугенотам право свободного исповедания их религии и сохранял за ними большинство гражданских прав. В 1685 г. Людовик XIV отменил Нантский эдикт и изгнал из Франции всех протестантов, которые отказались ему подчиниться. В Германии и Австрии, где к 1550 г. девять десятых населения отошли от Рима, в ходе Контрреформации под руководством Петра Канизия удалось остановить распространение протестантизма и отвоевать значительное число верующих; сходных успехов католики добились в Швейцарии, Венгрии, Чехии и других частях Центральной Европы. В Нидерландах лояльность к Риму вынудила Южные провинции отделиться от Северных и сохранить верность Испании, в результате чего возникли протестантская Голландия и католическая Бельгия.