Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия 1 Задачи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| ||||
| ||||
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ _________Русский язык и культура речи_________ | ||||
Группа __22ГУ111в__ | ||||
Студент | | А. Р. Братухина |
МОСКВА 2022
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №1
Задачи
Задание. Сформулируйте определение литературного языка, назовите его |
признаки. Сравните свое определение с существующими: 1) «Нормализованный язык, обслуживающий разнообразные культурные потребности народа, язык художественной литературы, публицистических произведений, |
периодической печати, радио, театра, науки, государственных учреждений, школы и т.д.» |
(Д.Э. Розенталь);
|
С. Пушкина до наших дней, не остается неизменным. Он постоянно меняется и, |
следовательно, нуждается в нормировании». (Е.Н. Ширяев); 4) «Это кодифицированная подсистема; она характеризуется более или менее устойчивой нормой, единой и общеобязательной для всех говорящих на литературном языке, и эта норма целенаправленно культивируется» (Беликов В.И., Л.П. Крысин) |
Литературный язык – общенародный язык письменности, язык официальных и деловых документов, школьного обучения, письменного общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме (письменной и иногда устной), воспринимаемый носителями данного языка как образцовый. Русский литературный язык функционирует как в устной форме, так и в письменной форме речи.
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №2
Задание. Заполните пустые ячейки таблицы. Приведите примеры
Правила | Нормы |
Постановки ударения | Акцентологические |
Произношения | Орфоэпические |
Употребления слов | Лексические |
Образования слов | Словообразовательные |
Образования грамматических форм слова | Морфологические |
Объединения слов в словосочетания и предложения | Синтаксические |
Написания слов | Орфографические |
Постановки знаков препинания | Пунктуационные |
Задание. Сравнив несколько определений языковой нормы, перечислите ее основные признаки.
-
«Правильной» всегда представляется речь старших поколений… Нормой признается то, что было, и отчасти то, что есть, но отнюдь не то, что будет… Норма есть идеал, раз навсегда достигнутый, как бы отлитый на веки вечные.
(А.М. Пешковский)
-
Норма соответствует не тому, что «можно сказать», а тому, что уже сказано и что по традиции говорится в обществе…
(Э. Косериу)
-
Норма – это совокупность наиболее пригодных («правильных»,
«предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих…, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов.
(С.И. Ожегов)
4.Норма – это не только социально одобряемое правило…, но и правило, отражающее закономерности языковой системы и подтверждаемое словоупотреблением авторитетных писателей.
(К.С. Горбачевич)
К признакам языковой нормы можно отнести:
1) Общепринятость
2) Правильность
3) Общественная одобряемость
4) Относительная устойчивость
5) Обязательность
Задание. Приведите примеры, доказывающие, что владение нормами – показатель культуры личности.
То, что считается нормой - является общественным одобряемым идеалом. Соответственно, это соблюдение традиций и обычаев. Соблюдение этих норм человеком является показателем культуры личности.
Например: при выборе претендента на место, работодатели обращают внимание не только на личные качества, но и на уровень образования, исходя из этого, претендент должен вместо привычного сленга и жаргонов применять правильное употребление слов и грамотность. Умение владения нормами языка, чтобы зарекомендовать себя образованным и интеллигентным человеком- в данном случае, будет являться культурой личности.
Например: культура речи невозможна без слов вежливости. Передать информацию можно и без них, но отношение передадим ими.
Например: даже неправильная постановка ударения в слове, или использование слов-паразитов может дать понять о неграмотности и некультурности.
Задание. Найдите ошибки в следующих высказываниях:
1. На решение этой задачи необходимы дополнительные средствá. 2. Не могу согласиться о том, что говорил докладчик. 3. Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно это занимает большинство времени. 4. В современных переводах много языковых погрешностей. 5. Такого разностороннего органа, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению. 6. Хочу подчеркнуть о том, что сейчас особенно важно. 7. Гражданам, которым что-либо известно о местонахождении преступника, мы просим позвонить по телефону… 8. Многие приняли участие в крёстном ходе.
1) Для решения этой задачи необходимы дополнительные средства. (была нарушена орфоэпическая норма)
2) Не могу согласиться с тем, что говорил докладчик. (Была нарушена синтаксическая норма)
3) Большое внимание в войсках отводиться боевой подготовки солдат, именно это занимает большую часть времени. (была нарушена лексическая норма)
4) В современных много языковых неточностей. (была нарушена лексическая норма)
5) Такой разносторонний орган, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению. (была нарушена синтаксическая норма)
6) Хочу подчеркнуть то, что сейчас особенно важно. (была нарушена синтаксическая норма)
7) Граждан, которым что-либо известно о местонахождении преступника, просим позвонить по телефону… (была нарушена синтаксическая норма)
8) Многие приняли участие в крестном ходе. (была нарушена орфоэпическая норма)
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по теме семинарского занятия №3
Задание. Известный русский фонетист Р.И. Аванесов вспоминал, что в 20-е годы он со слуха воспринимал фамилию одной из студенток как Жиркова, позднее оказалось, что она Жаркова. Как вы объясните это?
В первом предударном слоге после звуков [ж], [ш], [ц] на месте А по современной норме произносится звук [а]. По прежней, «старшей», норме – по так называемому «старомосковскому произношению» (оно было представлено в среде московской интеллигенции) – на месте А в такой позиции произносили [ы] – именно этот звук и услышал фонетист Р.И. Аванесов в фамилии Жаркова и посчитал, что на письме фамилия выглядит как Жиркова.
Задание. Практикум по качествам хорошей речи.
№ 1. Определите, какие качества хорошей речи нарушены. Исправьте предложения.
1. Как саранча" - неуместное сравнение. Прилет саранчи -это бедствие! А здесь, несомненно, речь о хороших людях.
А годы спустя стали ее гадкие утята лебедями. Все слетаются к ней в деревню, как птицы в родное гнездовье.
2. Как однородные сказуемые выступают глаголы с разным управлением.
Автор любит свою героиню и восхищается ею.
3. Неверный предлог и пароним
В кабале у процентщицы находится много людей.
4. Смысловая неточность. Они, это традиции, раз речь шла о них?
Русские традиции прижились в этой семье. Все ее члены славятся дружелюбием.
5. Неправильное употребление паронимов.
Будущее представляется Гоголю в победе жизненной души над
омертвелыми общественными порядками.
6. Смешение стилей (росс - устаревшее слово, употребляемое в поэзии)
Но во благо ли это Евгению, русскому, человеку, личности?
7. Тавтология
На мой взгляд, самое удивительное — это то, что природа настолько очаровывает Жуковского, что становится невозможно выразить все чувства, которые рождаются в его душе от общения с красотой.
8. Неправильное употребление паронима (или формы глагола).
Жизненные неудачи ожесточились (если они участились и усилились)
Жизненные неудачи ожесточились (кого-то)
2. Система коммуникативных качеств речи.
а) Точность речи
1. Смешением каких слов (оборотов) вызвано неточное выражение мысли в следующих выражениях?
Самолет сделал смертельную петлю. (мёртвую)
Бойцы стали собираться в наступление. (готовиться к наступлению)
Ульяна Громова — верная дочка своего народа. (дочь)
Плюшкин ходил в дряхлом халате. (в ветхом)
Свое призвание он видит в службе искусству. (в служении)
Те, кто придут на фестиваль, не пожалеют о потерянном времени. (о потраченном)
Бывшему шоферу такси будет предложено обвинение в американском суде. (предъявлено)
Фред Александрович, скажите, какие виды телефонных услуг появились у вас в ближайшее время? (в последнее время)
Напомню, что за 12 дней до приезда американского президента в Австралии изменился премьер-министр. (сменился)
Значительная часть молодежи поселка представлена сама себе. (предоставлена)
2. Найдите неточно употребленное слово. Ошибки исправьте
Наш папа по происхождению одессит. (Наш папа родом из Одессы)
Среди многих писем процитируем лишь одно. (Из многих писем процитируем лишь одно)
На ферме есть радиоприемник, и в период отдыха доярки слушают его. (На ферме есть радиоприемник, и во время отдыха доярки слушают его)
Надо выйти на этой остановке и сесть с обратной стороны улицы. (Надо выйти на этой остановке, и сесть с обратной стороны улицы)
Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы. (Товарищи поздравили юбиляра и приподнесли цветы)
Гость, растерянно бормоча извинения, пытался собрать осколки сломанной вазы.( Гость, растерянно бормоча извинения, пытался собрать осколки разбитой вазы)
Все мы безвозмездно пользуемся медицинской помощью. (Все безвозмездно используют медицинскую помощь)
Разве виноват был Актер в потере своего человеческого достоинства? (Разве виноват был Актер в утрате своего человеческого достоинства?)
На картине была нарисована группа людей. (На картине была изображена группа людей)
Некрасов широко применял русское народное творчество. (Некрасов широко использовал приемы русского народного творчества)