Файл: Разработка мероприятия, направленного на профилактику аддиктивного поведения обучающихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Итоговая работа
по программе курсов повышения квалификации
«Использование психолого-педагогических технологий
в профилактике аддиктивного поведения обучающихся»
по теме «Разработка мероприятия, направленного на профилактику аддиктивного поведения обучающихся»
Актуальность. Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, а так же самый уязвимый для возникновения разнообразных нарушений. К наиболее типичным нарушениям этого возраста можно отнести отклоняющееся от нормы поведение, т.е. аддиктивное - «злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания», определение которое дает А.А. Реан.
В последние годы возросли масштабы и темпы распространения пристрастия к азартным, компьютерным, мобильным и смартфонным играм, а так же к Интернету среди подростков.
Современная информационная технология обусловила появление уникальной реальности - виртуальной. Влияние ее на человека весьма велико, особенно на детей. В силу незрелой, неустоявшейся психики подросток, например, не в полной мере различает специфику двух реальностей. И нередко виртуальная реальность предстает как объективная. А это причина многих трагедий. Виртуальная реальность скроена по своим меркам. Она гибка, подвижна, а главное - поддается индивидуальному воздействию. В результате человек часто испытывает ощущение всемогущества. Но когда он встречается с суровой подлинной реальностью, которая ему противостоит и не поддается никакому воздействию, он испытывает разочарование, психическое расстройство, стресс. Подросток, играя в виртуальные игры, воспринимает их условия как реальные. Поэтому нередко и в жизненных ситуациях он поступает так, как требуют правила игры. Выход во взрослую жизнь поколения, выросшего на таких развлечениях, когда-то может обернуться волной массовых убийств уже по месту работы и жизни людей.
Изучение социальных проблем и причин распространения игровой компьютерной зависимости, сущности и особенностей данного отклонения отражены в исследованиях различных авторов. Так, Кимберли Янг разработала методику обследования данной категории, а также пути реабилитации людей страдающих этим видом социальной патологии. Позже Айвен Голдберг выделил основные симптомы игровой компьютерной зависимости, а доктор М. Озарк разделил их на психические и физические.
В нашей стране проблема игровой компьютерной и смартфонной зависимости, несмотря на большой интерес, особенно в онлайновых публикациях, научные исследования об игровой компьютерной аддикции носят пока несистематизированный характер и сравнительно немногочисленны. В связи с этим, изучение данного явления представляет для современного педагогического сообщества значительный интерес.
Таким образом, развитие цивилизации неизменно сопровождается не только улучшением качества жизни людей, но и порождает новые проблемы, откладывание решения которых грозит значительными последствиями для психического здоровья общества.
Цель: определить сущность, виды, причины, последствия игровой компьютерной и смартфонной зависимости подростков, подготовить текст для выступления на школьном педагогическом семинаре по её профилактике и преодолении.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть компьютерную и смартфонную игры как фактор социализации личности.
2. Охарактеризовать особенности, виды, причины и последствия игровой компьютерной и смартфонной зависимости подростков.
3. Определить содержание, формы и методы социально-педагогической работы по предупреждению и преодолению игровой компьютерной и смартфонной зависимости подростков. Разработать рекомендации по профилактической работе по игровой зависимости подростков для педагогов.
Целевая аудитория: классные руководители 5-11 классов
Ожидаемый результат: формирование социально-психологической культуры педагогов, повышение уровня знаний педагогов о понятии «игровой компьютерной и смарфонной зависимости»; повышение уровня информированности педагогов о негативных последствиях игровой зависимости; составление информационного буклета.
Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики, необходимо, выявить и проанализировать основные причины и условия, которые способствуют игровой компьютерной и смартфонной зависимости подростков.
Выявлены некоторые общие черты, присущие подросткам с игровой компьютерной и смартфонной зависимостью. Как правило, для них характерны дисгармония функционирования эмоциональной сферы, проявляющаяся в неспособности к четкой дифференцировке своих чувств, невозможности спонтанно отреагировать их в коммуникативных ситуациях. Это часто формируется в результате псевдосолидарного типа семейных отношений, в которых выражение чувств считается излишним или, вообще, относится к проявлению слабости. Отношения в семьях носят формальный характер, отсутствует искренняя вовлеченность родителей в дела ребенка, что способствует возникновению у него ощущения изолированности, и в дальнейшем приводит к проблемам адаптации в коллективе сверстников. Даже при наличии порой широкого круга общения, дружеские отношения возникают крайне редко, нет и эмоциональной привязанности к кому-либо из окружения. И без того узкий круг общения, по мере развития игровой компьютерной зависимости приводит фактически к формальной изоляции подростка.
Мобильная аддикция
Нужно учитывать, что психология не выделяет телефонную зависимость в отдельную группу, так как она образуется абсолютно по тому же принципу, что и другие зависимости. Существует огромное количество зависимостей, у каждого человека можно найти какую-нибудь: разговоры по ICQ или Quake. Это всё зависимости, или, выражаясь научным языком, нехимические аддикции.
Аддиктивным можно считать поведение, которое не ситуативно, а возникает достаточно часто и носит хронический характер. От английского addiction - "пристрастие". Это поведение неотделимо от неосознанного желания уйти от реальности (в первую очередь, от проблем) путем изменения состояния своего сознания.
Мобильная зависимость находится в группе нехимических аддикциях, она очень похожа на все остальные виды нехимических аддикций, так как "работает" по тому же принципу.
Нехимическая форма аддиктивного поведения связана с психологическими защитными механизмами человека. Защита, которую строит человек, всегда является "ответом" на какие-то неприятности, проблемы, дискомфортные ситуации; защита приобретает ритуализированный характер, а также чётко отрабатываются модели поведения личности. Например, в случае мобильной зависимости человек на все дискомфортные ситуации начинает одинаково реагировать (допустим, берёт трубку и начинает бессмысленно щелкать кнопками).
-
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) может помочь подростку изменить отрицательные мысли и поведение на здоровые и позитивные; -
Индивидуальная терапия может помочь распознать и побороть чувства и переживания, которые способствуют проблемному использованию смартфона; -
Загрузите приложения, предназначенные для ограничения потребления; -
Развивайте осознанность, чтобы контролировать свои желания;
Родителям полезно следить за уровнем использования смартфонов подростками, поскольку бездумная прокрутка и просмотр ленты могут занять целые часы и повлиять на повседневную деятельность. Придерживаясь ограничений и разговоров, семьи могут установить «цифровые диеты», которые помогут не только ребенку, но и всей семье.
Смартфоновая аддикция
Настораживает мобильная зависимость у детей и подростков, ведь вместо того чтобы на уроках заниматься учёбой они играют в игры, общаются, слушают музыку, сморят фото, видео ролики многие из которых никогда бы не прошли цензуру, хотя помимо детей страдают также и сами взрослые. Ученые не как не определятся, есть ли физическое воздействие на здоровье человека мобильного телефона, но зависимость от него очевидна.
Зависимость от смартфона приводит к возникновению и других вредных привычек — например, отказа от живого общения или нежелания сообщать правду о своем местонахождении. Люди, часто использующие смартфоны, нередко страдают нарушениями сна, особенно при оживленной дискуссии в социальных сетях. Недостаток сна часто делает их раздражительными и неспособными к длительной концентрации внимания.
Смартфоны настолько прочно вошли в повседневную жизнь людей, что они отказываются не только от реального общения, но и от телефонных разговоров. Говорить по телефону любят далеко не все, но с появлением мессенджеров, у многих звонки уже вызывают раздражение. Тем не менее, письменный текст лишен эмоций, которые дарит людям общение. Даже смайлики и эмодзи не позволяют определить тон собеседника и его чувства. Избыток виртуального общения способствует росту числа одиноких людей.
Смартфон является серьезным препятствием для продуктивности человека. Может показаться, что он помогает в работе, обеспечивая способность всегда находиться на связи. Но вместе с этим человек получает множество отвлекающих факторов, в том числе, и привычку постоянно проверять входящие сообщения. В результате внимание рассеивается, и человек теряет способность концентрироваться на выполнении рабочих задач.
Количество «лайков» и комментариев к сообщениям в социальных сетях приносит человеку приятные эмоции. Но и в этом есть подмена реальных ощущений, поскольку человеку не хватает уверенности в себе. Утро начинается с использования смартфона и заканчивается им же. Так у человека создается иллюзия собственной значительности и включенности в реальную жизнь.
Зависимость от игр — новая болезнь, которая поражает преимущественно молодых людей, подростков и детей, хотя, конечно, есть исключения. Хоть такого рода зависимость не имеет ничего похожего с инфекцией, она все же распространяется со скоростью эпидемии по всему миру.
Зависимость от телефонных игр формируется постепенно, но если заядлого игромана отвлечь от телефона больше, чем на два часа, у него формируется ломка и необходимость играть, как у алкоголика — пить.
Есть несколько признаков зависимости от игр:
- Нежелание оторваться от игры на телефоне;
- Неспособность спланировать свою работу;
- Раздражение и агрессия в случае отрыва от игры;
- Отказ от общения с друзьями;
- Пренебрежение домашними делами;
- Пренебрежение сном и личной гигиеной;
- Головные боли;
- Снижение иммунитета;
- Бессонница;
- Нарушение зрения;
- Повышенная утомляемость.
Гаджетозависимость.
Еще 20-30 лет назад родителям не приходилось сталкиваться с проблемой гаджетной зависимости у детей. Гаджетов просто не было! Современная жизнь такова: мы редко выходим из дома без смартфона, у каждого 2-го ребенка в возрасте 5 – 7 лет уже есть собственный телефон, а среди младших школьников гаджеты есть у 90%. Что уж говорить, главной фобией нашего времени стала номофобия – это боязнь остаться без смартфона. Чтобы мобильное устройство не превратилось из помощника во врага, важно быть на чеку.
Гаджеты негативно воздействуют на организм, в частности, на мозг. Их частое использование приводит к рассредоточенности внимания. Ребенок не способен длительное время концентрироваться на чем-либо, он отвлекается и теряет интерес.
Память ухудшается, так как ее реже тренируют. Благодаря гаджетам у нас теряется необходимость удерживать информацию в голове. Зачем запоминать, если можно быстро найти ответ в интернете?
Использование гаджетов плохо влияет на качество сна и вызывает бессонницу. Практически все подростки спят с телефонами под подушкой. Мы проверяем телефон прямо перед сном и сразу же после пробуждения. При этом свет от телефона наш мозг воспринимает как продолжение светового дня, что плохо влияет на выработку мелатонина (гормона сна) и нарушает циркадные ритмы.
Смартфоны ухудшают зрение. Когда глаз фокусируется на каком-то объекте, сокращается количество морганий. Это приводит к сухости роговицы. Всматриваясь в экран смартфона, мы сильно утомляем наши глаза.
Еще одна непрямая опасность – низкая активность. Чем больше ребенок проводит времени с телефоном, тем реже он двигается. В сочетании с неправильным питанием низкая двигательная активность может спровоцировать ожирение.
Из-за неправильного положения тела при использовании смартфона, у ребенка могут возникать боли в шейном отделе позвоночника.
Психологические опасности
Психологи выделяют несколько социально-психологических опасностей гаджетов для ребенка:
-
Потеря интереса к окружающему миру: новостные ленты пестрят яркими картинками и видео, на фоне которых реальная жизнь выглядит скучной и пресной. -
Снижение интереса к реальному общению со сверстниками. -
Нежелательные контакты: родители не всегда могут проследить, какие именно сайты посещает ребенок и какой контент он видит.