Файл: У. Хантер (18861954) и К. Лешли (18901958) Предметом психологии является поведение, а не сознание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание

1. Заполните таблицу «История развития психологии» по образцу.

Выдающиеся мыслители, учёные и психологи

Взгляд на психологию. Основная суть

Критика

Бихевиоризм

Эдвард Торндайк (1874–1949).

Джон Браадус Уотсон (1878–1958)

У. Хантер (1886–1954) и К. Лешли (1890–1958)

Предметом психологии является поведение, а не сознание.

Поведение как объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние и внутренние стимулы.

«стимул – реакция» (S–R).

1. Законы научения едины для человека и остальных живых существ.

2. Исследования развития психики сводятся к изучению связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями.

3. Психика сводится к внешне наблюдаемому поведению

Гештальт психология

М. Вертгеймер (1880-1943)

В. Келер (1887-1967)

К. Коффка (1886-1941)

К. Левин (1890-1947).

Предметом является сознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.

Единица анализа поля (сознания) выступает целостная структура — гештальт, но не сводимая к сумме ощущений.

Восприятие не может базироваться на ощущения. Последнее — фикция.

1. Теоретический потенциал гештальпсихологии был исчерпан (в 30-е годы школа распалась).

2. Не все выводы и интерпретации обоснованы: проблемы изоморфизма, роль феноменологической редукции.

3. Не все положения были четко сформулированы.

Генетическая психология

Ж. Пиаже (1896–1980)

Б.Инельдер (1913 - 1997)

Е.Шеминский (1881 – 1937)


Предметом генетической психологии является развитие и происхождение интеллекта, формирование понятий: время, пространство, объект и др.

Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность.

Механизмы построения схемы – ассимиляция и аккомодация.

1.Недооценена роль обучения как важнейшего условия перехода с одного уровня развития интеллекта на другой.

2.Многочисленные исследования, выполненные отечественными психологами, доказали, что развитие мышления детей обусловлено правильно организованной системой обучения.

3.Недооценка роли среды и влияния взрослого в психическом развитии детей.


Глубинная психология (психоанализ)

Зигмунд Фрейд (1856–1989)

К. Г. Юнг (1909 -1913)

А. Адлер (1870-1937)

К. Хорни (1885-1952)

Предметом психологии являются глубинные, бессознательные структуры психики.

Методом их исследования — разработанный этой школой психоанализ.

Психоанализ - глубинная психотерапия, это метод изучения лич-ности, импульсов, мотивов поступков, желаний, травм раннего развития и эмоциональных расстройств и воздействий бессознательного на эти факторы.

1. Развитие человека и общественных форм является естественноисторическим процессом. Абсолютизированные экономические факторы, по существу, приводят к игнорированию психологических мотивов в поведении людей.

2. Пансексуализм Фрейда, который все стремления человека и культурные достижения объяснял только сексуальными влечениями, в то время как факты показывали, что существуют и другие, не менее важные мотивы.

3. Практически совсем не учтена роль социальных и индивидуальных различий, которые также оказывают огромное влияние на мотивацию личности.



Теория персонализма

Вильям Штерн (1871—1938)

Э. Мунье (1905-1950)

Бердяев Н.А (1874-1948)

Ф.Якоби (1743-1819)

Предметом исследования в персонализме является творческая субъективность человека.

Основными проблемами персонализма являются вопросы свободы и нравственного воспитания личности.

Персона – личность.


1.Проблема взаимосвязи развития речи и мышления.

2. Попытка синтеза в персонализме несет в себе очевидное противоречиедедуктивного обоснования жизни в качестве иррационного начала.

3. Нельзя сводить «личность как понятие» к какому к какому-либо аспекту функционирования. Самопознание- важнейшая сторона личности но не вся личность.

Гуманистическая психология

А. Маслоу (1908–1970)

Г. Олпорт (1897-1967)

К. Роджерс (1902-1987)

Р. Мэй (1909-1994

Предметом является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Это потенциал развития человеческой личности, преодолевающий границы адаптации. Поэтому центральным объяснительным принципом нового подхода стал принцип "самоактуализации", т.е. максимального раскрытия природных возможностей человека, раскрепощения его "сущностных" сил.

Предметом является личность и присущие только ей проявления, такие как: самоактуализация, свобода, творчество, любовь, ценности и смыслы


1.Абстрактность и неточность понятий

2.Невозможность объективных измерений

3. Чрезмерный идеализм и Приверженность одной культуре.



2. Продолжите заполнять таблицу по образцу. Какие свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:

Ситуация

Свойство внимания

а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами.

1) устойчивость

б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.

2) концентрация

в) Читая рассказы Л.Н. Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

3) распределение

г) Ученикам нужно прослушать небольшой рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.

4) объем

д) Во время контрольной работы ученики отвлекаются на звуки сигнализации припаркованной во дворе школы машины.

5) переключение

е) Получив новые учебники, дети стали с интересом их рассматривать, не обращая внимания на речь учителя.

6) переключение

ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти минут должны находить в тексте и максимально быстро подчеркивать буквы «к» и «а».

7) устойчивость

з) Учитель химии во время демонстрации опыта говорит ученикам, что сейчас окраска раствора в пробирке должна измениться.

8) объем

и) Перед объяснением нового материала учитель предупреждает учащихся о том, что тема очень сложная, ученики пытаются сосредоточиться на изучаемом материале.

9) концентрация

к) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.

10) устойчивость

л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.

11) распределение

м) Примерно 65–70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке

12) распределение

 

3. Составьте обобщенную схему характеристики сознания человека.

.



Общие характеристики

Сознание человека





Способность к коммуникации

Рефлексивная способность

Представление и воображение действительности



Частные характеристики



Связь воображения и представлений человека с его волей

Восприятие человеком себя как познающего субъекта



Связь сознания с мышлением и речью



Отражение в сознании сущностных характеристик явлений и предметов

Наличие интеллектуальных схем


4. Опишите типы темперамента человека. Ознакомьтесь с опросником Г. Айзенка на диагностику типов темперамента - Айзенка личностный опросник (EPI). Пройдите этот тест (вариант А или вариант Б на выбор), опишите получившиеся результаты.

Сангвиническому типу свойственен высокий темп деятельности, достаточно быстрые реакции, не чрезмерная активность, выраженная эмоциональность и уравновешенность. Холерик – человек с гипербыстрой реакцией, с высоким типом деятельности, с высокой переключаемостью с одной деятельности на другую и быстрой сменой настроений. Холерик неуравновешен, и в нем явно преобладают процессы возбуждения. Человеке замедленными реакциями – флегматик. Он медленно переходит из состояния в состояние, слабоэмоционален, он динамически уравновешен. Во многом похож на флегматический меланхолический темперамент. У меланхолика слабая нервная система, он неуравновешен, заторможен. Меланхолик чаще пребывает в заторможенном пассивном состоянии.


Айзенка личностный опросник (EPI).

Описание методики

Айзенка личностный опросник (EysenckPersonalityInventory, или ЕР!) опубликован в 1963 г. и содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности- нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.

Теоретические основы

Г. Айзенк, проанализировав материалы обследования 700 солдат-невротиков, пришел к выводу, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством 2 главных факторов: экстраверсии (интроверсии) и невротизма.

Первый из этих факторов биполярен и представляет характеристику индивидуально-психологического склада человека, крайние полюса которой соответствуют ориентации личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на субъективный внутренний мир (интроверсия). Принято считать, что экстравертам свойственны общительность, импульсивность, гибкость поведения, большая инициативность (но малая настойчивость) и высокая социальная приспособляемость. Интровертам же, наоборот, присущи необщительность, замкнутость, социальная пассивность (при достаточно большой настойчивости), склонность к самоанализу и затруднения социальной адаптации.

Второй фактор — невротизм — описывает некоторое свойство-состояние, характеризующее человека со стороны эмоциональной устойчивости, тревожности, уровня самоуважения и возможных вегетативных расстройств. Фактор этот также биполярен и образует шкалу, на одном полюсе которой находятся люди, характеризующиеся чрезвычайной устойчивостью, зрелостью и прекрасной адаптированностью, а на другом — чрезвычайно нервозный, неустойчивый и плохо адаптированный тип. Большая часть людей располагаются между этими полюсами, ближе к середине (согласно нормальному распределению).


Пересечение этих биполярных характеристик позволяет получать неожиданный и довольно любопытный результат — достаточно четкое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента.
Процедура проведения

Инструкция

Вам предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный» ответ, который придет вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак + (да), если нет — знак — (нет).

Обработка результатов

Ключ

Экстраверсия - интроверсия:

  • «да» (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56;

  • «нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Нейротизм (эмоциональная стабильность - эмоциональная нестабильность):

  • «да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43,

45, 47, 50, 52, 55, 57.

«Шкала лжи»:

  • «да» (+): 6, 24, 36;

  • «нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл.

Интерпретация результатов

При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия:

  • больше 19 - яркий экстраверт,

больше 15 - экстраверт 12 - среднее значение, меньше 9 - интроверт, меньше 5 - глубокий интроверт.

Нейротизм:

  • больше 19 - очень высокий уровень нейротизма,

  • больше 14 - высокий уровень нейротизма,

  • 9 - 13 - среднее значение,

  • меньше 7 - низкий уровень нейротизма.

Ложь:

  • больше 4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,

  • меньше 4 - норма.



Описание шкал
Экстраверсия — интроверсия

Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Он действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.