Файл: Источники по истории хvi середины хvii в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 329

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В ходе Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.) католицизм, казалось, торжествовал в Германии, но ситуация резко изменилась, когда французские войска по приказу кардинала Ришелье и шведские войска под предводительством короля Густава Адольфа вступили в войну на стороне протестантов. Вестфальский мир (1648 г.) закрепил религиозный раскол Западной Европы.


30. Экономика Испании в ХVI - середине ХVII в. Факторы экономического упадка страны. Социальная структура испанского общества.

Характерно:

1)неравномерность темпов и уровня экономического развития государств и целых регионов Апеннинского полуострова

2) активный процесс перемещения центров торгово-финансовой и промышленной деятельности из одних областей в другие. Вторая половина XVI — первая половина XVII в. отмечена расширением внутренних связей. Создание единого товарного рынка тормозилось политической раздробленностью, Открытие новых торговых путей, связывающих Европу с Азией, Африкой и Америкой, уменьшило значение средиземноморской торговли.
Ведущие отрасли итальянской экономики- текстильное производство, испытывали немалые трудности в связи с возраставшей конкуренцией с французскими, немецкими и английскими центрами сукноделия. На экономическом развитии Италии неблагоприятно сказывался и усилившийся в период Итальянских войн отток капиталов в землевладение и кредитные операции. деятельность итальянских торгово-банковских компаний разворачивалась в XV] в. за пределами страны.

Во второй половине XVI в. в отдельных отраслях производства наметился рост. Стало заметно расширяться сукнодельческое производство в Пьемонте, некоторых городах Ломбардии, в Венецианской республике, во Флоренции, хотя вместо дорогих тонких шерстяных тканей стали больше производить дешевых грубошерстных.Шелкоткачество работало на местном сырье. Основной поставщик шелка-сырца: Неаполитанское королевство и Сицилия. Успехам шелкоткачества во многом способствовали технические изобретения, улучшения технологии и окраски. Раннекапиталистический уклад, сложившийся в итальянской экономике, не обрел прочных корней. Традиционность организации и форм производства, а также изменения рыночной конъюнктуры, особенно во внешней торговле, способствовали тому, что период экономического подъема в Италии оказался сравнительно недолгим. Уже в первой четверти XVII в. он сменился застоем, а позже и упадком в ведущих отраслях итальянской промышленности. Например, в Милане изготовление сукон за первые три десятилетия XVII в. сократилось в пять раз, а число сукнодельческих мастерских — с 70 до 15.


В XVI в, Венеция, Генуя, Флоренция были крупнейшими центрами международной торговли и финансовых операций. Несмотря на натиск турок, Венеция сумела сохранить свои позиции в средиземноморской торговле. Если Венеция прилагала огромные усилия, чтобы удержать традиционные связи с Востоком, то Генуя обращала взоры на Запад. Именно Генуя в XVI в., особенно во второй его половине, стала распределять на международной фондовой бирже золото и серебро, прибывавшие из Америки в Испанию и переправлявшиеся затем в Геную. По-прежнему активной была в XVI в. и деловая роль Флоренции. Принадлежавший ей приморский порт Ливорно превратился к концу XVI в. в крупный международный порт.
Однако в первой половине XVII в. положение в итальянской торговле изменилось: преобладающим стал вывоз полуфабрикатов, сырья, сельскохозяйственной продукции, а не готовых изделий, как прежде. На морских торговых путях господствовавшие раньше генуэзские и венецианские корабли вытесняются английскими и голландскими. Итальянская промышленность все более ориентируется на внутренние, локальные рынки. Среди экспортируемых товаров (их предлагали и на местных рынках) были в основном предметы роскоши и дорогие ткани, не находившие спроса у широкого покупателя.
Постепенный спад итальянской экономики к середине XVII в. был обусловлен рядом причин. 1)неспособность промышленности перейти к более развитым формам раннекапиталистического предпринимательства.

2)сохранение цеховой системы,

3) медленное проникновение капитала в деревню с ее более дешевой рабочей силой

4) политическая раздробленность, мешавшая складыванию единого внутреннего рынка.

5)слабая протекционистская политика итальянских государств,

6) отток капиталов в землевладение, откупную и кредитную системы.

7) особенности организации и развития сельского хозяйства, связанных с наступлением феодальной реакции в деревне
В аграрной сфере экономики Италии в XVI в.,были достигнуты значительные успехи. Увеличивались размеры пахотных земель за счет расчистки пустошей. В Тоскане, Ломбардии широко проводились мелиоративные и ирригационные работы. Повсюду вводились новые зерновые и кормовые культуры. Быстро завоевала ведущие позиции появившаяся в этот период кукуруза. Расширились посевы конопли, риса, посадки цитрусовых и сахарного тростника. Большое внимание уделялось разведению тутовых деревьев, необходимых для получения шелка-сырца. Были заметные успехи и в животноводстве: вводилось стойловое содержание скота, в Южной Италии бурно развивалось овцеводство. Рост сельскохозяйственного производства сменился, как и в промышленности, наметившимся уже в первые десятилетия XVII в. застоем, а позже — упадком. К середине XVII в. многие освоенные земли пришли в запустение, пашни нередко превращались в пастбища, ухудшался севооборот, росли охотничьи заповедники. Процесс стагнации особенно широко затронул Южную Италию.

Причины регресса в сельском хозяйстве, характерного для многих областей Италии, — исключением была Ломбардия — коренились в производственных отношениях, сложившихся в деревне. Раннекапиталистические методы хозяйствования крайне слабо проникали в аграрную сферу экономики. Усиление нажима на крестьянство, лишавшее его заинтересованности в повышении производительности труда, вело к массовому обнищанию сельского населения и экономическому упадку деревни. Разорение, бродяжничество — неизбежное следствие феодальной реакции — стали повсеместным явлением в Италии первой половины XVII в.

Социально-политическая структура итальянских государств. в начале XVI в. население насчитывало 10 млн человек, то к концу столетия оно увеличилось до 13 млн. в среднем по Италии свыше 80% — в XVI в. составляли жители сельской местности. в течение столетия доля горожан увеличилась с 11до 16%. Миграция жителей сельской округи — не только крестьянства, но и дворян — в города уверенно росла в эпоху раннего нового времени и стала одной из примет демографической ситуации в стране. К концу XVI в. крупнейшие города Италии — Неаполь, ( 200 тысяч жителей), Венеция ( 150 тысяч ).
Социальная структура Италии не имела четко оформленных юридических сословий. Привилегированное положение феодального класса — дворянства и духовенства — закреплялось в законодательстве отдельных государств. В Италии границы между социальными слоями были размытыми. Знать включала представителей старинных феодальных фамилий, "новых нобилей", выходцы из среды патрициата, зарождавшейся буржуазии, которые покупали землю, титулы и звания. Вырос удельный вес духовенства, в первую очередь крупного и среднего, за счет расширения земельных владений: в XVII в. церкви принадлежало в разных районах от 1/3 до 2/3 всех земель страны. Для церковнослужителей была характерна тенденция к обнищанию. Характерно открытость и мобильность общества, когда продвижение по социальной лестнице зависело от уровня состоятельности.
В монархических государствах Италии титулованная знать и высшее духовенство получали в управление земли, приобретая таким образом судебную и административную власть на местах, несли дипломатическую службу, составляли окружение правителя. Патрициат, а также разбогатевшие выходцы из среды пополанства, нажившие капитал на торгово-предпринимательской и банковской деятельности, занимали ведущие должности в государственном управлении, имели значительные земельные владения и стремились к получению титулов.

Средний слой пополанства в раннее новое время представлял собой социально пеструю и профессионально разнородную массу горожан. Это были торговцы и финансисты, владельцы мануфактур и ремесленные мастера. К пополанской среде принадлежала и основная масса интеллигенции — юристы, медики, преподаватели школ и университетов, литераторы и др.

Плебс, "мелкий люд" — внецеховые ремесленники, подмастерья, наемные рабочие, деклассированные элементы — составлял основную массу населения итальянских городов. Он был лишен сколько-нибудь значительной собственности и политических прав. "Мелкий люд" испытывал двойной гнет; от работодателей, перед которыми он не был защищен отражающим его интересы трудовым законодательством, и от государства, обременявшего его все возраставшими косвенными налогами.
Подавляющее большинство населения Италии в XVI — первой половине XVII в. составляло крестьянство (неоднородное по положению - лично свободные собственники земли, зависимые колоны и сервы). Самой типичной фигурой деревенского труженика был свободный арендатор — испольщик, издольщик, плативший собственнику земли от 1/5 до 1/3 части урожая, чиншевик, плата за землю которого была фиксированной. Все более многочисленным становился слой наемных рабочих — батраков и поденщиков. Характерная для раннего нового времени возраставшая пауперизация крестьянства затронула и Италию: массы нищих и бродяг стали и здесь обычным явлением. Резкий контраст между богатством верхушки итальянского общества и нищетой его низов четко обозначился в конце XVI в, и продолжал углубляться в первой половине XVII в. Особенно заметно это было в Южной Италии.

31. Испанский абсолютизм в конце ХV - первой половине ХVI в., его особенности. внутренняя и внешняя политика.

В период правления Карла V и Филиппа II (1555-1598) произошло усиление центральной власти. Во главе государства стоял король, возглавлявший Кастильский совет, существовал и Арагонский совет, управляющий Арагоном, Каталонией и Валенсией.

Усиление абсолютистских тенденций в 16- первой половине 17 веков привело к упадку кортесов. Города частично сохранили самоуправление, но все городские должности занимали дворяне. Депутатами городов в кортесах также были идальго, жившие в городах. Уже к первой четверти 16 века роль кортесов была сведена к вотированию новых налогов и займов королю. На их заседания все чаще стали приглашаться только представители городов. С 1538 г. дворянство и духовенство официально не были представлены в кортесах.


Все чаще в кортесах в качестве представителей городов выступали дворяне – что говорил о их политическом усилении.

В правлении Филиппа 2 принимались суровые меры против морисков, которые все равно в тайне проповедовали веру отцов. В начале царствования он издал законы, усиливавшие их преследование. Доведенные до отчаяния мориски в 1568 году восстали под лозунгом сохранения халифата.

И все же полной централизации управления не было достигнуто. Бывшие самостоятельные государства, превратившись в провинции Испании, сохраняли определенную автономию, свои налоговые системы, разное право. Даже после подавления восстания дворян и горожан в Арагоне (1591 г.) Филипп не решился ликвидировать, а лишь значительно ограничил его автономию.

Испанский абсолютизм по своему характеру не был схож с абсолютизмом английским или французским. Лишенные политической власти, гранды сохранили и даже усилили на протяжении XVI столетия свою экономическую мощь, еще более расширив земельные владения. Значительная часть аристократии превратилась в придворную и переселилась в столицу. При пышном дворе Филиппа II царил сложный этикет, служивший образцом для других дворов Европы. Огромным влиянием пользовалась в Испании церковь, находившаяся в зависимости от королевской власти, что тоже являлось одной из особенностей испанского абсолютизма.

В Испании, как в Англии и Франции, основной социальной опорой абсолютизма были средние и мелкие дворяне - идальго. Однако их положение было весьма своеобразным. Испанские феодалы и после прекращения реконкисты оставались в стороне от хозяйственной деятельности. В поисках новых военных подвигов, а главное - легких путей обогащения дворяне участвовали в войнах, которые вели испанские короли. Множество идальго отправлялись в качестве конкистадоров в Америку, где имелись самые широкие возможности для завоевания и грабежа. Эти идальго непосредственно присваивали себе американские сокровища. Через посредничество государства, получавшего большую долю этих богатств, американское золото и серебро попадало и к другой части испанских дворян: в форме жалованья, уплачиваемого за военную службу или реже за службу в государственном аппарате, в виде пенсий и пр. Приобретение дворянами драгоценных металлов Нового Света обусловило их полную незаинтересованность в экономическом развитии своей страны, что резко отличало их не только от английского дворянства, но и от французского, ибо доходы последнего в значительной мере зависели от централизованной ренты, а ее немалую долю составляли налоги на торговлю и промышленность.