ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1. Составьте рекомендации для педагогов по эффективному педагогическому общению. Учтите в своих рекомендациях следующие моменты:
1) направленность общения
2) стиль общения
3) принципы общения
Ответ:
Педагогическое общение - это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.
Стиль общения – это индивидуально типологические особенности социально психологического педагога и учащихся.
Наиболее распространенными стилями общения выступают:
-авторитарный - это навязывание мнения сверху, то есть навязывание своей точки зрения, своего мировоззрения ученику. Собеседник считает, что только он знает, как поступать правильно, и категорически пресекает любое, индивидуальное развитие личности. Порядок, достигнутый с помощью приказов и кнута, не может способствовать многостороннему развитию личности, ее творческой индивидуальности.
-попустительский предполагает тактику невмешательства, основу которой, по сути, составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами ребенка. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся их противоположность, являются дистантные отношения, отсутствие доверия, явная обособленно обособленность, отчужденность, демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.
-демократический. Что касается демократического стиля общения, то для него свойственны коллегиальное принятие решений, поощрение активности участников коммуникативного процесса, широкая информированность всех, кто участвует в дискуссии о решаемой проблеме, о выполнении намеченных задач и целей.
-общение – устрашение - негативная форма общения, антигуманная, вскрывающая педагогическую несостоятельность прибегающего к нему преподавателя. Такой стиль
общения ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой основывается взаимопонимание.
-заигрывание - это стиль общения, при котором наблюдается проявление либерализма, нетребовательности при возможном положительном отношении к воспитанникам. Оно обусловлено склонностью педагога завоевать ложный, дешёвый авторитет. Причиной проявления этого стиля является, с одной стороны, стремление быстро установить контакт, желание понравиться группе (аудитории), а с другой – отсутствие навыков профессиональной деятельности.
- общение – дистанция - этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и учащихся в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально - психологического взаимодействия учителя и учеников и не способствует созданию истинно творческой атмосферы.
Рекомендации по эффективному педагогическому общению
1.Заходите в кабинет энергичным, бодрым, уверенным.
2.Создайте коммуникативное настроение – ярко выраженную готовность к общению.
3.Создайте на уроке необходимый эмоциональный настрой.
4.Энергично проявляйте коммуникативную инициативу, эмоциональную настроенность на деятельность, стремитесь передать это состояние классу.
5.Органично управляйте собственным самочувствием в ходе урока и общения с детьми.
6.Соблюдайте продуктивность в общении.
7.Управляйте общением.
8.Речь должна быть яркая, образная, эмоционально насыщенная, высоко культурная.
9.Мимика энергичная, яркая, педагогически целесообразная.
10.Пантомимика – выразительная, адекватная жестикуляция.
Психологические принципы общения:
Принцип равной безопасности – непричинение психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене.
Принцип нецентрической направленности – непричинение ущерба делу, ради которого стороны вступили во взаимодействие. Силы участников общения следует направить на поиск оптимального решения проблемы. Децентрическая направленность, в отличие от эгоцентрической, характеризуется умением анализировать ситуацию с позиции другого человека, исходя не из собственных интересов, а из интересов дела.
Принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано, т.е. непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла.
Необходимым условием эффективной речевой коммуникации является умение слушать. Различают два вида слушания:
Нерефлексивное слушание – умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.
Рефлексивное слушание – активное вмешательство в речь собеседника.
Задание 2. Заполните сопоставительную таблицу «Типы затруднений в педагогическом общении и их преодоление».
Ответ:
Тип трудности общения | Проблема общения | Пути преодоления | ||
Статусно – позиционно - ролевая область затруднений | Обусловлена особенностями семейного воспитания, позицией в общности атрибутами роли, статусом учреждения. | Например, право учителя спрашивать предполагает обязанность ученика отвечать, но, если ученик задает вопрос, на который учитель затрудняется ответить, последний может воспользоваться своим более высоким статусом и избежать ситуации необходимости отвечать на вопрос сразу – он вправе изменить ход общения по своему усмотрению, а ученик в таком праве гораздо более ограничен. Более высокий статус учителя предполагает наличие у него авторитета для учеников. Авторитет объединяет в себе две равноправные составляющие: авторитет личности и авторитет роли. Если в восприятии младших школьников первичной является вторая из этих составляющих, то у подростков и старшеклассников авторитет учителя в целом гораздо больше зависит от его авторитета как личности. Если же данный педагог личностно для ученика не авторитетен, то их общение затруднено и сводится лишь к формальному взаимодействию. Если официальные отношения сопровождаются позитивными межличностными отношениями, то эффективность деятельности повышается, в то время как негативные межличностные отношения отрицательно сказываются и на официальном взаимодействии, причем как на учебной, так и на педагогической деятельности. | ||
Возрастная область затруднений | Связана с тем, что учащийся, особенно подросток, считает, что его внутренний мир непонятен взрослым, а учитель продолжает обращаться к нему, как к ребенку. Затруднения в общении могут возникнуть и в том случае, когда педагог в силу занятости или других интересов действительно не знает, чем именно в данный момент больше всего увлечена молодежь, не имеет представления о ценностях нынешней молодежной субкультуры. В данном случае он не имеет общего предмета общения с учениками. | Преодоление связанных с этим трудностей возможно при условии постоянного личностного и профессионального саморазвития педагога, проявления им интереса к миру молодежи. | ||
Индивидуально – психологическая область затруднений | чаще всего служит причиной возникновения коммуникативных барьеров. Эти затруднения обусловлены взаимосвязью трех факторов: индивидуально-психологических особенностей учителя, аналогичных черт ученика и их принятия друг другом. Среди индивидуально-психологических особенностей партнеров, оказывающих наибольшее влияние на общение, отмечаются уровень общительности, эмоциональная устойчивость, импульсивность, экстра– или интроверсия, локус контроля, особенности когнитивного стиля. | Все, что вызывает затруднения в педагогическом общении, должно быть предметом осознания и коррекции как профессионально необходимое условие соответствия человека выполняемой деятельности. | ||
Деятельностная область затруднений | Включает трудности, связанные непосредственно с педагогической деятельностью учителя и учебной деятельностью ученика. Учитель, не полностью овладевший всеми тонкостями своей профессии, может испытывать трудности в постановке и решении педагогических задач, что выражается в недостаточно точном планировании своей деятельности, неучете прошлых ошибок. Это приводит к формализации урока и снижению интереса учащихся. | Преодолеваются подобные затруднения только постоянной работой по повышению своего педагогического профессионализма. | ||
Трудности педагогического воздействия | Заключаются прежде всего, в неумении увидеть в ученике целостную личность, находящуюся в процессе становления и развития. В результате ребёнок оказывается личностно не включён в общение, что вызывает у него чувство неудовлетворённости. | Систематическое изучение каждого воспитанника на всех этапах его жизни, сознание необходимости постоянного обращения к современному комплексу знаний о человеке, составляющему основу понимания ребенка как существа многомерного, многопланового, универсального | ||
Затруднения в обучающей деятельности | Могут быть вызваны отсутствием связи между применяемыми методами обучения, их несоответствием возможностям учащихся или индивидуально – психологическим особенностям учителя. | Преодолеваются такие затруднения только постоянной работой по повышению своего педагогического профессионализма | |