Файл: Что я узнал о специальности аэронавигационное обеспечение полетов.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
(РОСАВИАЦИЯ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»
(ФГБОУ ВО СПбГУ ГА)
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Введение в специальность» на тему:
«Что я узнал о специальности
аэронавигационное обеспечение полетов»
Выполнил:
Студент 189 группы ФЛЭ
Боборыкина Анастасия Николаевна
Проверил:
Липин Анатолий Владимирович
Санкт-Петербург
2018
Аннотация
Цель написания курсовой работы - изложение знаний об углубленном знакомстве со специальностью «Аэронавигационное обеспечение полетов воздушных судов» посредствам изучения и просмотра авиационных документов, приложений, правил и руководств, позволяющих студенту создать основные представления о данной специальности, и получить базовые знания о процессах ее работы.
Объектом исследования курсовой работы является специальность «Аэронавигационное обеспечение полетов воздушных судов». Цель работников данной отрасли заключается в обеспечении аэронавигационной информацией и аэронавигационными данными организации воздушного движения, для обеспечения безопасного, регулярного, экономичного и эффективного функционирования авиации.
Область применения данной специальности распространена в авиации, непосредственно, при выполнении полетов гражданских воздушных судов. Искажения, ошибки, задержки в представлении или отсутствие аэронавигационных данных и аэронавигационной информации могут отрицательно повлиять на безопасность полетов.
Данные об объеме работы:
Количество страниц – 17
Рисунков – 0
Таблиц – 0
Формул – 0
Содержание
Аннотация………………………………………………………………………2
Содержание……………………………………………………………………..3
Перечень сокращений и обозначений………………………………………...4
Введение………………………………………………………………………...5
Глава 1. Что такое аэронавигационное обеспечение полётов……………...7
Глава 2. История аэронавигационного обеспечения полётов……………...9
Глава 3. Виды аэронавигационного обеспечения полётов………………...13
Глава 4. Основные проблемы в области АНИ…………………………...….15
Заключение………………………………………………………………...…...16
Список использованных источников…………………………………...…….17
Перечень сокращений и обозначений
АБД – аэронавигационная база данных
АНО – аэронавигационное обеспечение
АНИ – аэронавигационная информация
ВС – воздушное судно
ВНИИРА - Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры
ВПП – взлетно-посадочная полоса
ГА – гражданская авиация
ОрВД – организация воздушного движения
САИ - службы аэронавигационной информации
СРПБЗ – система раннего предупреждения близости земли
ФАП – федеральные авиационные правила
AIP (Aeronautical Information Publication) – сборник аэронавигационной информации
AMDB (Aerodrome Mapping Database) – база данных летных полей
NОТАМ (англ. NOtice To AirMen, NOTAM) — оперативно распространяемая информация (извещения) об изменениях в правилах проведения и обеспечения полётов и аэронавигационной информации
Введение
Освоение небесного пространства и его использование невозможно без знаний естественных наук, лежащих в основе мироздания и необходимых каждому специалисту и квалифицированному рабочему авиационной отрасли, связанному с авиационной техникой, организацией воздушного пространства и полетной деятельностью.
Одной из таких специальностей является «Аэронавигационное обеспечение полетов воздушных судов». Данная специальность направлена на изучение и использование совокупности методов и средств для определения действительных и желаемых положения и движения летательного аппарата, так же на подготовку и публикацию сборника аэронавигационной информации, содержащего необходимую информацию для безопасного выполнения полетов в воздушном пространстве.[1]
Роль и значение аэронавигационных данных и аэронавигационной информации существенны, так как без них летная эксплуатация воздушных судов будет считаться небезопасной, вследствие чего невозможной. Но те же роль и значение со временем претерпели изменения в связи с внедрением новых инновационных систем навигации (зональной навигации, навигации, основанной на характеристиках, бортовых автоматизированных навигационных систем, систем связи, основанной на характеристиках, наблюдения, основанного на характеристиках, систем линий передачи данных и речевой спутниковой связи), связанных с техническим прогрессом современности. [2]
При углубленном знакомстве со специальностью «Аэронавигационное обеспечение полетов воздушных судов» будут рассматриваться суть и принципы работы аэронавигационного обеспечения полетов, затронутся вопросы, касающиеся истории гражданской авиации, в частности и история и аэронавигационного обеспечения полетов, а так же деление специальности аэронавигационного обеспечения полетов на виды работ, которым будет дана небольшая характеристика. В курсовой работе так же описаны проблемы в области аэронавигационного обеспечения полетов воздушных судов, так как они имеют существенное значение для безопасности выполнения полетов.
Студенты, поступившие по данному направлению, тщательно отбираются на этапе поступления. В том числе немаловажную роль играет и прохождение медкомиссии. Абитуриент должен быть абсолютно здоров. Среди предметов, изучаемых на направлении, преобладают инженерные и технические дисциплины: прикладная геометрия и инженерная графика, механика, электротехника. Достаточно внимания уделяется и гуманитарной подготовке. Студенты проходят авиационное право, изучают авиационный иностранный язык (преимущественно английский), безопасность жизнедеятельности и безопасность полетов, метрологию, стандартизацию и сертификацию. Практика проводится на базе аэродромов и авиакомпаний.
Образование по данному направлению можно получить в нескольких высших учебных заведениях Российской Федерации:
-
МГТУ ГА, направление «Аэронавигация». -
УИ ГА им. Б.П. Бугаева, направление «Аэронавигация». -
АГЗ МЧС России, направление «Аэронавигация». -
СПБГУ ГА, направления: «Аэронавигационное обеспечение полётов», «Аэронавигация».[3]
Глава 1. Что такое аэронавигационное обеспечение полётов
Термин «аэронавигация» берет свои истоки из Древнего Рима, где навигация (от лат. navigatio) означала «мореплавание», что несло смысл точного и безопасного плавания судов.
Далее термин стал распространяться и в других средах, что послужило началом аэронавигации или воздушной навигации.
Если речь идет об аэронавигации как науке или учебной дисциплине, то аэронавигация – это прикладная наука о точном, надежном и безопасном вождении ВС из одной точки в другую, о методах применения технических средств навигации. Основой для аэронавигации как науки в первую очередь являются математика и физика. Но также тесно связаны с аэронавигацией такие специальные дисциплины как авиационная картография и геодезия, авиационные радиотехнические средства, авиационная метеорология.
Если же речь идет о неком процессе, целью которого является достижение заданной цели, то аэронавигация – это управление траекторией движения ВС, определяемое экипажем в полете.
Определяя понятие аэронавигации, достаточно говорить об управлении ВС как точкой и нет необходимости говорить об управлении траекторией.
Аэронавигация в иерархии процессов управления полетом занимает далеко не последнее место. Пилот, управляя воздушным судном, выдерживает разные параметры, например, высоту, скорость, курс и др. В этом ему помогают знания аэронавигации и системы воздушной навигации.
Полеты ВС могут выполняться в любое время суток, поэтому пилот нуждается в особых средствах отслеживания параметров - технических средствах навигации. Они делятся на 4 типа:
-
Геотехнические средства навигации. Принцип их действия лежит в использовании законов естественных наук и физических полей Земли. -
Радиотехнические средства навигации. Данные средства представляют собой самую важную группу средств, основанные на излучении и приеме радиоволн. -
Астрономические средства навигации. Данная группа представляет собой средства, принцип действия которых основан на определении местоположения ВС с помощью небесных светил. Точность таких приборов довольно низка и время определения параметров ВС слишком велико. На данный момент астрономические средства навигации утратили свою актуальность. -
Светотехнические средства навигации. Принцип действия данной группы средств основан на определении местоположения ВС относительно ВПП и используется на конечном этапе захода на посадку.
Посредствам данных средств выполняется аэронавигационное обеспечение полетов воздушных судов.
Аэронавигационное обеспечение полетов – комплекс мероприятий, проводимых на этапах организации, подготовки и выполнения полетов и направленных на создание условий для точной, безопасной и экономичной аэронавигации. [4]
Эта деятельность осуществляется различными службами аэропортов, авиакомпаний, центральных руководящих органов авиации. Она включает в себя установление заданных траекторий полета.
Глава 2. История аэронавигационного
обеспечения полётов
Началом же подготовки навигационных кадров для авиации можно считать1919 г., когда. Была создана Школа Красного воздушного флота, готовившая специалистов по аэрофотосъемке, а с 1920 г. также и аэронавигаторов, как так тогда называли штурманов. В 1923 г. было создано первое научно-исследовательское учреждение в области аэронавигации – Центральная аэронавигационная станция (ЦАНС).
Воздушная навигация прошла тернистый путь совершенствования, прежде чем дойти до уровня современной навигации.
12 июля (30 июня) 1804 г. был произведен первый полет – полет на воздушном шаре. Данный полет был выполнен академиком Российской Академии наук Яковом Дмитриевичем Захаровым. Полет над Петербургом длился 3 часа 45 минут на высоте, примерно, 2000 метров. Захаров при полете пользовался приборами – компасом и вертикальной зрительной трубой и, проведя целы ряд наблюдений, проложил на карте маршрут полета, что дало начало новой области авиации – аэронавигации.
До изобретения усовершенствованных летательных аппаратов, воздушная навигация использовалась при полетах на воздушных шарах. Первоначально ориентировка осуществлялась по местным предметам на земной поверхности с помощь топографических карт.
Для определения местонахождения воздушного шара было предложено измерять скорость и направление его движения, а затем прокладывать на карте расстояния, пройденные за известные промежутки времени. Прибор для измерения скорости и направления полета был изобретен в 1897 г. М. М. Поморцевым. [5]
Авиаторы понимали, что необходимость в навигационном оборудовании высока. Поэтому уже в 1878 г на самолете были установлены магнитный компас, высотомер, часы, а так же навигационный планшет.
Через некоторое время после полета братьев Райт, в начале ХХ века навигационное оборудование самолетов состояло из компаса, высотомера указателя скорости, часов и планшета с картой, где карта играла ключевую роль в навигации.
Первая в России специальная полетная карта была издана в 1910г. для перелета Петербург-Москва. Развитие навигации шло быстрыми темпами, были разработаны: навигационный визир, основы методики вождения ВС в сложных метеоусловиях, пеленгатор, прототипы ветрочетов и др.
В 1935 г. советскими изобретателями был сконструирован новый оригинальный прибор – гиромагнитный компас.
С развитием аэронавигации на практике началось развитие и литературной базы судовождения. Начали издаваться научные и учебники, руководства и уже в 1932 г. вышел один из первых официальных нормативных документов в области аэронавигации «Наставление по аэронавигационной службе» (НАНС).