Файл: Источники по истории хvi середины хvii в.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 333

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
муниципальные привилегии и дали увлечь себя дворянству; силу народных масс, выступления которых оказали наибольшее влияние на ход событий в самый решающий момент гражданских войн.

Успехи французского абсолютизма были достигнуты ценой чрезвычайного роста налогов. Ответом на это был подъем крестьянско-плебейских восстаний. В период с 1624 по 1642 г. можно отметить три волны больших крестьянских восстаний, не считая постоянных местных вспышек и выступлений плебейских масс в городах. В 1624 г. происходило крестьянское восстание в Керси, в 1636-1637 гг. - во многих юго-западных провинциях, в 1639 г. - большое восстание "босоногих" в Нормандии.

Восстание в Керси в 1624 г. было направлено главным образом против соляного налога ("габели"). Крестьяне намеревались захватить город Кагор, но были разбиты отрядами местных дворян.

Восстания 1636-1639 гг. были связаны не только с налоговым гнетом, но и с огромными тяготами, которые ложились на население городов и сел по содержанию расквартированных войск, участию в военных поставках в период вступления Франции в Тридцатилетнюю войну.

В восстании "босоногих" в Нижней Нормандии (1639) приняли участие до 20 тыс. человек. Армия восставших называла себя "армией страдания". В основном это была беднота городов и деревень, хотя среди восставших и даже руководителей движения были и буржуа. На некоторое время вся Нижняя Нормандия оказалась в руках восставших. Правительство вынуждено было отозвать с театра военных действий значительные отряды для подавления восстания.

57. Культура Франции ХVI - середины ХVII в.

В культуре Франции XVI век был веком Возрождения: преобразованием идейной и художественной жизни» обновлением французского языка» созданием нового стиля в искусстве, формированием нового типа мышления и новых граней национального характера. Вместе с тем культурные процессы второй половины столетия находились под влиянием Реформации и Контрреформации.

Французский Ренессанс имел свои национальные корни, которые проявились прежде всего во внимании к французскому языку. Большое влияние на французскую культуру Возрождения оказала Италия.

Ранний период французского ренессанса характеризовался большей приверженностью традиции и продолжением тех культурных процессов, которые начались в 15 веке. Это время существования традиций и новаций. В первый десятилетия 16 века продолжали открываться новые учебные заведения. В 1530г в Париже была основана гуманистическая школа Коллеж де Франс. В числе представителей Коллежа, наряду с итальянцами, были французы: латинист
Бартелеми Ле Масон, эллинист Жак Туссен, гебраист Француа Ватабль и математик Оранс Фине. В 30-е годы Жофру Тори (1480-1533) совершил переворот в книгопечатании: он отказался от готического шрифта и ввел новые элементы в оформление, создав тип французской ренессансной книги, доведенной до совершенства Симоном де Колином и Этьеном Доле. В 20-30-е годы в противовес средневековой варварской латыни возрождалась классическая латынь. Она стала языком творчества первых французских гуманистов- Гийома Бюде и Этена Доле.Возглавивший Коллеж де Франс Г. Бюде ( 1468-1540) переводил на классическую латынь греческих авторов.

Мастеро стихотворения на классической латыни и французском языке и автором «Комментариев к латинскому языку» являлся Э.Доле ( 1509-1546), более известный как типограф, организатор печатного дела в Лионе. Г. Бюде и Э. Доле представляли очаг культуры Возрождения- Коллеж де Франс и Лионский печатный двор.

Близким к Э.Доле был радикальный мыслитель Бонавентюр Депере (1510-1544) автор «Кимвала мира» и «Новых забот». Написанный в подражание Лукиану в эпоху Реформации, «Кимвал мир»- едкая сатира на происходящие события доверчивость людей, ищущих новый путь к Богу.

Очаг культуры Возрождения, возникавшие в разных концах Франции в провинциальных университетах, коллегиях, печатных дворах и даже в монастырских кельях имели покровителя в лице Франциска 1 и его окружения. Король- рыцарь и знаток искусств имел славу мецената. С помощью итальянцев ( Приматиччо, Росси, Челлино) перестроил старый дворец Фонтенбло. Дворцовое строительство стало одним из направлений монаршей политики: оно преследовало цель создать культ короля. Политика монарха способствовала созданию единого французского языка, которым стал язык Северной Франции.

Маргарита Наваррская- ее перу принадлежит «Зерцало грешной души» и ряд стихотворных произведений.

Двор Франциска 1 и салон Маргариты Наваррской в Париже и Нераке объединяли самых знаменитых гуманистов Франции.- Б. Деперте, Жана и Клемана Маро, Жана Лемера де Бельжа и Француа Рабле. Придворные поэты отец и сан Маро и Жан Лемер де Бельж слагали стихи «на случай» воспевая примечательные события из жизни венценосных особ. Особой популярностью пользовался Клеан Маро (1496-1544), сделавший поэзию выразительницей ренессансного мироощущения. Он обрел в поэзии свой стиль и свою тематику. Поэт писал стихотворные миниатюры и сонеты на латыни и французском.



Одна из самых ярких личностей в окружении монарха – Франсуа Рабле (1483-1553). Талантливый медик и незаурядный правовед был назначен Франциском 1 докладчиком прошений при короле. Свой не известный роман «Гарантюра и Пантагрюэль» он написал и издал в Лионе в 1534 г. Ф. Рабле представил в нем грандиозную и синтетическую картину жизни Франции. Под пером Рабле рождалась новая проза, литературный жанр романа нового времени.

40- сер.60-х гг. 16 века ознаменовались деятельностью поэтов гуманистов «Плеяды» Главная заслуга «Плеяды» заключалась в поддержке французского литературного языка в противовес классической латыни. С этого времени классическая латынь, завоевавшая ученый мир в 20-30-е гг., вытеснялась со страниц произведений французских авторов. Объединившая поэтов во главе с Жоакино Дюбелле (1522-1560) и Пьером Ронсаром (1524-1585), « Плеяда» самоопределялась как единая национальная поэтическая школа. В 1549 г. «Плеяда» опубликовала «Манифест» «Защита и возвеличивание французского языка», который отразил национальные устремления французского Возрождения.

В поэзии Ронсара, придворного поэта Франциска 1и его приемников, отразилось характерное для эпохи восторженное отношение кА всем проявлениям человеческого бытия, а также к природе. Для Ронсара природа имела эстетическую и философскую значимость. Творчество поэтов «Плеяды» во французской литературе породило пейзажную лирику.

Конец 60-х-80-е годы 16 века- особый период в культуре Франции. Своеобразие этого времени определялось сложной обстановкой религиозных войн. Для этого времени характерно стремление к общению, к подведению итогов и потому закономерное появление исторических работ и мемуаров. В 1560 г Этьен Пакье (1529-1615) опубликовал свои «Изыскания о Франции»- исторические очерки и рассуждения о значимых событиях. В 1568г. появляется «История девяти королей Карлов» Франсуа Бельфоре (1530-1585); в 1576- «Всеобщая история французских королей от Фарамонда до Карла 7» Бернара де Жирара Дю Гайяна. Вершина исторических трудов – «История моего времени» Жака Огюста де Ту (1553-1617). В ней гуманист представил широкое полотно исторических событий.

Позднее Возрождение венчало творчество Мишеля Монтеня (1533-1592). Его знаменитые «Опыты»- плод исканий многих лет- стали своеобразным синтезом основных тенденций философской и этической мысли Позднего Возрождения. В «Опытах» Монтень проявил себя мастером психологического анализа, раскрывая сокровенные тайны духовной жизни. Современники Монтеня были Жан Боден (1530-1585) и Пьер Шарон (1541-1603). Знамениты правовед, философ и историк Жан Боден в своих сочинениях – «Шесть книг о государстве» и «Метод изучения истории»- дал философское обобщение ренессансной мысли в области политики. Ему принадлежат введение понятия «государственный суверенитет»


Каноник Пьер Шарон оставил знаменитый след в философской мыли. Плодом его дружбы с Монтеня стал трактат «О мудрости»- изложение основных идей Монтеня. Вместе с тем «Мудрость» Шарона, обретенная собственным опытом, отражала уже новые веяния: рационализм и склонность к систематизации.

Влияние Реформации на культуру Франции нашло отражение в поэтическом творчестве гугенотов. Поэты-гугеноты не были объединены в литературную школу, как «Плеяда», но и было присуще единство тем, стилям и образа. В поэзии гугенотов проявилось своеобразное представление о человеке: человек- грешник перед Богом и в то же время праведник как исповедующий истинную веру, одинок в общении с Богом- и сопричастен к борьбе с инакомыслием.

Излюбленная тема- переводы псалмов, При этом гугеноты переводили псалмы свободнее, чем католики, не боясь отступить от буквы. Особое место в гугенотской поэзии занимал Теодор де Без (1519-1605), преемник Кальвина в Женеве. Известность ему принес сборник эпиграмм и эпитафий «Ювенилия». Поэт находился под большим влиянием поэтов «Плеяды».

Одна из самых знаменитых фигур в гугенотской литературе- Теодор Агриппа д»Обенье (1552-1630). Его перу принадлежит «Трагическая поэма», « Приключение барона Фенеста», «Жизнь Агриппы д»Обинье, написанная им самим для своих детей» и «Всемирная история»

Гугеноты достигли высокого мастерства в жанре политической литературы. Примером этого служит трактат «Франко- Галлия» Франсуа Отмана (1524-1590), в котором автор пытается исторически обосновать политические притязания гугенотской аристократии.

Вторая половина 16 века- время утверждения ордена иезуитов на французской земле, сыграли не последнюю роль в утверждении антиренессансной идеологии в оттеснении культуры Возрождения. В архитектуре и изобразительно искусстве Франции первые проявления Возрождения связаны постройками Франциска 1. Это перестройка Фонтенбло, дворцы Блуа на Луаре и замок Шамбор. Традиции готики сочетались с новациями Ренессанса. Стараниями Екатирины Медичи шли восстановительные работы в покинутом Франциско 1 Лувре. Все работы велись од руководством итальянских и французских мастеров Д.Россо, Ф. Приматиччо, Ф. Делорма, П. Леско и Ж. Гужона. В изобразительном искусстве знаменитый след оставили живописные и карандашные портреты, принадлежащие кисти отца и сына Клуэ- авторов живописных портретов коронованных особ и придворных( в том числе Франциска 1 и Маргариты Валуа), а также братьев Дюустье и Корнелю де Лиону.


Культура Франции первой половины 17 века.

Первая половина 17 века в культуре Франции- время больших научных открытий, расцвет рационалистической философии и формирование классицизма- нового направления в литературе. Открытие двух знаменитых французов Ренэ Декарта (1596-1650) и Пера Гассенди (1592-1655) в математике, физики, астрономии и физиологии означали революцию в точных и естественных науках. Декарт дал серьезное научное обоснование вызову, брошенному французскими гуманистами схоластической науке. Автор «Правил для руководства ума», «Трактата о свете», «Рассуждения о методе» и «Метафизических размышлениях о первой философии» первый в математической науке ввел понятие переменной величины и функции. Декарт- основатель аналитической геометрии. В физике ученый отстаивал идею механического материализма. В неразрывной связи со своей механико- материалистической теорией он изложил учение о строении Вселенной.

Первый в истории науки, он сделал попытку проникнуть в сущность «непроизвольных» и «произвольных» движений человека и описал схему рефлекторных реакций.

Научные исследования Декарта тесно связаны с его философскими открытиями.

Современник Декарта Пьер Гассенди, автор «Парадоксальных упражнений против аристотеликов…», Возражений на «Метафизические размышления» Декарта» и «Свобода философии Эпкура». Гассенди реабилитировал атомистическое учение Эпикура. Большой вклад в науку внесли астрономические наблюдения ученого за прохождением планеты Меркурий по диску Солнца.

В философских воззрениях Декарт и Гассенди отразилась особенность философской мысли Франции первой половины 17 века.

Центральным явлением в литературной жизни на рубеже веков стал классицизм. Самая яркая фигура этого направления в литературе – Франсуа Малерб (1555-1628). Ллавная тема Малерба- прославление абсолютизма(«Молитва за здравие короля Генриха Великого», ода «На поход Людовика 13»).

Классицизм достиг своей вершины в творчестве П. Корнеля (1606-1684). Корнелевский суд (1634) открыл историю французского классического театра.

Аристократические салоны (салон маркизы де Рамбуйе) были центрами претенциозной литературы.

Важным событием в культурной жизни Франции стало открытие Французской академии по инициативе кардинала Ришелье. Академия работала над созданием словаря и грамматики французского языка. Ришелье считал необходимым держать науку у культуру под надзором государства.

Первые десятилетия 17 века – время усиления влияния контрреформации во Франции. Иезуиты пытались задушить свободомыслие. Поборник возрождения католицизма священник Венсен де Поль (1581-1600) создал «общество святых даров» в целях надзора за соблюдением церковной обрядности. Идеи контрреформации находили отражения и в литературе- сонет Ла Сепада «Теоремы» (1613).