Файл: Понятие очной ставки, тактика ее производства. Очная ставка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


              Плохое техническое состояние автомобиля. Техническое состояние ТС не так часто становится причиной ДТП, но может привести к очень серьезным последствиям, вплоть до летального исхода. К примеру, из-за неправильно настроенной тормозной системы автомобиля или из-за несработавшей подушки безопасности;

            Плохое качество дорожного покрытия. Сюда же можно отнести и неисправность светофора, и неправильное расположение дорожных знаков, игнорирование правил нанесения дорожной разметки. Проблема с дорогами усугубляется еще и тем, что за аварии, спровоцированные рытвинами и ямами на опасных участках дороги, дорожные службы привлекают к ответственности крайне редко;

            Неправильное поведение на дороге пешеходов. В основном это касается перехода дороги в неположенном месте или перехода через перекресток на красный сигнал светофора. Чаще всего наезды на пешеходов, которые не соблюдают ПДД, делаются в темное время суток. Поэтому во время прогулок по вечерам и ночам стоит позаботиться о наличии светоотражающих элементов на своей одежде;

            Плохие условия погоды. Туман, сильный дождь, снег или гололед значительно снижают дальность обзора, уменьшается сцепление шин с дорожным полотном, заметно увеличивается тормозной путь автомобиля. Это лишь часть неблагоприятных погодных факторов, которые являются частой причиной ДТП.



    1. Стадии развития дорожно-транспортного происшествия. Особенности механизма следообразования в ходе его развития.

Первая стадия — процесс сближения начинается с момента возникновения опасности для дорожного движения, когда для предотвращения происшествия (или уменьшения тяжести послед­ствий) требуется немедленное принятие водителями необходи­мых мер, и заканчивается в момент первоначального контакта ТС.

Вторая стадия — взаимодействие ТС — начинается с момен­та их первоначального контакта и заканчивается в момент, когда воздействие одного транспортного средства на другое прекраща­ется и они начинают свободное движение.

Третья стадия
 — процесс отбрасывания (движение после столкновения) — начинается с момента прекращения взаи­модействия между ТС и начала их свободного движения, закан­чивается в момент завершения движения под воздействием сил сопротивления.

Следы наезда образуются при наезде транспортного средства на пешехода или какие-либо предметы (столб, бордюрный камень).

В результате наезда на пешехода на транспортном средстве возникают линейные следы, следы в виде вмятин, отпечатков структуры ткани одежды потерпевшего. Располагаются они преимущественно на передних частях транспортного средства (например, на капоте, облицовке радиатора, крыльях автомобиля).

Следы переезда возникают в виде деформаций, вдавлений, разломов при переезде препятствия колесами (гусеницами) транспортного средства; на нижней поверхности препятствия могут остаться следы в виде царапин, трасс, соскобов, наслоений и т. п.

Следы качения образуются от беговых поверхностей транспортного средства. В них отображаются ширина и рельеф беговых поверхностей, длина окружности колеса и другие его признаки.


    1. Типичные исходные следственные ситуации по делам о дорожно-транспортных преступлениях. Обстоятельства, подлежащие установлению по таким делам.


Наиболее распространенной является первая ситуация, когда наблюдаются легкие или менее тяжкие телесные повреждения.

Для второй следственной ситуации характерны наиболее серьезные вредные последствия: причинение потерпевшему тяжких телесных повреждений или смерти.

При третьей следственной ситуации алгоритм действий следователя состоит в осмотре места происшествия, опросах и последующих допросах осведомленных лиц, в даче поручений органам дознания произвести оперативно-розыскные мероприятия. При обнаружении трупа потерпевшего назначается судебно-медицинская экспертиза.

Для четвертой следственной ситуации характерно причинение легких или средней тяжести телесных повреждений. В этом случае производится осмотр места происшествия и транспортного средства, устанавливаются и допрашиваются осведомленные лица, в том числе потерпевшие, назначается судебно-медицинская экспертиза, дается поручение органам дознания произвести оперативно-розыскные мероприятий по розыску скрывшегося водителя. Как и при второй ситуации, в данном случае обычен угон автомашин, а также опьянение водителя.




    1. Типичные категории лиц совершающих дорожно-транспортные преступления. Комплекс мероприятий по поиску транспортного средства, участвовавшего в дорожно-транспортном происшествии.


Криминологически важным для изучения дорожно-транспортных преступлений представляется позиция водителя транспортного средства и соответственно его роль как участника дорожного движения. Можно выделить следующие группы водителей 

1) водители-профессионалы;

2) автолюбители;

3) лица, не имеющие прав на управление транспортными средствами.

Лица, входящие в указанные группы, имеют социальные, психологические особенности и отличаются по некоторым личностным характеристикам, например различия в возрасте и уровне образования. Особо стоит отметить последнюю группу водителей. В отличие от первых двух категорий - профессионалов и автолюбителей, выполняющих правомерно социально одобряемую функцию, для последних уже само выполнение водительских функций является грубым правонарушением. В указанных группах можно выделить подгруппы, например в первой группе - водителей такси, большегрузных автомашин, общественного транспорта и т.д. Лицам, входящим в группы и подгруппы, соответствуют определенные социальные позиции и роли, рассогласование которых может привести к отсутствию взаимопонимания и согласованности на дороге.

ПОИСК ТС

1) осмотр места дорожно-транспортного происшествия, допросы (опрос) свидетелей-очевидцев, в результате которых получается необходимая для поиска информация о характерных признаках скрывшегося транспортного средства, имеющихся на нем повреждениях, о направлении движения транспортного средства, а также об управлявшем им водителе;

2) ориентирование сотрудников органов внутренних дел (в частности, подразделений ГИБДД, уголовного розыска, патрульно-постовой службы), а также населения на установление разыскиваемого автомобиля, мотоцикла и т. д.;

3) заградительные мероприятия, проводимые на выездах из города и транспортных развязках дорог с целью не допустить выезда разыскиваемого транспортного средства за пределы определенной территории;


4) осуществление наблюдения за возможными маршрутами передвижения и местами нахождения разыскиваемого транспортного средства;

5) осмотр возможных мест нахождения транспортного средства (стоянок, гаражей, ремонтных мастерских и др.);

6) преследование движущегося транспортного средства;

7) если автомобиль значительно поврежден и по этой причине не мог далеко уехать, организуется прочесывание расположенных неподалеку от места происшествия улиц, дворов, лесных массивов и т. д.



    1. Особенности тактики осмотра места происшествия по факту дорожно-транспортного происшествия.


Осмотр места совершения административного правонарушения - это одно из основных процессуальных действий инспектора ДПС на месте ДТП. От того, насколько качественно производился осмотр места происшествия, а также полно и правильно зафиксированы его результаты, зависит результат установления причин и обстоятельств ДТП.

В ходе общего осмотра места совершения инспектору ДПС важно установить следующие обстоятельства:

1) место ДТП; 2) время совершения ДТП; 3) вид ДТП; 4) состояние погоды, видимость в направлении движения каждого

ТС (в метрах); 5) обзорность с места водителя, а именно: состояние его рабочего

места, установка сиденья, состояние стекол, стеклоочистителей и омывателей, расположение предметов окружающей обстановки; 6) характер последствий ДТП (повреждения ТС, предметов окружающей обстановки); 7) направление движения ТС; 8) наличие следов торможения и их особенности (форма, длинна);

9) координаты места столкновения ТС, место наезда на пешехода и т.д.;

10) в случае наезда на пешехода, необходимо указать расстояние, которое преодолел пешеход от тротуара или обочины до места наезда ТС;

11) средства регулирования дорожного движения (наличие, исправность, их расположение и др.).

На этом этапе инспектору ДПС необходимо определить последовательность осмотра, внимательно осмотреть, произвести ориентирующие и обзорные фотосъемки места совершения ДТП

    1. Экспертизы, проводимые по делам о дорожно-транспортных преступлениях, объекты их исследования и необходимые образцы.



Судебно-медицинская экспертиза назначается во всех случа­ях, когда ДТП привело к гибели людей или причинению им телесных повреждений. Помимо общих вопросов о причине наступления смерти, времени, характере, локализации и степе­ни тяжести телесных повреждений, состоянии здоровья потер­певшего перед происшествием, судебный медик решает вопрос о наличии на теле и одежде потерпевшего специфических сле­дов автотранспортной травмы.

Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказа­тельств исследует объекты биологического происхождения, чаще всего кровь, волосы, частицы костей, тканей и органов человеческого тела, обнаруженные при осмотре места ДТП. Перед экспертом ставятся такие вопросы: не происходит ли обнаруженная кровь от человека, если да, то совпадает ли она по группе и типу с группой и типом крови потерпевшего; принадлежат ли волосы, обнаруженные при осмотре автомобиля . человеку и сходны ли они с волосами потерпевшего и др.

Автотехническая экспертиза назначается, чтобы определить техническое состояние машины, исправность ее отдельных агре­гатов, механизмов и узлов, установить механизм ДТП, опреде­лить техническую возможность предотвращения происшествия, дать техническую оценку действий водителя во время аварии, установить причинную связь между техническими неисправно­стями машины и происшествием, решить другие вопросы.