ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 310
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
58. Основные черты социально-экономического развития стран Северной Европы в ХVI - середине ХVII в.
Революция цен, рост мануфактур и мореплавания, развитие европейского рынка, возрастание армий и флотов повысили спрос на товары Сев. Европы: металлы и изделия из них, живой скот, масло и сало, строевой лес и рыбу. Расширился и традиционный спрос северного региона на соль, полотно и тонкое сукно, хмель и солод, пряности, вина и предметы роскоши. Скандинавы торговали как между собой, так и с немецкими землями, с Польшей, через Прибалтику – с Россией, с конца 16в. – с Нидерландами, Францией, Англией. Портами- посредниками для них в течение 16в. оставались Любек, Гамбург, Нарва. Перемещение торговых путей к Атлантике стимулировало скандинавское судоходство и судостроение. Все это способствовало эконом. подъему ведущих Скандинавских стран. Там усиливаются местные купцы, предприниматели, судовладельцы; растут национальные капиталы. Организуются заморские торговые компании, расширяется флот. Однако скандинавский экспорт развивался преимущественно за счет сырья и полуфабрикатов. Число мануфактур – горных, металлургических, оружейных, монетных и др. – все время возрастало. Но это были, прежде всего, казенные предприятия, которые обеспечивали нужды гос-ва в армейском обмундировании, оружии, кораблях и т.д. Эти мануфактуры были невелики, чаще имели рассеянную форму и нередко базировались на труде зависимых крестьян. Развитие текстильных мануфактур тормозилось конкуренцией ввозных товаров. Да и внутренний рынок оставался еще очень ограниченным. Крестьяне, ведя преимущественно хоз-во, покупали главным образом соль, изделия из железа, обувь и немного тканей, продавали же преимущественно продуктовые изделия.
Новая конъектура, усиление связей западноевропейских гос-в со Скандинавией, Россией, Польшей и Прибалтикой повысили значение балтийского торгового региона и борьбу за преобладание в нем. К этому времени соотношение сил на Балтике изменилось. Ливонское орденское гос-во развалилось, за его земли наряду со скандинавами боролись Россия и Польша, но обе к концу 16в. значительно ослабли. С конца 15в. стала ослабевать и Вендская Ганза во главе с Любеком и Данцигом. Место ведущих торговых посредников и торговых партнеров на Балтике постепенно переходит к голландцам, все ощутимее становится роль франц. и англ. капиталов. Усиливается интерес к этому региону со стороны империи. Наличие важных сырьевых ресурсов и обладание ключевыми позициями на торговых путях между западом и востоком континента, при ослаблении ближайших соседей-соперников, позволили Дании и Швеции выдвинуться на заметное место в Европе, активизировать борьбу за гегемонию на Балтике и развить военно-политическую инициативу за пределами региона, вмешиваясь в крупные общеевропейские конфликты. Одновременно усиливалась борьба между Данией и Швецией.
Социальные сдвиги в североевропейских обществах. Новые времена обострили проблемы внутренней жизни Скандинавских стран. От предшествующего периода они унаследовали преобладание надельной системы над домениальной и оброка над барщиной, а также в силу местных природных условий – слабость аграрного хоз-ва при значительной развитии скотоводства и промыслов. В деревне, где проживало более 90% населения, сохранилась значительная прослойка свободных крестьян – лично свободных, владевших наследственной землей и обязанных гос-ву налогом м некоторыми повинностями. Сохранялись общинные права на угодья, местные судебные собрания. Города оставались небольшими. Они управлялись купеческо-патрицианской олигархией под надзором королевских чиновников. Бюргеры испытывали сильную конкуренцию со стороны сельских ремесленников и торговцев. В городах ведущие позиции принадлежали богатым иностранцам – выходцам из Нидерландов.
В течение позднего Средневековья в Скандинавии появились графы, бароны. Титулованная знать составляла замкнутую группу, она получила преимущественный доступ к верховному управлению, земным пожалованиям. Низшее дворянство мало отличалось образом жизни от верхушки тягловых слоев. Разбогатевший бонд, купец мог стать дворянином.
Категории поместных крестьян – земельных держателей короны и отдельных феодалов – в это время расширились. В Северном регионе издавна преобладали земельные держания на средний срок (6-8 лет). Держатели сохраняли личную свободу. Самая низшая группа безземельных крестьян несли за хижину и огород отработочные повинности (уход за скотом, ремонтные работы). Постоянную группу наемных работников составляли рабочие мануфактур, грузчики, моряки, прислуги, горняки. Наемный труд сохранял полуфеодальный характер, в нем были сильны элементы внеэкономического принуждения.
59. Основные черты и факты политического развития стран Северной Европы в XVI - середине XVII в.
Реформация в Скандинавских странах. К началу 16в. церкви принадлежало в Северной Европе 1/3 освоенных земель. Епископы заседали в Гос. советах, замещали должности канцлеров. Высшее католическое духовенство противодействовало усилению королевской власти. Короли в свою очередь стремились не только сломить политическую оппозицию церкви, но и пополнить за ее счет оскудевшую казну и угодить дворянству. Многие крестьяне и горожане, а также передовая часть духовенства понимали необходимость «очистить» и «удешевить» церковь. С 20-х гг. 16в. проповедь протестантизма успешно вели последователи Лютера, обучавшиеся в Виттенбергском университете, а затем ставшие просветителями своих стран: в Дании – Ханс Таусен, в Швеции – «мастер Улоф» Петри, в Финляндии –
Петер Сяркилахти и сын рыбака, самоотверженный Михаил Агрикола. При
Такой широкой социальной поддержке, руководствуясь образцом гкрманской Реформации, скандинавские государи провели реформу церквей «сверху» - сначала в Швеции и Финляндии (с 1527), а затем в Дании, Норвегии и Исландии (с 1536). Реформация в странах Северной Европы, произведенная королевской властью, была в Швеции, Финляндии и Дании относительно быстрой и успешной, хотя и не безболезненной. Католическое духовенство не раз организовывало в защиту «древней веры» восстание крестьян, недовольныз самоуправством государства. Но особенно сильной, принципиальной оказалась оппозиция в Норвегии и Исландии. Народы этих стран не без основания воспринимали королевскую Реформацию как орудие политики иноземных государств, тем более что и лютеранское богослужение там вводилось на языке страны-сюзерена.
Абсолютистские тенденции гос. власти в Дании и Швеции проявились уже в первой половине 16в., в политике и самодержавных методах управления королей Густава 1 Вазы Шведского и Кристиана 2 Датского. В то время там упорядочивается престолонаследие, ленная система превращается в подотчетную гос-ву административную организацию, в качестве чиновников зачастую выступают недворяне.
К середине 17в. переход к абсолютной монархии в основном совершился. Усиление монархий и активизация их внешней политики, чреватые рекрутчиной и поборами, тяготили широкие народные массы. На протяжении всего позднего средневековья не прекращались народные волнения и вооруженные мятежи. Они вспыхивали в связи с событиями конца Кальмарской унии, Реформации, со сменами правителей, внешними войнами, с введением новых налогов и некоторых реформ. В выступлениях против гос-ва участвовали прежде всего податные группы населения, особенно скаттовые бонды. К ним присоединялись поместные крестьяне, нередко низшие дворяне и священники. Короли, используя податные сословия для подрыва влияния аристократии, в то же время безжалостно подавляли волнения народных масс – с помощью той же аристократии и реформированной церкви.
Короли всегда стремились всячески расширить коронные владения, число податных крестьян и доходы. Первоначально именно Реформация позволила разрешить финансовый кризис правительств Швеции и Дании. Затем на протяжении 16-17вв. короли покровительствовали торговле, особенно внешней, экспортным и военным отраслям производства, вводили общие уставы цехов и регламенты в области мануфактур, цен, оплаты труда. Важную часть протекционистской, меркальтилистской политики составляли указы о торговых преимуществах местных бюргеров и ограничениях для иностранцев. Реформа церкви позволила укрепить опору королей на служилое дворянство и чиновничество, поставила им на службу духовнество. Так были созданы условия для перехода от сословной к ранней абсолютной монархии.
60. Венгрия и Трансильвания в первой трети ХVI в. Распад Венгерского королевства. Габсбургская и Отоманская Венгрия (до середины ХVII в.).
В состав Венгерского королевства к концу XV в. входили, кроме собственно венгерских земель, Трансильвания, Хорватия, Славония, Далмация, а также области, населённые словаками, закарпатскими украинцами и сербами.
Последний период самостоятельного политического существования средневековой Венгрии (1490—1526 гг.) характеризуется нараставшей опасностью турецкого завоевания. Народные массы Венгрии боролись за независимость своей родины. Господствующий класс Венгрии признал необходимым объединиться с Чешским королевством, которому также угрожало турецкое нашествие. После смерти Матвея Корвина (1490 г.) венгерские феодалы избрали на престол чешского короля Уласло II Ягеллона, который сделал своей столицей Буду в Венгрии. При нём и его сыне Лайоше II Венгерское государство объединено было личной унией с Чехией (до 1526г.)
В состав Трансильванского княжества входили собственно Трансильвания, а также ряд восточных комитатов Венгрии, населенных венграми, словаками и закарпатскими украинцами. Князья Трансильвании признавали себя вассалами турецкого султана, сохраняя известную самостоятельность в решении внутренних дел.
Трансильванские князья избирались обычно трансильванским государственным собранием в котором были представлены венгерское дворянство, секейская знать (секеи — венгерское племя, поселившееся в Трансильвании) и верхушка саксонских городов ( Саксы — венгерское (мадьярское) наименование немцев, живших в Трансильвании. ), основанных в Трансильвании выходцами из Германии. Это государственное собрание неоднократно принимало законы, закреплявшие крепостную зависимость трансильванского крестьянства.
Трансильванские князья Иштван Бочкаи (1605—1606), Габор Бетлен (1613— 1629), Дьсрдь Ракоци I (1630—1648), считавшие себя единственными законными претендентами на венгерский престол, вели войны против Габсбургов, выдвигая лозунги освобождения Венгрии. Габор Бетлен был одним из инициаторов проекта создания широкой антигабсбургской коалиции всех некатолических держав. В 1619 г. Табором Бетленом издано было распоряжение о суровом наказании крестьян за нападения на дворянские усадьбы.
Сотрясаемая внутренними усобицами, Венгрия оказалась неспособной справиться с турецким нашествием. После поражения венгерско-чешской армии в битве с турками при Мохаче венгерское дворянство, так же как и чешское, провозгласило королём (вместо убитого при Мохаче Людовика II) Фердинанда I Габсбурга; Но власть Габсбургов утвердилась только в западной части Венгрии, в то время как восточные земли оказались под властью турок, захвативших в 1541 г. Буду. В вассальную зависимость от турок попала и Трансильвания. Трансильванское дворянство поставило во главе страны Яноша Запольяи, жестокого усмирителя крестьянского восстания 1514 г., крупнейшего трансильванского магната, признавшего себя вассалом турецкого султана. Венгрия перестала, таким образом, существовать как самостоятельное государство.
После поражения при Мохаче западная часть Венгрии, населённая главным образом венграми и словаками, была присоединена к владениям Габсбургов в качестве зависимых земель. Венгерское государственное собрание было сохранено, но решения его приобретали силу лишь после утверждения их венским двором. Габсбурги стремились использовать Венгрию прежде всего в целях защиты от турок своих наследственных владений. Венгерское крестьянство содержало армию австрийских наёмников, подвергавших страну беспощадному грабежу.
Союз с Габсбургами обеспечивал венгерскому дворянству усиление феодально-крепостнической эксплуатации венгерских и славянских крестьян и подавление их сопротивления. Габсбурги сохранили за венгерским дворянством власть над невенгерскими народами, населявшими страну. К ним относились прежде всего словаки и закарпатские украинцы.
61. Дунайские княжества в ХVI - середине ХVII в.
Дунайские княжества — Молдавия и Валахия — признали вассальную зависимость от Турции, но в своих внутренних делах сохранили самостоятельность. Они должны были ежегодно уплачивать в султанскую казну дань. Кроме того, молдавское и валашское войско было обязано участвовать в турецких походах.
Раздоры и междоусобицы среди молдавского и валашского боярства позволили Турции постепенно усилить вмешательство во внутренние дела княжеств. Должности господарей Молдавии и Валахии нередко открыто продавались тем претендентам, которые платили за них дороже.
Молдавия и Валахия снабжали своими продуктами Стамбул и многие турецкие крепости. Дань, которую должно было вносить трудовое население в султанскую казну, непрерывно возрастала: в конце XV в. княжества платили по 3—4 тыс. золотых, а в конце XVI в.—60—30 тыс. золотых в год.
Всё же в XVI — XVII вв. городское ремесло и торговля Молдавии и Валахии сделали дальнейший шаг в своем развитии. Крупными ремесленными и торговыми центрами княжеств были такие города, как Яссы, Бухарест, Хотии, Васлуй, на торговых путях выросли города Фокшаны, Гавац, Плоешти, Крайова и др Увеличение товарного производства разрушало экономическую замкнутость различных областей.
В течение XVI — XVII вв большая часть молдавских и валашских крестьян превратилась в крепостных. Так, в 1595 г. валашский господарь Михаил Храбрый издал декрет, устанавливавший крепостную зависимость. В 1646 г. в Молдавии было составлено первое Уложение («Правила»), в котором был окончательно запрещён свободный переход крестьян.