Файл: Задание Проведите процедуру социометрии (на примере ученического класса) с написанием выводазаключения по ролевым позициям её членов. Вариант социометрии для дошкольников (пример).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1. Проведите процедуру социометрии (на примере ученического класса) с написанием вывода-заключения по ролевым позициям её членов.
Вариант социометрии для дошкольников (пример)
"Два домика".
Перед ребенком кладется лист бумаги, с нарисованными домиками. Один красивый, красный, другой неказистый черный. Взрослый говорит ребенку: "Перед тобой два домика. Один красивый светлый уютный. В нем полно игрушек. Другой некрасивый черный. В нем темно и скучно. Кого из знакомых тебе детей ты поместишь в красный домик? Кого в черный?"
Ребенку предлагается сделать три отрицательных и три положительных выбора. Не больше. Но взрослый не настаивает, если по каким-то причинам, ребенок не хочет никого селить в один из домиков.
Обработка социометрии
Метод социометрии предполагает достаточно простую обработку результатов. Каждый выбор ребенка фиксируется взрослым на листе бумаги и потом вносится в специальную таблицу. Верхняя строка и первый левый столбец - списки детей. Внутри таблицы выборы детей. Как правило, красным отмечаются положительные выборы, синим - отрицательные. Внизу сводятся данные - средние показатели выборов.
На основании таблицы взрослый делает вывод о статусе каждого ребенка в детском коллективе.
· "Лидеры" - дети, имеющие большую часть положительных выборов.
· "Принимаемые"- с достаточно большим количеством положительных выборов, по сравнению с отрицательными.
· "Игнорируемые" результат выбора которых равен нулю.
· "Отвергаемые" - дети, у которых большое количество отрицательных выборов, по сравнению с положительными.
· "Изгои" - дети с большим количеством отрицательных выборов.
Стоит так же учитывать, что кто-то из детей может быть на «больничном», или недавно выйти с «больничного». Тогда неудивителен тот факт, что они могут попасть в категорию "игнорируемые", поскольку одногруппники могли о них просто забыть.
Также надо обращать внимание, как комментирует ребенок каждый свой выбор. Он может выбрать сверстника не за какие-то волевые качества, а, например, за то, что он его вчера угостил конфетой.
Ответ:
Кто выбирает | Кого выбирают | Количество отданных выборов | |||||||||
Аксёнов | Бурая | Ветлова | Фокина | Пак | Шургая | Тарасов | + | - | Всего | ||
Аксёнов | | 0 | 0 | - | 0 | + | - | 1 | 2 | 3 | |
Бурая | 0 | | + | + | + | 0 | - | 3 | 1 | 4 | |
Ветлова | + | - | | 0 | 0 | - | - | 1 | 3 | 4 | |
Фокина | 0 | + | + | | + | 0 | 0 | 3 | 0 | 3 | |
Пак | - | + | + | + | | + | - | 4 | 2 | 6 | |
Шургая | 0 | 0 | - | 0 | + | | - | 1 | 2 | 3 | |
Тарасов | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | - | | 0 | 1 | 1 |
Результаты социометрического исследования детского коллектива.
На основании таблицы сделала вывод о статусе каждого ребёнка в коллективе:
Лидеры – 1 ребёнок;
принимаемые – 5 человек;
игнорируемые – 1 человек.
По результатам исследования составлю план работы с детьми.
Задание 2. Составьте рекомендации для родителей по воспитанию ребенка, чьи дети оказались в аутсайдерах по результатам социометрии.
Ответ:
Аутсайдер — лицо с наименьшим авторитетом, не участвует в принятии
решении либо привлекается к участию наименьшее число раз. С мнением аутсайдера мало кто считается.
В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Иногда отверженных детей просто игнорируют, пассивно не любят или терпят, иногда у них находятся защитники. А другим везет меньше - их не любят активно. Они становятся объектами насмешек и травли со стороны одноклассников.
Наверное, многие психологи и педагоги размышляют над тем, как помочь ребенку не чувствовать себя лишним в коллективе, могут ли взрослые (педагоги, психологи, родители) специально обратить на него внимание сверстников, сделать его своим для окружающих.
Памятка для родителей
Если ваш ребенок аутсайдер, то он:
-не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве;
-не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону);
-одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет;
-по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство желудка или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу;
-задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне;
-у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством;
-выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные);
-выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков;
-приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии;
-выбирает нестандартную дорогу в школу.
Как помочь ребенку – аутсайдеру.
1). Оказать ребенку эмоциональную поддержку.
2). Разобраться в причинах происходящего.
3). Укрепить и развить в ребенке навыки и качества, необходимые для того, чтобы он мог справиться с ситуацией:
- Помочь ребенку увидеть, какое его поведение приводит к социальной изоляции;
- Помочь ребенку понять причины отвергающего поведения других детей.
Как ребенку не стать аутсайдером.
5 вещей, которые должен уметь ребенок, чтобы успешно адаптироваться в коллективе:
1. Вступать в общение и поддерживать его. Обращаться к другим детям, задавать вопросы, поддерживать разговор,
2. Организовывать совместное времяпровождение: вместе играть, проявлять юмор, выступать с инициативой и поддерживать чужую инициативу
3. Управлять выражением своих чувств: не подавлять их, но подбирать хорошие способы для выражения себя. Конструктивно выражать агрессию, реагируя сообразно ситуации.
4. Замечать и уважать свои и чужие границы: телесные, психологические (например, уметь отказывать и принимать отказ), границы собственности.
5. Ощущать и поддерживать эмоциональный контакт с другими людьми, быть эмоционально включенным в общение, выражать свои чувства и разделять чувства других.