Файл: Что я узнал о специальности аэронавигационное обеспечение полетов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

(РОСАВИАЦИЯ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

(ФГБОУ ВО СПбГУ ГА)

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Введение в специальность» на тему:

«Что я узнал о специальности

аэронавигационное обеспечение полетов»

Выполнил:

Студент 189 группы ФЛЭ

Боборыкина Анастасия Николаевна

Проверил:

Липин Анатолий Владимирович

Санкт-Петербург

2018

Аннотация

Цель написания курсовой работы - изложение знаний об углубленном знакомстве со специальностью «Аэронавигационное обеспечение полетов воздушных судов» посредствам изучения и просмотра авиационных доку­ментов, приложений, правил и руководств, позволяющих студенту создать основные представления о данной специальности, и получить базовые знания о процессах ее работы.

Объектом исследования курсовой работы является специальность «Аэронавигационное обеспечение полетов воздушных судов». Цель работни­ков данной отрасли заключается в обеспечении аэронавигационной инфор­мацией и аэронавигационными данными организации воздушного движения, для обеспечения безопасного, регулярного, экономичного и эффективного функционирования авиации.

Область применения данной специальности распространена в авиации, непосредственно, при выполнении полетов гражданских воздушных судов. Искажения, ошибки, задержки в представлении или отсутствие аэронавига­ционных данных и аэронавигационной информации могут отрицательно по­влиять на безопасность полетов.

Данные об объеме работы:

Количество страниц – 17

Рисунков – 0

Таблиц – 0

Формул – 0

Содержание

Аннотация………………………………………………………………………2

Содержание……………………………………………………………………..3

Перечень сокращений и обозначений………………………………………...4

Введение………………………………………………………………………...5

Глава 1. Что такое аэронавигационное обеспечение полётов……………...7


Глава 2. История аэронавигационного обеспечения полётов……………...9

Глава 3. Виды аэронавигационного обеспечения полётов………………...13

Глава 4. Основные проблемы в области АНИ…………………………...….15

Заключение………………………………………………………………...…...16

Список использованных источников…………………………………...…….17

Перечень сокращений и обозначений

АБД – аэронавигационная база данных

АНО – аэронавигационное обеспечение

АНИ – аэронавигационная информация

ВС – воздушное судно

ВНИИРА - Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппара­туры

ВПП – взлетно-посадочная полоса

ГА – гражданская авиация

ОрВД – организация воздушного движения

САИ - службы аэронавигационной информации

СРПБЗ – система раннего предупреждения близости земли

ФАП – федеральные авиационные правила

AIP (Aeronautical Information Publication) – сборник аэронавигационной ин­формации

AMDB (Aerodrome Mapping Database) – база данных летных полей

NОТАМ (англ. NOtice To AirMen, NOTAM) — оперативно распространяемая информация (извещения) об изменениях в правилах проведения и обеспече­ния полётов и аэронавигационной информации

Введение

Освоение небесного пространства и его использование невозможно без знаний естественных наук, лежащих в основе мироздания и необходимых каждому специалисту и квалифицированному рабочему авиационной от­расли, связанному с авиационной техникой, организацией воздушного про­странства и полетной деятельностью.

Одной из таких специальностей является «Аэронавигационное обеспе­чение полетов воздушных судов». Данная специальность направлена на изу­чение и использование совокупности методов и средств для определения действительных и желаемых положения и движения летательного аппарата, так же на подготовку и публикацию сборника аэронавигационной информа­ции, содержащего необходимую информацию для безопасного выполнения полетов в воздушном пространстве.[1]

Роль и значение аэронавигационных данных и аэронавигационной ин­формации существенны, так как без них летная эксплуатация воздушных су­дов будет считаться небезопасной, вследствие чего невозможной. Но те же роль и значение со временем претерпели изменения в связи с внедрением новых инновационных систем навигации (зональной навигации, навигации, основанной на характеристиках, бортовых автоматизированных навигацион­ных систем, систем связи, основанной на характеристиках, наблюдения, ос­нованного на характеристиках, систем линий передачи данных и речевой спутниковой связи), связанных с техническим прогрессом современности. [2]



При углубленном знакомстве со специальностью «Аэронавигационное обеспечение полетов воздушных судов» будут рассматриваться суть и прин­ципы работы аэронавигационного обеспечения полетов, затронутся вопросы, касающиеся истории гражданской авиации, в частности и история и аэрона­вигационного обеспечения полетов, а так же деление специальности аэрона­вигационного обеспечения полетов на виды работ, которым будет дана не­большая характеристика. В курсовой работе так же описаны проблемы в об­ласти аэронавигационного обеспечения полетов воздушных судов, так как они имеют существенное значение для безопасности выполнения полетов.

Студенты, поступившие по данному направлению, тщательно отбира­ются на этапе поступления. В том числе немаловажную роль играет и про­хождение медкомиссии. Абитуриент должен быть абсолютно здоров. Среди предметов, изучаемых на направлении, преобладают инженерные и техниче­ские дисциплины: прикладная геометрия и инженерная графика, механика, электротехника. Достаточно внимания уделяется и гуманитарной подготовке. Студенты проходят авиационное право, изучают авиационный иностранный язык (преимущественно английский), безопасность жизнедеятельности и безопасность полетов, метрологию, стандартизацию и сертификацию. Прак­тика проводится на базе аэродромов и авиакомпаний.

Образование по данному направлению можно получить в нескольких высших учебных заведениях Российской Федерации:

  1. МГТУ ГА, направление «Аэронавигация».

  2. УИ ГА им. Б.П. Бугаева, направление «Аэронавигация».

  3. АГЗ МЧС России, направление «Аэронавигация».

  4. СПБГУ ГА, направления: «Аэронавигационное обеспечение полётов», «Аэронавигация».[3]

Глава 1. Что такое аэронавигационное обеспечение полё­тов

Термин «аэронавигация» берет свои истоки из Древнего Рима, где навигация (от лат. navigatio) означала «мореплавание», что несло смысл точного и безопасного плавания судов.

Далее термин стал распространяться и в других средах, что по­служило началом аэронавигации или воздушной навигации.

Если речь идет об аэронавигации как науке или учебной дисци­плине, то аэронавигация – это прикладная наука о точном, надежном и безопасном вождении ВС из одной точки в другую, о методах приме­нения технических средств навигации. Основой для аэронавигации как науки в первую очередь являются математика и физика. Но также тесно связаны с аэронавигацией такие специальные дисциплины как авиационная картография и геодезия, авиационные радиотехнические средства, авиационная метеорология.


Если же речь идет о неком процессе, целью которого является достижение заданной цели, то аэронавигация – это управление траек­торией движения ВС, определяемое экипажем в полете.

Определяя понятие аэронавигации, достаточно говорить об управлении ВС как точкой и нет необходимости говорить об управле­нии траекторией.

Аэронавигация в иерархии процессов управления полетом зани­мает далеко не последнее место. Пилот, управляя воздушным судном, выдерживает разные параметры, например, высоту, скорость, курс и др. В этом ему помогают знания аэронавигации и системы воздушной навигации.

Полеты ВС могут выполняться в любое время суток, поэтому пи­лот нуждается в особых средствах отслеживания параметров - техни­ческих средствах навигации. Они делятся на 4 типа:

  1. Геотехнические средства навигации. Принцип их действия лежит в использовании законов естественных наук и физических полей Земли.

  2. Радиотехнические средства навигации. Данные средства представляют собой самую важную группу средств, основанные на из­лучении и приеме радиоволн.

  3. Астрономические средства навигации. Данная группа пред­ставляет собой средства, принцип действия которых основан на опре­делении местоположения ВС с помощью небесных светил. Точность таких приборов довольно низка и время определения параметров ВС слишком велико. На данный момент астрономические средства навига­ции утратили свою актуальность.

  4. Светотехнические средства навигации. Принцип действия данной группы средств основан на определении местоположения ВС относительно ВПП и используется на конечном этапе захода на по­садку.

Посредствам данных средств выполняется аэронавигационное обеспечение полетов воздушных судов.

Аэронавигационное обеспечение полетов – комплекс мероприя­тий, проводимых на этапах организации, подготовки и выполнения по­летов и направленных на создание условий для точной, безопасной и экономичной аэронавигации. [4]

Эта деятельность осуществляется различными службами аэро­портов, авиакомпаний, центральных руководящих органов авиации. Она включает в себя установление заданных траекторий полета.

Глава 2. История аэронавигационного

обеспечения полё­тов

Началом же подготовки навигационных кадров для авиации можно считать1919 г., когда. Была создана Школа Красного воздуш­ного флота, готовившая специалистов по аэрофотосъемке, а с 1920 г. также и аэронавигаторов, как так тогда называли штурманов. В 1923 г. было создано первое научно-исследовательское учреждение в области аэронавигации – Центральная аэронавигационная станция (ЦАНС).


Воздушная навигация прошла тернистый путь совершенствова­ния, прежде чем дойти до уровня современной навигации.

12 июля (30 июня) 1804 г. был произведен первый полет – полет на воздушном шаре. Данный полет был выполнен академиком Россий­ской Академии наук Яковом Дмитриевичем Захаровым. Полет над Пе­тербургом длился 3 часа 45 минут на высоте, примерно, 2000 метров. Захаров при полете пользовался приборами – компасом и вертикальной зрительной трубой и, проведя целы ряд наблюдений, проложил на карте маршрут полета, что дало начало новой области авиации – аэро­навигации.

До изобретения усовершенствованных летательных аппаратов, воздушная навигация использовалась при полетах на воздушных ша­рах. Первоначально ориентировка осуществлялась по местным предме­там на земной поверхности с помощь топографических карт.

Для определения местонахождения воздушного шара было пред­ложено измерять скорость и направление его движения, а затем про­кладывать на карте расстояния, пройденные за известные промежутки времени. Прибор для измерения скорости и направления полета был изобретен в 1897 г. М. М. Поморцевым. [5]

Авиаторы понимали, что необходимость в навигационном обору­довании высока. Поэтому уже в 1878 г на самолете были установлены магнитный компас, высотомер, часы, а так же навигационный планшет.

Через некоторое время после полета братьев Райт, в начале ХХ века навигационное оборудование самолетов состояло из компаса, вы­сотомера указателя скорости, часов и планшета с картой, где карта иг­рала ключевую роль в навигации.

Первая в России специальная полетная карта была издана в 1910г. для перелета Петербург-Москва. Развитие навигации шло быст­рыми темпами, были разработаны: навигационный визир, основы ме­тодики вождения ВС в сложных метеоусловиях, пеленгатор, прототипы ветрочетов и др.

В 1935 г. советскими изобретателями был сконструирован новый оригинальный прибор – гиромагнитный компас.

С развитием аэронавигации на практике началось развитие и ли­тературной базы судовождения. Начали издаваться научные и учеб­ники, руководства и уже в 1932 г. вышел один из первых официальных нормативных документов в области аэронавигации «Наставление по аэронавигационной службе» (НАНС).