Файл: Правовое регулирование экономики носит многопрофильный характер, и практически каждая отрасль права имеет свой предмет в регулировании экономических отношений.rtf
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Содержание
Введение
1. Теоретические основы
1.1 Понятие, цели и задачи административно-правового регулирования экономики
1.2 Субъекты и объекты административно-правового регулирования экономики
1.3 Методы и институты административно-правового регулирования экономики
2. Практические аспекты административно-правового регулирования экономики в России
2.1 Субъекты административно-правового регулирования экономики в России
2.2 Состояние и проблемы административно-правового регулирования экономики в России
2.3 Пути повышение эффективности административно-правового регулирования экономики
Заключение
Список литературы
Введение
Правовое регулирование экономики носит многопрофильный характер, и практически каждая отрасль права имеет свой предмет в регулировании экономических отношений. Административное право в механизме правового регулирования экономики занимает ключевое место. Обусловлено это тем, что хозяйствующие субъекты имеют административно-правовой статус, в связи с чем нормы административного права определяют порядок их взаимоотношения с органами государственной власти и управления.
Современная экономика, несмотря на ее многоукладный характер, находится все же под определенным регулированием права. Актуальность исследования заключается в том, что именно в действующем законодательстве и иных нормативных правовых актах закрепляются как стимулирующие, так и принудительные правовые средства, которые, естественно, по-разному воздействуют на экономику, создавая внутри нее необходимый правовой режим. Меняется законодательство – меняются механизмы и методы административно-правового регулирования экономики.
Цель курсовой работы – изучить механизмы и методы государственного регулирования экономики.
Объект исследования – государственное регулирование экономики.
Предмет исследования – институты и механизмы административно-правового регулирования экономики.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие, цели и задачи административно-правового регулирование экономики.
2. Выделить субъекты и объекты административно-правового регулирование экономики
3. Рассмотреть методы и институты административно-правового регулирование экономики
4. Охарактеризовать субъекты административно-правового регулирования экономики в России.
5. Раскрыть современное состояние и проблемы административно-правового регулирования экономики в России.
6. Перечислить основные пути повышения эффективности административно-правового регулирование российской экономики.
Методы исследования: методы исследования: анализ литературы, изучение и обобщение отечественной практики, сравнение, теоретический анализ и синтез, исторический метод.
Исследование курсовой работы опиралось на труды следующих авторов: С.А. Бескоровайной, Е.П. Губина, И.А. Курбатова, В.И. Кушлина, Е.В. Романенко, З.А. Саидова, Э.В. Талапиной, В.Л. Тамбовцева.
Структура исследования: введение, основная часть из двух глав, заключение, список литературы.
1. Теоретические основы
1.1 Понятие, цели и задачи административно-правового регулирования экономики
Административно-правовое (государственное) регулирование следует рассматривать в узком и широком смысле слова.
Государственное регулирование в узком смысле слова является одной из государственных функций управления, суть которой состоит в регулировании права, то есть в установлении определенных норм (правил), которыми должны руководствоваться субъекты хозяйствования (как негосударственные, так и государственные). Данная функция, кроме того, может выражаться и в форме господдержки, оказываемой данным субъектам [22, c. 21].
В широком смысле государственное регулирование является государственное установление общих правил поведения участников общественных отношений и, в зависимости от изменяющихся условий, их корректировка.
К его субъектам относятся органы исполнительной власти, законодательные органы, на урегулированные отношения оказывают определенное влияние и судебные органы.
Таким образом, государственное административно-правовое регулирование в отношении субъектов хозяйствования следует рассматривать в качестве основной функции управления, включающей в себя, как регулирование права, так и практическую деятельность органов исполнительной власти по управлению государственным сектором экономики, оказанию государственных услуг, надзору и контролю за законностью в предпринимательстве, соблюдению всеми хозяйствующими субъектами обязанностей и прав.
Ключевыми элементами понятия государственного регулирования экономики являются [25, c. 11]:
1. Система мер (законодательного исполнительного, контролирующего характера).
2. Субъекты, осуществляющие воздействие (правомочные государственные органы и общественные организации).
3. Главная цель (приспособление к существующим условиям).
4. Объект воздействия (социально-экономическая система страны).
5. Результат воздействия (прогрессивные сдвиги в пропорциях; предотвращение негативных последствий; создание условий для добросовестной конкуренции).
Активное участие государства в экономической жизни можно обусловить, тремя основными причинами.
Во-первых, этого требует конкуренция – основная движущая сила механизма рынка. Прямое следствие развития данной категории рынка – монополизирование экономики. Монополистическое развитие, в сою очередь, подрывает рыночное конкурентное начало в экономике, что отрицательно сказывается на разрешении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. На определенном этапе капиталистического развития монополистический капитал начинает сращиваться с государственной управленческой системой с целью реализации своих интересов в экономике. Пресечение всесилия монополий перерастает в общую национальную и общечеловеческую задачу. Рыночная монополизация должна противопоставляться законодательной и иной антимонополистической государственной деятельности.
Следующим аспектом государственной антимонопольной политики и поддержания работоспособности механизма рынка является защита прав потребителей и производителей. Должно быть обеспечено, прежде всего, экономическая самостоятельность и право собственности. Собственник, который не уверен в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и не сможет в полную силу использовать материальный и творческий потенциал.
Во-вторых, всегда существовали виды производства, развитие которых невозможно в рамках механизма рынка. К ним относятся убыточные производства или производства с высокой степенью риска, высокой степенью стандартизации, длительным сроком окупаемости капитала, которые действуют в интересах всего общества. Общество не может обойтись без таких производств, а результаты их нельзя оценивать с позиции немедленной экономической эффективности: здравоохранение, организация образования, охрана правопорядка, поддержание обороноспособности страны, содержание нетрудоспособных, фундаментальная наука, поддержание и создание нормального функционирования общей структуры экономики (таможенный контроль, денежное обращение и пр.).
В-третьих, существуют причины, которые вытекают из ограниченных возможностей саморегуляторов рынка: обеспечение равновесия в системе экономики, поддержание на необходимом уровне занятости населения, правовое обеспечение функционирования механизма рынка, разработка принципов рационального экономического поведения и теории общественного выбора [27, c. 1231].
Совокупность целей – определенная система включающая генеральную, основную цель, а также конкретные цели, связанные с реализацией того или иного социального, экономического процесса и способствующая достижению основной цели Взаимообусловленная совокупность конкретных и главной целей получила определение «дерево целей»
Основной и главной целью регулирования экономики государством является обеспечение социальной и экономической общественной стабильности. Непосредственное следствие главной цели – формирование потенциала и стартовых условий экономического роста, а на этой основе повышение народного благосостояния.
«Дерево целей» по государственному регулированию экономики [28, c. 116]:
1. Координация хозяйственной деятельности:
обеспечение информацией о перспективах развития народного хозяйства, конъюнктуре рынка;
разработка механизма мотиваций, системы санкций и поощрения.
2. Обеспечение рамочных условий функционирования народного хозяйства:
обеспечение правовой основы функционирования экономики;
обеспечение территориальной целостности;
поддержка внутреннего порядка.
3. Обеспечение социальной стабильности
обеспеченность населения общественными благами;
предоставление социальных услуг;
социальная обеспеченность различных слоев населения.
4. Обеспечение стабильности в экономике, выравнивание конъюнктурных краткосрочных и циклических долгосрочных колебаний:
внешнеэкономическое равновесие;
обеспечение полной занятости;
обеспечение экономического роста;
поддержка устойчивости национальной валюты;
регулирование региональной и отраслевой структуры национальной экономики.
5. Поддержка конкурентной среды:
борьба против недобросовестной конкуренции;
борьба с монополизмом;
поддержка среднего и мелкого предпринимательства;
создание правовых, экономических условий, правил системы конкурентных отношений, защита конкурентной среды;
разработка тактических и стратегических мер развития предпринимательской активности (налоговых, таможенных, финансовых и другие).
6. Управление государственным сектором в экономике:
управление государственной собственностью (государственными кредитными средствами, государственными ценными бумагами, пакетными акциями, разведанными полезными ископаемыми);
управление государственными предприятиями [22, c. 22].
Основными задачами правительства в регулировании экономики являются (М. Брю):
обеспечение правовой базы и общественной атмосферы;
защита конкуренции;
перераспределение дохода и богатства;
корректировка распределения ресурсов;
контроль инфляции и занятости;
стимулирование экономического роста [30, с. 59].
Функции регулирования экономики государством, предложенные Л.И. Абалкиным:
защита прав собственности;
обеспечение свободы предпринимательства;
стимулирование деловой активности;
борьба с монополизмом;
обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере;
регулирование денежного обращения;
регулирование трудовых отношений;
контроль за внешнеэкономической деятельностью;
обеспечение устойчивости национальной валюты;
обеспечение экономической безопасности страны [27, с. 126].
Таким образом, рассмотрев основные аспекты административно-экономического регулирования экономики, можно выделить направления экономической деятельности государства. Во-первых, это разработка и организация выполнения законодательства, т.е. разработка правовых норм, осуществление контроля за их соблюдением, выработка и реализация мер по принуждению к исполнению принятых актов. Во-вторых, обеспечение сохранности и создание условий для рыночного механизма, т.е. регулярное проведение демонополизации, антиинфляционная профилактика, поддержание государственных финансов. В-третьих, заполнение свободных от рынка хозяйственных зон, т.е. обеспечение экологической безопасности, гарантирование прав человека, более справедливое распределение доходов, обеспечение научно-технического прогресса, сглаживание диспропорций, обеспечение эффективности международных экономических отношений.
1.2 Субъекты и объекты административно-правового регулирования экономики
Субъекты государственного регулирования экономики – органы государства всех ветвей власти (судебной, исполнительной и законодательной), которые действуют в порядке, установленном законом и присущим им формах методом регулирующего воздействия. В условиях Российской Федерации это: