Файл: Программа профессиональной переподготовки Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (144).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"

Программа профессиональной переподготовки

Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (144)

Дисциплина: Модуль 3. Содержание логопедической работы по преодолению расстройств речевой сферы у детей с расстройствами аутистического спектра

Практическое задание 4, Модуль 3. Содержание логопедической работы по преодолению расстройств речевой сферы у детей с расстройствами аутистического спектра


Выполнил:

слушатель Харченко Людмила Николаевна

Преподаватель:

Иванчикова Юлия Геннадьевна

г. Москва – 2023

Конспект логопедического занятия для моего сына – диагноз атипичный аутизм с легкой степенью умственной отсталости, задержка речи, эхолалия (пришла не давно). Возраст 10 лет.

  1. Тема: «Овощи»

  2. Цель: установление эмоционального контакта с ребёнком, становление мыслительных процессов, коммуникативных навыков, речевых элементов.

  3. Задачи:

  • Закрепление умения пользоваться указательным жестом.

  • Закрепить умения различать предметы по цвету и величине.

  • Формировать умение объединять предметы в группы в соответствии с величиной и цветом.

  • Развитие зрительного восприятия; мелкой моторики; артикуляционной моторики; внимания.

  • Побуждение к визуальному контакту с логопедом через выполнение инструкции: «Посмотри на меня».

  • Формирование умения слышать логопеда, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Покажи где…», «Дай мне…».

  • Развивать мелкую моторику в ходе выполнения упражнения.

  • Побуждать к жестам и речевым вокализациям.

  • Побуждать ученика к коммуникации логопедом.

IV. Оборудование: Картинки бегемота, лягушки, лошадки, слона; модели игрушек; игра «Овощи на грядке»; фигуры овощей, картинки овощей Домана; корзины; разрезные картинки овощей; картинки с изображением геометрических фигур; лото овощи.


V.Ход занятия:

VI. Организационный момент.

Приветствую ребёнка, беру его за руки. Спрашиваю, как тебя зовут? (беру руку Ильи, прикладывает к его груди, и говорю: «Я - Илья», использую прием «рука в руке», прикладывает руку ребенка к своей груди, называю свое имя: «Люда»). Необходимо добиться произношения имен. Далее Илья здоровается с моделями игрушек, которые помогают ребёнку в ходе занятия.

- Посмотри, к нам пришёл зайка давай поздороваемся с зайчиком. Привет Зайка (ждем произношения).

Артикуляционная гимнастика

  • Показываю Илье картинки с изображением бегемота, лягушки, лошадки и т. д.

- «Посмотри на меня», делай так:

- Широко откроем ротик, как голодный бегемотик! “А”

-Улыбаюсь, как лягушка, очень милая подружка! “И”.

-Подражаю я слону, губки хоботом тяну” “У”.

-Эй, лошадка не скачи, зубки только покажи! “Ы”.

  • Закрепление указательного жеста: “ - Покажи лошадку. Покажи лягушку.

Покажи бегемота. Кто улыбается? Кто открыл рот? Кто показывает зубки?(контроль рука в руке или контроль локтя)

VII. Основная часть.

Илье предлагаю игру «Грядка с овощами»

Цель – продолжить формирование умения сортировать овощи.

  • Игра «Собери овощи с грядки».

- Помоги зайке собрать овощи с грядки. У каждого овоща свой домик. При этом сопровождаю речью, каждое движение. Морковь мы дёргаем и кладем в корзину. Картофель капаем и кладем в корзину. Капусту мы срезаем и кладем в корзину, помидор мы срываем и кладем в корзину, огурец срываем и кладем в корзину, перец мы срываем и кладем в корзину. Посмотри, что в корзине? Это всё. - Овощи!(ждем повторения речью).

  • Массаж пальцев, рук, предплечья (массаж мелкой моторики, стимулирование)

Массажным шариком Су-джок  произвожу вращательные движения по пальчикам левой руки, затем перемещаюсь на ладонь, и провожу массажные движения до предплечья (те же действия провожу с правой рукой).

Свои действия сопровождаю словами: «Шарик я в руках катаю»

. В процессе массажа важно следить за состоянием и мимикой Ильи. Добиваюсь проявления положительных эмоций.

  • Игра в лото «Овощи»

Цель - учить соотносить два одинаковых овоща.

Смотри, дай зайке такой же овощ.

На столе карточки с изображением овощей. Показываю карточку с овощем и прошу дать такой же. Например: «Дай, морковку» и т д. Что ты дал?

  • Пальчиковая гимнастика

Цель - переключение внимания. Развитие координации движений.

Наши пальчики устали, давай сделаем зарядку.

Тук! Тук! Тук! Тук!

Раздается в доме стук.

Мы капусту рубим, рубим

Мы морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим

Мы капусту жмем, жмем.

Молодец!!!

  • Игра собери картинку

Цель - развивать мышление и память, зрительную память

Собрать картинки «Овощей».( На столе разложены разрезанные картинки овощей)

Илюше даю инструкцию, собери картинки. Что у тебя получилось? Правильно, огурец и тд. Найди огурец в корзине.

Какой огурец? На столе картинки (зелёный квадрат, овал, квадрат и т.д.) Прошу Илью выбрать на что похож огурец. Такая работа идет с другими овощами. Прошу так же произнести название овоща.

  • Игра «Большой маленький»

Цель – формировать умение объединять предметы в группы в соответствии с величиной.

Илья посмотри на столе 2 корзины и вощи. Давай посмотрим какие они? Чем они отличаются? Рассматриваем вместе. Делаем вывод один больше другого. Давай положим большой в корзинку слева, а маленький справа. Теперь давай помидор и т.д раскладываем по корзинкам.

  • Волшебный мешочек

Цель - развивать осязание при различении предметов на ощупь.

Посмотри, Илья зайчик принес нам волшебный мешок. Что же там? Засунь руку в мешочек. Что в мешке? Покажи (перед ребёнком муляжи овощей) что там. Достаем и называем овощ.

 

VIII. Заключение

Илья сегодня молодец! Мы с тобой сегодня повторили какие бывают овощи. На что они похожи. И что они бывают разного размера, хлопаем в ладоши, «Молодец»! Посмотри а у зайчика опять волшебный мешок в лапках, давай посмотрим что там. (награда, например киндер)